Попасть в переплет

Почему Россия перестала быть самой читающей страной мира

В мире все меньше людей читают и покупают книги. Постепенно и как-то незаметно закрываются и книжные магазины. Основатель и генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед» Денис Котов рассказал, как книжные магазины конкурируют с алкоголем за время и деньги горожан.

Почему Россия перестала быть самой читающей страной мира

Американцы читают больше нас

— Как у нас сейчас обстоят дела с чтением? Люди покупают книги?

— В стране в последние годы сокращается число книжных магазинов. В 1990 году на территории РСФСР их было 8,5 тысяч. А сейчас в России осталось лишь 1,5 тысячи... Почувствуйте разницу! Сокращается количество книжных магазинов и в Петербурге: в 1913-м их было больше 200, а сейчас в лучшем случае 100. А если мы не будем учитывать небольшие магазинчики метражом менее 60 квадратных метров, то наберется и того меньше. Снижение числа книжных магазинов ведет за собой и уменьшение тиражей.

В советские времена классиков и современных авторов того времени могли издавать тиражом в 100 тысяч экземпляров. И это было обычное явление. А сейчас мы не можем гарантировать, что на всю страну будет распродан пороговый тираж в 3 тысячи экземпляров. Печатать книги меньшим тиражом издательствам уже совсем неинтересно: иначе просто не покрыть издержки.

Теперь вы видите всю степень кризиса. Но и это еще не все: сокращение тиражей ведет к увеличению цены, ведь себестоимость производства одной книги становится больше. А это, в свою очередь, приводит к тому, что люди начинают реже покупать книжную продукцию. Поэтому количество продаваемых книг снижается из года в год примерно на 2–3 процента. Оживить продажи может только активная государственная политика по продвижению чтения. Например, с помощью таких крупных событий, как Санкт-Петербургский международный книжный салон. Но его одного, конечно, недостаточно.

— За границей ситуация с чтением столь же печальная?

— Там тоже стагнация. Более того, года два назад были крупные банкротства. Например, ушла с рынка вторая по величине в мире американская книготорговая сеть Borders Group. Сейчас складывается такая ситуация, что в каждом государстве остается лишь одна крупная книжная сеть. И еще один-два интернет-сервиса, которые в том числе ориентированы на продажу книг. Понятно, что во многих странах это «Амазон».

— Долго считалось, что мы — самая читающая нация в мире. Это уже не так?

— Сейчас мы точно не самые читающие. Скажем, американский книжный рынок больше российского примерно в пять раз... Притом, что население в США больше нашего всего в два с лишним раза. Почему россияне стали меньше читать? У людей возросла занятость: для того, чтобы обеспечивать семью, отдавать кредиты, надо много работать и крутиться. А редкие минуты свободного времени люди предпочитают проводить перед компьютером или телевизором. Поэтому сейчас «Буквоед» конкурирует за время и внимание наших клиентов не с другими книжными магазинами, а с ТВ, Интернетом и, кстати, с алкоголем, который сейчас по цене более доступен, чем книга. Это прекрасно понимали и в советские времена. Неслучайно в 30-е годы прошлого века Общество по борьбе с трезвостью даже проводило беспроигрышную лотерею «Книга вместо водки». Конечно, сейчас непросто выдерживать эту конкуренцию. Ведь книги — очень тихие сущности: они не кричат, не хватают тебя за руку, пытаясь привлечь внимание, а просто терпеливо ждут, когда к ним обратятся.

Радует, что, несмотря на все это, Россия по-прежнему остается читающей и думающей страной. Например, мы в «Буквоеде» за последние 3–4 года даже немного прирастаем покупателями. Это связано в том числе с открытием новых магазинов и ростом продаж по не книжным товарам.

Непечатные истории

— Что сейчас читают люди? Как меняются их предпочтения в литературе?

— В последнее время становится все более популярна детская литература. Наверняка это связано с увеличением рождаемости. Растут продажи книг, связанных с хобби и творчеством. Люди хотят учиться творить, создавать своими руками что-то новое. Несколько увеличиваются продажи документальной литературы. Возможно, потому, что сейчас печатаются очень красивые издания, и люди покупают их в подарок. А вот деловая литература сокращает свои продажи: эти издания довольно дорогие, и все больше людей читают их в электронном варианте или берут на время у своих знакомых. Не растут продажи и художественной литературы.

— Кстати, о ней. Кто решает, какие книги попадут на прилавки, а какие — нет?

— К нам в магазин еженедельно поступает несколько сотен новинок. Со всем этим потоком работает специальный отдел, в котором и оценивают, насколько та или иная книга будет востребована, сколько человек захотят ее прочитать. Это сложнейшая работа. Литература — это прежде всего мысли. А определить, какие мысли будут востребованы в тот или иной момент, очень непросто. При этом учитывается масса факторов: оценки издателей, собственный опыт, наличие книг-аналогов, которые ранее хорошо продавались, возможные экранизации той или иной книги: если они были, то продажи наверняка будут довольно высокими. Например, благодаря фильму «Великий Гэтсби» (экранизация одноименного романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. — Ред.) это произведение вышло на вершины хит-парада. Даже сейчас, спустя год после выхода фильма, книга продается лучше, чем произведения любых других классиков того времени. Ну и, конечно, есть авторы, востребованные из года в год: Достоевский, Пушкин, Толстой.

— Сейчас во многих книжных магазинах Петербурга большая проблема с ассортиментом. Например, в том же «Буквоеде» несколько стеллажей с зачастую некачественными произведениями в жанре фэнтези, а классиков мировой научной фантастики, например, Айзека Азимова, днем с огнем не сыскать. И такая же ситуация с книгами других жанров. Почему так?

— Существует огромное количество причин, почему той или иной книги нет в магазине. Большое количество литературы сейчас не купить просто потому, что у издателей закончились права на ее выпуск. А может быть, есть просто какой-то правовой спор между родственниками писателя и издателями. Или фокус внимания людей ушел на произведения других авторов. И издатели выжидают, пока накопится определенное количество читателей, желающих купить того же Азимова.

Жаль, что Достоевский больше не пишет

— Многие классики отлично издаются, но, тем не менее, не попадают в книжные магазины. Например, в «Буквоеде» продается чуть ли не полное собрание сочинений Дарьи Донцовой, а «линейка» произведений классиков очень невелика: дай бог у одного автора, например, Нобелевского лауреата Генриха Сенкевича, будет продаваться один-два романа... Выходит, условная «Донцова» раскупится быстрее?

— Старые книги Донцовой, вышедшие лет 5 назад, быстрее не раскупятся. А новые — запросто. Если бы наши классики восстали из мертвых и создали еще несколько книг, то уверяю вас, они продавались бы великолепно. А Достоевский и вовсе был бы на вершине хит-парада, причем мирового. Но, к сожалению, наши классики давно ничего не пишут. Поэтому очень трудно сейчас бороться с «Пятьюдесятью оттенками серого» (бестселлер, эротический роман для женщин британской писательницы Э. Л. Джеймс. — Ред.). Что касается количества книг одного автора, то тут непростая ситуация. Возьмем того же Фицджеральда. Большинство людей не будут перечитывать все его произведения только потому, что им понравился фильм «Великий Гэтсби». Это захотят сделать лишь единицы. Но издатели не будут для них печатать тираж в три тысячи экземпляров. Вот и все объяснение...

— Как же тогда можно привлечь людей к чтению, если качественная литература не издается нормальными тиражами, если ее не найти в магазинах?

— Вы знаете, мы недавно подключили специальный сервис — печать по требованию. На нашем сайте есть справочник книг на более чем 200 языках мира, начиная от английского и заканчивая санскритом. И любой человек может выбрать и заказать книгу из этого списка, которую ему напечатают в одном экземпляре и доставят в течение 10–14 дней. Конечно, эта книга будет стоить дороже тех, что продаются в магазине. Она обойдется примерно 700–1000 рублей. Но согласитесь, это все-таки не космическая цена.

А что касается привлечения людей к чтению, то, мне кажется, я знаю один простой способ.

Нам надо почаще задавать своим друзьям, коллегам и близким один вопрос: «Что ты сейчас читаешь?» Как только этот вопрос вернется в наш обиход, количество читающих людей автоматически будет возрастать.

Хит-парад самых продаваемых книг (за март)

Художественная литература

1. Джеймс Боуэн «Уличный кот по имени Боб. Как человек и кот обрели надежду на улицах Лондона»

2. Татьяна Устинова «Сто лет пути»

3. Дэн Браун «Инферно»

4. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

5. Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого»

Документальная литература

1. Борис Акунин «История Российского государства. Часть Европы»

2. Баррингтон Барбер «Как нарисовать все что угодно»

3. Грэй Джон «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»

4. Архимандрит Тихон «Несвятые святые» и другие рассказы»

5. Пьер Дюкан «Я не умею худеть»

Кстати

Парк книжного периода

С 23 по 26 мая в Михайловском манеже пройдет Санкт-Петербургский международный книжный салон. Больше ста издательств представят на нем свои книги. Причем многие из них сложно найти в обычных магазинах, так как они изданы небольшими тиражами. Организаторы ожидают, что салон посетит около 200 тысяч человек (для сравнения, в прошлые годы на этот «праздник книги» приходило от 40 до 70 тысяч человек). Посетителям будет чем заняться, ведь на Малой Садовой, Итальянской, Караванной, Кленовой улицах, Манежной площади пройдет более 200 мероприятий. Кроме встреч с писателями, пройдут дискуссии и лекции (например, лекция с участием Александра и Николь Гратовски «Новая физика мира» и показ научно-популярного фильма «Урок дельфиньего»). На отдельной площадке ведущие актеры петербургских театров предстанут в образе литературных героев, российских писателей и поэтов. Свои любимые стихи прочитают известные политики и артисты.

 

Фото: jkrbooks.typepad.com

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру