Под Петербургом на народные деньги хотят возвести Арку Победы

Жители Красного Села станут жертвами архитектурной затеи Даниила Гранина

В Смольном одобрили проект установки Арки Победы в Красном Селе на «народные деньги». Идея создать это сооружение по образу и подобию временной арки, несколько лет простоявшей на Московском проспекте, родилась семь лет назад у почетного гражданина города и непререкаемого авторитета — Даниила Гранина. А теперь вот и сам губернатор поддержал его затею, пообещал сам «скинуться» и призвал всех друзей, знакомых и родственников поступить так же.

Жители Красного Села станут жертвами архитектурной затеи Даниила Гранина

На первый взгляд — благородная инициатива, но, если немного задуматься, совершенно абсурдная. Во-первых, на пересечении Кингисеппского шоссе, проспекта Ленина и Гатчинского шоссе, где возведут монумент, — постоянные пробки, а новый объект изменит в этом месте движение транспорта на круговое, что только усугубит ситуацию. Во-вторых, арка «народная», но реконструкция развязки вокруг нее будет оплачена из бюджетных средств, да и сам перекресток уже год назад был отремонтирован на государственные деньги.

Зачем тратиться на арку и повторный ремонт дороги там, где 30 лет не могут найти деньги на дом культуры, или подземный пешеходный переход, или поликлинику? Да и можно ли будет арку Победы назвать произведением искусства? И почему ею должны любоваться именно жители Красного Села? Ответы на эти вопросы «МК» в Питере» искал вместе с историком, архитектурным критиком Михаилом Золотоносовым. Попутно выяснив и цену слов «моральных авторитетов».

Убожество на века

— Арку архитектора Гегелло, которую планируют поставить в Красном Селе, разобрали в 1949 году. Насколько она исторически ценна? И почему уже через три года после постройки ее разобрали и забыли?

— Арка — это ворота, через которые проходит армия после победоносной войны, — своего рода оформление торжественного въезда. Триумфальные арки ставили еще в Древнем Риме, их можно разделить на два типа: постоянные и временные. При Петре I и после него строили временные арки. Арка Гегелло тоже к ним относится. Все зависит от того, как их делать. Если брать Триумфальную арку в Париже или Триумфальные ворота Московские, Нарвские, построенные до 1840 года, то они выполнены в имперском стиле, с большим количеством архитектурных деталей, с квадригами наверху и прочим. Это явно постоянные сооружения. А вот в Красном Селе — какой-то парадокс. В качестве материала хотят взять бетон — он предполагает вечность, но по своей эстетике, по форме, по скудности и бедности скульптурного архитектурного оформления эта арка временная. Надо делать либо красивую фундаментальную арку типа Московских триумфальных ворот, либо ничего.

— Но с пышностью форм стоимость ее значительно возрастет?

— Конечно, она будет стоить все 300 миллионов, а может быть, миллиард, но я пока о деньгах не говорю. В проекте ее сделают из бетона и внутри поставят скульптуры из полиэфирных смол. И, в принципе, все понимают, что это дешевка. Без пышных украшений она не имеет смысла, иначе это временные ворота. При этом есть еще один сюжет в этой истории — арку установят через 70 лет после того, как победили в войне. Но такие сооружения — и постоянные, и временные — ставят на эмоциональной волне отношения к историческому событию. Я понимаю, когда это происходило в 1945 году — страна победила в войне на уничтожение. Тогда это было событие! Но сейчас арку воспримут безразлично. И, даже если ее за миллиарды украсят всеми мыслимыми скульптурными и архитектурными формами, все равно она не произведет особого впечатления. Понимаю, если бы сейчас завоевали всю Украину и вот поставили эту арку. Спецназ бы возвращался через нее после кровопролитных боев за Киев. Тогда это имело бы смысл.

Так что со всех точек зрения — с социально-психологической и с эстетической — то, что предложено, — это абсолютно бессмысленный объект. Можно сравнить нашу арку с парижской Дефанс, но там совершенно другое сооружение, современное. А здесь они предлагают такую дедушкину эстетику, потому что сами — дедушки. Гранин, как недавно выяснилось, старший политрук — и арка Гегелло — верх фантазии старшего политрука. Администрации и строителям это выгодно, но смысла в ней нет. А в Красном Селе от транспорта все дрожит, вибрирует, пыль, вонь бензиновая. Но людям говорят: вместо объездной дороги мы вам лучше арку поставим.

— Гранин аргументирует свою идею возрождения арки так: в свое время из-за того, что восстанавливали разрушенный Ленинград, об идее переделать временную арку в постоянную, каменную забыли.

— Нужны какие-то архивные материалы для подобного утверждения. Гранин это все на ходу сочиняет. Все забыли, а он один помнит. Ее хотел восстановить сам Гранин в 2007 году — больше никто и никогда. И если сегодня мы даже что-то восстанавливаем, то внутри городской среды и плотной застройки, чтобы по стилю это не выпадало из контекста. А арку собираются поставить в Красном Селе, где никакого контекста нет, там она просто будет стоять в центре площади с круговым объездом транспорта.

Добровольно-принудительный патриотизм

— Получается, что и место для арки выбрали «случайно», буквально ткнув пальцем в карту?

— В Красном Селе много пустого места. А в центре города места нет, поэтому туда будут тащить все, что не помещается в других районах. Это и есть абсурд нашей жизни. Один старший политрук от нечего делать идею двинул, а другие, такие же старшие политруки, решили, что надо же чем-то эдаким грандиозным семидесятилетие Победы отметить.

Но меня больше заинтересовало сообщение, что уже по школам циркуляры пошли, чтобы деньги собирали на строительство. В интернет-газете «Фонтанка» факсимильно воспроизведено письмо из отдела образования Московского района. По школам учителя должны требовать с родителей деньги. Конечно, официально все отнекались и сказали, что это не соответствует действительности, но думаю, что как раз соответствует. Имеется в виду, что арку надо построить на народные деньги — дескать, это элемент патриотического воспитания. Тут же сразу подключилась целая орда профессиональных обучателей патриотизму. А в итоге, видимо, люди, стоящие в пробках, будут смотреть на эту арку и патриотически перевоспитываться. На самом деле вместо арки там надо строить нормальную транспортную развязку за сто миллионов.

— Получается, в восторге от этой арки только два человека — писатель Гранин и губернатор Полтавченко?

— Так получается. Гранин в свое время был инициатором установки памятного знака к 300-летию города в Петропавловской крепости — неприметный куб там теперь стоит. И столько раньше про него кричали — какая это была «потрясающая», как подавали в прессе, идея в 2003 году. Поставили куб, а через год все о нем забыли. Не бог весть что, но он хотя бы маленький и дешевый. А деньги дали бизнесмены, фамилии которых выбиты на кубе. От этой фантазии Гранина хотя бы никто не пострадал.

— Но Гранин — непререкаемый авторитет, чуть ли не духовный патриарх нашего времени.

— Да, сначала был Лихачев, а теперь Гранин. И всегда неправ тот, кто посягает на светлый образ. Но арка — это не просто результат послушания патриарху Гранину. Начальству города, губернатору понравилась идея отметить 70-летие строительством монумента. Это результат совпадения интересов. Если бы не совпало, не было бы стройки. Но не нужно обязательно каждые пять лет ставить зримый монумент. Можно издать книгу, подготовить сотни материалов на основе архивных исследований. Но наше правительство историческая правда не интересует, поэтому поставят такие зримые ворота. У нас памятниками начальство тешит само себя.

Проблема не в Гранине. Проблема в том, что губернатор эту глупость поддержал, вот где беда для города. Из всех предложений (а в Смольный каждый день их поступает множество — построить, снести, посадить) надо выбирать с разумом нечто рациональное. А в этом случае выбрали убожество. Я не предлагаю строить другую арку за миллиард — красивую и пафосную. В Красном Селе она вообще никакая никому не нужна. Там нет ни дороги нормальной, ни дома культуры. Что, у нас уже совсем некуда деньги девать? Но Гранин — он же бесконечно далек от реальной жизни и этого не понимает.

Придуманный Гранин

— Недавно вы опубликовали исследование, в котором доказали, что Гранин себе придумал военную биографию, не совсем соответствующую действительности. Нашли с тех пор какие-то новые мистификации?

— Да, нашел. Еще не все опубликовано. Как писатель, как опытный беллетрист, Гранин точно выбирает те моменты, по которым нужно оптимизировать свою биографию. Гранин родился 1 января 1918 года, а не в январе 1919 года. Он, видимо, изменил дату рождения в 1968 году, потому что хотел получить второй орден Трудового Красного Знамени. Гранину 7 ноября 1968 года к 50-летию Октябрьской революции в числе многих советских писателей дали орден Трудового Красного Знамени. А через два месяца у него было пятидесятилетие. И он, видимо, понимал, что не дадут ему сразу второй орден после первого, поэтому и отложил свой день рождения на год.

— А как же окружающие его люди? Сделали вид, что ничего не произошло?

— Да. Хотя в «Краткой литературной энциклопедии» написано, что он родился 1 января 1918 года, и в своих анкетах он так и писал, но уже в Большой Советской энциклопедии значится, что он родился 1 января 1919 года, потому что он сам постановил так считать. И все остальные сделали вид, что так и есть. И в январе 1969 года дружно поздравляли Гранина с 50-летием. А правление Союза писателей (Гранин тогда был первым секретарем правления) ходатайствовало перед райкомом партии, чтобы ему дали еще один орден Трудового Красного Знамени. Правда, орден ему так и не дали.

И, например, в анкетах Гранин писал, что родился в городе Волыни Курской области. Но в Курской области никогда не было города Волыни. Была деревня Волынка Рыльского уезда Курской губернии. Но, понимаете, неприятно родиться в деревне Волынка, да еще и Рыльского уезда. С названием от реки Рыло. Поэтому он придумал, что родился в несуществующем городе Волыни. И все это пишут, и никто даже не озаботился проверить, есть ли вообще такой город, был ли он в 1919 году или позже. Был город Волынь в ХII веке на северо-западе нынешней Украины. Там, где историческая область Волынь.

И список этих фантазий можно продолжать. Гранин — человек выдумки. Также он выдумал, что сидел в окопе — по автобиографическим книгам якобы был рядовым в народном ополчении. А на самом деле служил старшим политруком, причем с первых дней войны. И было бы странно, если бы он был рядовым, он все-таки инженер, окончил Политехнический институт. И ведь ничего позорного в том, что он занимался ремонтом танков, нет — не кулаками же воевать. На войне куда кого направили, тот там и оказался. И выжили те, кто не на передовой был.

Кроме того, Гранин придумал, что он работал инженером на Кировском заводе в танковом конструкторском бюро. Но я смотрел его личное дело в партийном архиве. Гранин трудился инженером электросилового цеха. Это вспомогательный цех, который обеспечивает электроэнергией все цеха Кировского завода. Важное подразделение, но все же не танковое КБ. Тем более что в КБ работают конструкторы, а он заканчивал электромеханический факультет, он инженер-электрик. Ему нечего было делать в танковом КБ, он не конструктор танков. Но Гранин понимает, что работать в танковом КБ престижнее, чем объяснять: «Я работал в важном цеху и ходил с отверткой что-то подкручивал». Только специалисты понимают, что такое электросиловой цех, а танковое КБ — это звучит!

Да он и не думал, что будет разоблачен, что архивы откроют, он же советский человек, был уверен, что все документы за семью печатями. В советское время в этот партархив к личным делам вообще бы никого не подпустили. Еще два года назад к ним никого не подпускали. Но вдруг их там озарило, и они стали выдавать дела.

И Гранин вообще не понимает, что Минобороны устроило сайт «Подвиг народа» и выложило документы в общее пользование. И любой человек может из любой точки земного шара пройти по ссылке и посмотреть, кем Гранин на самом деле был на войне. После моей публикации корреспонденту «Фонтанки» Гранин тут же выдал: «Золотоносов мне мстит потому, что Золотоносов написал книгу про Фауста, а Гранин написал Золотоносову письмо, что книга Золотоносова плохая». Я удивляюсь, насколько у него быстрый ум. Надо же на ходу придумывать всю эту бредятину. У меня не только книг, но и статей про Фауста не было. Он — дедушка-выдумщик.

Гранин и дальше будет делать вид, что все это не имеет никакого значения. Мол, журналисты все перепутали. По принципу: «Вы сказали, что черное — это белое. Нет-нет. Вы все перепутали». Старшим политрукам не привыкать мистифицировать. Он фантазирует, как в своих книгах. Он нафантазировал что-то с этой аркой, как до этого нафантазировал в своих книгах свою биографию. Вот он помнит, что была такая арка. А на площади Калинина стояла виселица, на которой в январе 1946 года вешали немцев, может, нам и виселицу восстановить?

История вопроса

8 июля 1945 года в город вступили войска Ленинградского Гвардейского корпуса. Они входили тремя колоннами под тремя триумфальными арками. В Невском районе — под аркой архитекторов Гольдора и Фомина, в Кировском — под аркой Каменского и в Московском районе под аркой Гегелло. По директивам того времени на создание эскизов арок творцам дали сутки, а возвели сооружения за семь дней «с учетом отсутствия всего: материалов, физической силы у рабочих, а главное — времени». Арки слепили из фанеры и гипса, а через три года разобрали.

Как выяснилось, сооружение, которое собираются подарить Красному Селу, даже не реконструирует арку Гегелло. Проект архитектора Владимира Попова и скульптора Бориса Петрова, утвержденный в Смольном, лишь отдаленно напоминает прототип и начертан «по мотивам» всех трех временных арок.

Цена вопроса

Монумент в Красном Селе стоит 100 миллионов рублей. На него соберут деньги «всем миром». Кстати, уже любой желающий может добавить в «копилку» деньги на строительство через Сбербанк. На сегодня собрано от доброжелателей около двух миллионов.

Кроме того, в бюджете Петербурга запланированы 900 миллионов рублей на 2014–2015 годы на «Реконструкцию автомобильных дорог, расположенных на пересечении Кингисеппского шоссе, пр. Ленина, Гатчинского шоссе и ул. Восстания». Перекресток придется превратить в площадь за счет бюджетных денег.

Новый памятник был выбран без конкурса и обсуждения с общественностью. Открытых обсуждений новой организации площади с участием жителей Красного Села тоже не проводилось. Однако люди создали форумы и группы в социальных сетях, на которых обсуждают нецелесообразность строительства. Собирают подписи против «подарка» — арки.

«Основная проблема Красного Села — это перегруженность дорог… Десять лет Правительство СПб обещает начать строительство транспортного обхода вокруг Красного Села, расширить и обустроить существующие дороги, но никак не может найти на это средства. И вдруг объявляется о реконструкции перекрестка, на что планируется потратить сумму, пятнадцатикратно превосходящую годовой бюджет Красного Села на благоустройство. Это строительство приведет к окончательному дорожному коллапсу», — пишут люди В. В. Путину.

 

Фото urban-report.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру