Гигант из пятаков
Колокола для Исаакиевского собора впервые были отлиты еще в царствование Николая I в Санкт-Петербурге предположительно на Александровском Государственном заводе. Чертежи и материалы (старые сибирские пятаки из Государственной казны) были представлены валдайскому колокольному мастеру Ивану Стукалкину. В 1840 году все 11 колоколов были отлиты. В мае 1847 года начался подъем колоколов, окончательная установка завершилась год спустя.
Вот какой любопытный документ того времени дошел до наших дней: «Колоколов всех одиннадцать. Общий вес всех их 4349 пудов, а стоимость 62 029 рублей
89 копеек серебром. На северо-западной колокольне установлен главный большой колокол весом 1860 пудов 23 фунта (без языка). В диаметре своем колокол имеет
4 аршина 10 вершков и украшен пятью медалями Императоров: Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I. Второй по величине колокол, воскресный, на северо-восточной колокольне. Он весит 976 пудов 36 фунтов… Украшен изображениями четырех Евангелистов… На юго-западной колокольне полиелейный колокол в 663 пуда… Он украшен ликами Московских Святителей, Митрополитов: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. На юго-восточной колокольне восемь колоколов различной величины. Первый из этих колоколов украшен изображениями: Преподобного Исаакия Далматского, Св. Равноапостольного Князя Владимира, Преподобного Сергия Радонежского и Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского…»
Звон мог отпугнуть «нечистую»
Очень любопытен и сам процесс отливки колоколов. В специальной яме сооружались кирпичный болван и глиняная форма. Рядом в печи плавилась медь, за несколько минут до отливки в нее добавляли олово, чугун и серебро. Расплавленный металл, стекая по желобам, заполнял форму. Чтобы успеху отливки не повредила «нечистая сила», перед литьем распускались самые неправдоподобные слухи: считалось, что чем нелепее слух, тем лучше звон колокола. Колокольная бронза на 80 процентов состоит из меди и на 20 — из олова. Причем олово добавляют в последний момент.
Русский народ всегда любил колокольный звон. Какими только магическими свойствами не наделяли его люди, утверждая, что колокольный звон прогоняет громы, молнии, град, огонь, голод, заразу и нечестивого человека! Рассказывали, что где-то колокол сам начал звонить, предупреждая о грозящих бедствиях.
На Руси в церковном обиходе колокола появились в IX веке: звоном провожали уходящие полки и встречали воинов с победой, давали знать о приближении к городу неприятеля и созывали народ на вече. Был слышен колокольный звон во время пожаров. Эпический звон колоколов — торжественный, величавый, несущий ощущение глубокой трагедии и возвещающий радость праздника или победы.
Стоит отметить, что, в отличие от других православных церквей, архитектурное решение Исаакиевского собора не предусматривало специальной колокольни. Колокола были установлены в четырех сравнительно небольших колокольнях, рассредоточенных по углам основного объема здания. Такое расположение создавало особый звуковой эффект, когда 12 звонарей приводили в движение языки колоколов. Один из современников писал: «Звон собора сильный, но приятный, и трезвон производится музыкально».
Время потерь
Однако при обследовании Исаакиевского собора в 1896–1900 годах выяснилось, что жесткое крепление большого колокола способствовало разрушению кладки северо-западного угла здания собора и появлению там горизонтальных трещин глубиной до 2 метров.
После революции попытки снятия колоколов Исаакиевского собора осуществлялись неоднократно. В 1930 году в связи с открытием в соборе антирелигиозного музея окончательное решение было принято и осуществлено в следующем году. Колокола были сняты трестом «Рудметаллторг» и отправлены на переплавку на завод им. К. Е. Ворошилова и в мастерские Монументскульптура. Дальнейшая судьба колоколов документально не подтверждается.