Убить нагайкой
На четыре дня СКК превратили в поле боя, где с утра до позднего вечера 10 тысяч человек со всего мира нещадно молотили друг друга, используя 40 различных стилей боевых искусств. Мастера разных версий карате и тхеквондо, ушу, боевого самбо, тайского бокса, грэпплинга, кобудо, кумдо, киокусинкай и десятков других видов спорта снова и снова сходились на площадках.
Если многие боевые искусства уже стали привычными для российского уха и глаза, то экзотичная бразильская капоэйра и казачья РУБКА были представлены впервые за 20 лет проведения Олимпиады «Восток-Запад».
— Боевые искусства — это не изобретение востока. Славяне были хорошими воинами. Жаль, что у нас любят «разбазаривать» то, что имеют, — печалится Владимир Ерашов, член Правления Всевеликого войска Донского, вице-президент Донской Войсковой федерации казачьих боевых искусств «Перначъ».
РУБКА (РУкопашный Бой КАзаков) и джигитка (не путать с джигитовкой. Джигитка — стиль вооруженного боя пешего воина с шашкой или нагайкой, а джигитовка — это разные выкрутасы воина на коне) — наше боевое искусство, которым можно гордиться.
Основа этого нового, вернее, хорошо забытого вида рукопашного боя — «штурмовые» приемы казаков. Движения в РУБКЕ резкие и сильные. Традиционно были направленны на то, чтобы быстро причинить максимальный вред здоровью врага, а лучше — мгновенно убить.
Тридцать лет Владимир Ерашов посвятил восстановлению традиционного казачьего боевого искусства. В станицах и на хуторах разыскивали уже совсем древних стариков.
— Сейчас из старожилов уже никого нет в живых, — говорит казак, — но мы успели научиться их премудростям. Теперь передаем новым поколениям.
Конечно, в современном спорте аутентичные РУБКА и джигитка недопустимы. Рукопашный бой казаков адаптируют к требованиям современного мира, чтобы не пришлось уносить поверженных соперников со спортивных площадок.
РУБКА и джигитка нашли поклонников во всем мире. На Олимпиаде с российскими и украинскими спортсменами в этих видах единоборств состязались армяне, азербайджанцы, болгары, иранцы. Последние, по мнению донского казака Ерашова, отлично овладели славянской техникой боя.
Мастерство «пирата ХХ века»
Сложно найти человека, который не видел советского боевика «Пираты ХХ века». Говорят, сам Брежнев пересматривал его и приговаривал: «Вот какие у нас ребята!» Те, кто видел фильм хоть раз, помнят боцмана Михеича. Брутальный герой в черном берете ловко «мочил» международных террористов то невиданным экзотическим оружием, а то и вовсе голыми руками. Его играл Тадеуш Касьянов — легенда отечественного карате и создатель стиля СЭНЭ (в переводе с корейского «дело всей жизни», название придумал доктор физико-математических наук Лев Слабкий).
К СЭНЭ обычно приходят уже подготовленные бойцы. Это «прикладная» техника боя, позволяющая дать реальный отпор врагу. «Советский» стиль — это микст из ушу, Вин Чун и самбо. В СЭНЭ допустимы болевые приемы, удушение, жесткий контакт при ударах в корпус противника. Спортсмены СЭНЭ владеют пятью десятками видов холодного оружия. На площадках Олимпиады использовали нунчаки, явары и палки.
В бой с музыкой
«Несерьезными» по сравнению с жесткими отечественными боевыми искусствами выглядит стиль капоэйра (бразильский танец-борьба). Сначала даже не поймешь, танцуют люди на площадке или все-таки дерутся. Для капоэйры даже специально пишут музыку, которая задает ритм поединку. В стиле много плавных и мягких движений руками и телом. А вот сокрушительные удары наносятся в 90 процентах случаев ногами, когда соперник совершенно этого не ожидает. Чтобы овладеть капоэйрой, надо быть во многом акробатом, зато потом невероятно эффектно смотрятся красивые и сильные удары в прыжке.
Если говорить о красоте боя, то фантастично выглядят спортсмены стиля кумдо: широкие темные длинные штаны и куртки, доспехи и шлемы, полностью закрывающие лицо, делают их похожими на героев голливудских экшенов о межпланетных войнах. Сражаются спортсмены на палках, издавая нечеловеческие звуки. Удивляет своей жесткостью Вин Чун — стиль, который, по легенде, придумала монахиня Нг Муй, увидев, как журавль поборол лису. Но настоящая «жесть», конечно, в боях без правил.
Американцу «за державу обидно»
Бои без правил судил «звездный» гость Олимпиады «Восток-Запад», экс-чемпион мира по этому виду единоборств Дэн Северн. В финале боец из Нигерии с небольшим перевесом одолел петербургского спортсмена.
Дэн с удовольствием наградил обоих. «Видели, как дрался нигериец?! Класс! — восклицает Северн. — Русский тоже хорош!» Дэну очень понравилась подготовка россиян в тхеквондо, карате и свободном стиле. Говорит, что наши очень технично дерутся. Да и вообще, по мнению американца, в России люди «спортивнее», чем в Америке. Спортсмены показывают отличные результаты в единоборствах и учатся отлично: «Я убедился в этом на мастер-классе, который давал в четверг», — хвалит Дэн россиян. А горожане больше интересуются спортом. «Меня на улицах узнают в Петербурге. Автографы просят, фотографируются. Очень приятно, — рассказывает Дэн. — Мне даже за Америку обидно. У нас люди так хорошо спортсменов в лицо не знают».
«Будо-шоу» (показательные выступления) произвело на экс-чемпиона неизгладимое впечатление.
— Я думал, что все так шикарно, потому что Путин в зале сидит. Меня долго разуверяли в этом, — улыбается Дэн.
— Напоминание о «Будо-шоу» болью во мне отзывается, — подхватывает беседу грандмастер Николай Смирнов, генеральный директор и главный судья Олимпиады боевых искусств «Восток-Запад», — и гордостью, конечно. Но стоит это больших сил и денег.
Всего на Олимпиаду потратили около 10 миллионов рублей, большая часть которых и ушла на эффектное открытие, а также призы, медали, организационные расходы.
Кстати, первая Олимпиада боевых искусств в 1993 году была устроена на деньги американцев, а потом финансовую эстафету приняла российская сторона, в частности, Международный колледж единоборств «Аймак» и Международная конфедерация боевых искусств. Поддержали Олимпиаду Комитет по физической культуре и спорту Петербурга и Министерство спорта России.
Смирнов искренне любит свое разросшееся спортивное «детище» и называет его «чемоданом без ручки», мол, и нести тяжело, и бросить жалко. Отличная ведь затея, да еще и так «разрослась» за 20 лет после рождения.
— Спорт в современной России выполняет роль «мягкой силы», которая, к счастью, еще у нас есть, — говорит Николай Владимирович. — В начале ХХ века способом воздействия на общество была поэзия, в конце — потребительские ценности, а в начале ХХI века пусть это будут спорт и боевые искусства, которые воспитывают и объединяют Восток и Запад.