Городу земля нужнее
Разговоры о постройке скоростной трассы и демонтаже кооперативов в Красногвардейском районе идут настолько давно (с 2017 года), что многие владельцы гаражей уже решили, что пронесло. Мол, поговорили, да забыли. Но не пронесло. В начале 2025 года пришла весть: территорию все же зачистят от построек. Два кооператива («Спутник» и «Малоохтинский») демонтируют частично, четыре полностью — «Спутник-2», «Дача», «Малоохтинский-2» и «Эневсма» (тут останется только 9 боксов). Уменьшится площадь и двух гаражных кооперативов (ПО-20, ПО-21), расположенных в Невском районе.
Централизированного оповещения, как говорят владельцы автобоксов, не было. Сотни людей узнали, что скоро лишатся своего имущества, либо на собрании в кооперативе, либо из SMS, либо из бумажного уведомления, приклеенного на гараж.

Причина сноса — земли нужны для организации строительства ШМСД. Это транспортный мегапроект Петербурга, получивший поддержку на федеральном уровне. Его реализация, по плану, должна уложиться в пять лет. ШМСД — это новое звено в системе скоростных магистралей вместе с ЗСД и КАД, благодаря которому будет разгружен центр и другие районы города. По крайней мере, так заявляют лоббисты строительства. Они уверяют: трасса протяженностью 27,4 км ускорит не только транспортные потоки, но и в целом развитие востока Петербурга. Проект крупный и сложный, реализуется в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). На этом плюсы заканчиваются. Другая сторона медали —демонтаж 2 607 гаражей в Красногвардейском районе (? Где именно). Здесь проходит третий этап ШМСД (участок от Союзного проспекта до улицы Коммуны), общая стоимость которого — 118 млрд рублей. Люди негодуют: во-первых, слишком мало времени дали на то, чтобы очистить от имущества гаражи, во-вторых, не предоставлено компромисса (парковать машины теперь просто негде), в-третьих, размер компенсации таков, что непонятно: то ли плакать, то ли смеяться. Жители района шлют жалобы и обращения в городские комитеты и местную администрацию. Грозятся дойти до губернатора. Правда, он лично презентовал проект на федеральном уровне...

«Администрация исключена из процесса»
Работы на объекте, согласно предварительным планам, должны начаться со дня на день. Однако застройщик — АО «ЗСД» — до сих пор не ознакомил владельцев гаражей с графиком демонтажа (снести более 2,5 тысячи металлических и кирпичных строений за день, да и за месяц — нереально, а значит у кого-то еще время на вынос ценностей из автобоксов).

Жалобы людей все же дошли до чиновников. В итоге 11 апреля 2025 года в администрации Красногвардейского района прошла встреча представителей органов власти, председателей и членов гаражных кооперативов.
«Вопрос освобождения участков под строительство скоростной магистрали сложный, но его нужно решать. ШМСД — важная составляющая развития транспортной инфраструктуры города», — написал после мероприятия в своем телеграм-канале глава Красногвардейского района Андрей Хорт. Он пообещал: о демонтаже жителей предупредят заранее.
«Город берет на себя повышенные обязательства — все пользователи гаражей получат компенсацию. Она будет зависеть от срока постройки, материала изготовления и его расположения. По просьбе администрации, для удобства жителей, в ближайшее время ЗСД откроет офис на территории района для подачи заявлений и информирования жителей. Компенсационную выплату можно получить в любое время», — заявил госслужащий. И добавил: «Юридически администрация исключена из процесса строительства трассы, но это территория нашего района, и мы понимаем социальную значимость этого вопроса для жителей. Дополнительно будем искать альтернативы для хранения личного автотранспорта».
В конце апреля Андрей Хорт сообщил, что под офис общественной приемной ЗСД подобрали помещение на территории Хасанского рынка. Здесь, как уверил чиновник, можно будет получить консультацию и подписать соглашение о компенсационной выплате. Обещал, что приемная начнет работать в мае. Офис АО «ЗСД» так и не открылся. По крайней мере, никакой информации о его появлении и графике работы нет ни на сайте администрации, ни на портале застройщика. Скудной информацией, касающейся стройки ШМСД, владельцы гаражей делятся друг с другом в оперативно созданных «соседских» чатах. Наша коллега выехала на место, чтобы своими глазами увидеть, какая площадь пойдет под экскаватор, и что о будущем без гаражей думают местные жители. Ей слово.
Гараж по цене металлолома

Передо мной гаражный кооператив «Эневсма». Тут снесут подчистую более 300 автобоксов. По словам председателя Александра Медведева, даже он не знает, как будет происходить весь процесс: деталей им не сообщают.
«Уведомления были только от АО “ЗСД”: они и сносить будут, и строить. Демонтаж ими был ориентировочно запланирован на 1 июня, но они должны уведомить официально за 30 дней, пока ничего не было. А компенсации людям вообще смешные предлагают — 12 тысяч за железный гараж. Ну, по цене металлолома, считайте. У нас сейчас самый дешевый бокс стоит от 300 тысяч. Просто смеются, будто», — сетует Александр Викторович.

Не менее общительными и возмущенными оказались двое «старожилов» гаражного кооператива. Мужчины лет 60 увлеченно «ковырялись» в старенькой бюджетной машине, когда я подошла к ним с расспросами. Оказалось, что владелец «ласточки» Виктор и его приятель Вячеслав Васильевич вот уже 30 лет все свободное время проводят именно в гараже.
— Некоторая молодежь думает, что мы тут, в гараже, ни фига не делаем. Как же противно слышать такое! Гараж — это жизнь! Понимаете? Это не просто... Тут вся моя машина ремонтировалась, — эмоционально рассказывает Виктор.
— Это ваша? — интересуюсь я, указывая на серебристый автомобиль.
— Да. Она в хорошем состоянии, потому что в гараже паркую, а ей уже 20 лет! Сервисам я еще с советских времен не верю, сам все чиню.
—А что насчет компенсации говорят?
— Да ничего конкретного. Земля, мол, нужна под нужды города. Что, значит, город дал, город взял (тут последовало смачное матерное слово)? Компенсация нужна такая, чтобы я мог гараж купить, и машина на улице не стояла. А дорожка-то эта (ШМСД) еще платной будет. Сразу цепочка проглядывается: деньги пойдут, монетизация (за счет парковки) всех улиц в городе. Скоро в парадной только у двери сможешь машину ставить... Как там в рекламе было? Машину собрал в карман и пошел. Вот и все. Людей-то много отсюда выгоняют, а места в районе для парковки нет. Это при то, что на дорогах и во дворах ставят знаки (запрещающие стоянку в определенные дни и часы). И везде штрафы. Что дальше?
Вопрос компенсации интересует всех абсолютно. Люди возмущают и при личном общении, и в интернете.
«У меня там гараж, и был договор на 49 лет. Там еще стоят электросети, и по ним тоже пока нет решения, но собственники должны освободить гаражи. Компенсацию в 90 тысяч рублей считаю мизерной, так как паркингов в нашем районе практически нет, а цены на них — 3 млн рублей [за место]. Справедливая компенсация — цена паркинга», — написала комментариях под одном из постов телеграм-канала «Красногвардейский район Live» Светлана С.
Согласно объявлению на сайте ЗСД, компенсации рассчитываются индивидуально. Их размер зависит «от года постройки гаражного строения (износа), типа конструктивного исполнения (материала изготовления) и типа его местоположения (отдельно стоящий, средний, крайний, при однорядном либо двухрядном исполнении)». Здесь же опубликована ссылка сайт комитета имущественных отношений Петербурга, где размещен онлайн-калькулятор для расчета размера компенсации. Результаты подсчетом людей не радуют.
«Изначально говорили, что выплатят 27-28 тысяч за металлический гараж. Потом оказалось, что сумма выплаты зависит от возраста гаража и многого другого. Это просто лохотрон какой-то: мы посмотрели объявления, гараж такого типа как у нас сейчас строит около 250 тысяч рублей», — пожаловалась мне собственница гаража в КАС «Малоохтинский» Мария.
Расстраивает ее и сам факт необходимости прощаться с объектом недвижимости.
«У нас гараж 1984 года постройки. Родители моего мужа купили его в 90-х годах. Отец, ему около 80 лет сейчас летом на дачу на машине ездит, а зимой она тут стоит на постоянно основе. И куда ее теперь парковать?» — задает вопрос Мария. Мне нечего ей ответить.
Гаражи — под снос, работников — на биржу труда

Я иду дальше — к кооперативу «Спутник-2». Его планируют демонтировать полностью. Тут около 400 гаражей. На входе охранник разговаривает с кем-то по телефону: «Нет, официального ничего нет. Только объявления, да. Председатель будет в четыре, приходите». Ну надо быть телепатом, что понять: речь про грядущий снос.
По пути встречаю собственника одного из гаражей, Александра.
«Снесут тут все и придется машину куда-то во дворы ставить. Там у нас и так проблемы. Они же только усугубятся. А ведь мы до сих пор взносы платим, в этом году их размер подняли до 20 тысяч рублей. И куда пойдут все эти деньги?» — рассказывает мужчина.
Попрощавшись с Александром, иду к КАС «Дача». Здесь уже на входе мне попадается несколько человек с кипами бумаг. Выясняю, что собственники этого кооператива — самые активные. Они не только сами объединились, но и пригласили в телеграм-чат «потерпевших» из других КАС, ГК и ПО. Они консультируются с юристами, массово пишут жалобы и делаю все возможное, чтобы хоть немного сдвинуть сроки сноса гаражей. Некоторых раздражает не только грядущий демонтаж, но и будущая стройка.

«Пока они будут эту магистраль возводить, сколько тут пыли будет! А в районе аллергиков много. Рядом огромное количество людей живет, у которых окна сюда выходят. Будет загрязнение воздуха и постоянный шум. Летом, когда деревья зеленые, еще нормально, а зимой, когда накидают на дорогу реагентов и все они будут в воздухе!» — возмущается собственник гаража в «Даче» Вячеслав. Рассказывая, он размахивает свернутыми в тубу заявлениями, которые несет охране.
Сурового вида охранник с кобурой на спине с мужчиной соглашается. Он убежден: в данном месте категорически нельзя строить дорогу. И не только в экологии дело. Под землей настолько много инженерных сетей, что копни не там, где надо, и произойдет крупная авария, объясняет переживающий за родную «Дачу» Алексей. Эту информацию он не выдумал.
О том, что строителям ШМСД придется разбираться с паутиной кабелей и труб, сообщила 29 мая 2025 года пресс-службы ФАУ «Главгосэкспертиза России», заявляя о выдаче положительного заключения на этап подготовки территории к строительству магистрали.
«В зону строительства ШМСД попадает густая сеть инженерных коммуникаций, которые предстоит переустроить: кабельные линии электроснабжения, линии связи, сети водоснабжения, газопроводы высокого, среднего и низкого давления. Общая длина сетей только лишь газового хозяйства — более 7 километров», — цитировала пресс-служба главного эксперта проекта Вадима Стыценко.
Безрадостно и в ГК «Малоохтинская-2», которую снесут подчистую. Здесь мне посчастливилось застать председателя. Меня провели в кабинет, расположенный в небольшом двухэтажном строении. Стены помещения увешаны картами гаражных кооперативов, списками и различными документами с важной для собственников автобоксов информацией.
«Тут находится 695 гаражей. Абсолютно все пойдут под снос. Никаких предписаний и уведомлений нам пока не предоставили. Сказали, что снос будет производиться примерно в сентябре, но мы уже сейчас предупреждаем людей, чтобы съезжали: лучше раньше собрать вещи, чем припоздниться», — по-деловому четко рассказывает председатель Алексей.
Его беспокоит не только то, что сотни машин окажутся во дворах района, но и судьбы людей, за которых он несет ответственность. Сегодня в кооперативе 12 сотрудников: охранники, электрики, дворники. И всех придется уволить. Сам Алексей выйдет на пенсию. По его мнению, широтную магистраль можно было бы построить и по другую сторону дороги, тогда сносить бы пришлось в разы меньше.
Массовая зачистка
Горожане беспокоятся и за имущество защитников Отечества, которые сейчас находятся в зоне проведения СВО и физически не могут освободить автобоксы от хранящихся там техники и вещей.

«В таких случаях, чтобы оформить снос и получение компенсации, представителю бойца необходимо предоставить нотариально заверенную доверенность. Будет сформирована комиссия с участием представителей АО “ЗСД”, подрядчика, которые отвечает за демонтаж, администрации Красногвардейского района и участкового. Порядок действий следующий: вскрытие гаражного помещения и опись имущества. Ценные вещи будут на полгода отправлены на склад временного хранения, а автомобили и другие транспортные средства администрация отгонит на специальную стоянку», — рассказала диспетчер кол-центра АО «ЗСД».
Кстати, планы подрядчика уже изменились.
«В июне по срокам демонтажа произошли подвижки. График демонтажа от подрядчика мы ожидаем в июле, и, как правило, мы даем собственникам гаражей месяц на освобождение автобоксов от имущества», — сообщила диспетчер.
Это, вероятно, означает, что снос гаражных кооперативов начнется примерно в сентябре.
Надо отметить, что гаражная проблема Петербурга гораздо масштабнее, чем кажется. И ее решения пока нет. Автобоксы легко приговаривают к сносу, не предоставляет какого-либо альтернативы.
Так, в октябре 2024-го снесли гаражи на Каменноостровском проспекте ради обустройства сквера. Под снос пошел и гаражный кооператив дружинников ГАИ, зарегистрированный аж в 1968 году на улице Витебская Сортировочная. Часть строений была демонтирована ради стройки ШМСД. Исчез с лица города и большая КАС, располагавшаяся на краю Сквера Ивана Фомина. На месте 400 автобоксов возводят за 3 млрд рублей школу для детей-инвалидов. Ситуация с парковкой в окрестных дворах заметно усложнилась. Хоть как-то помочь лишимся недвижимости владельцам гаражей пытается региональное отделение Всероссийского общества автолюбителей.
«Город нам выделил несколько участков в черте города, но на окраине. Мы обслуживаем их, и готовы выделить гаражи тем, у кого они будут снесены. Но проблема со сносом кооперативов все равно существует. И, конечно, на мой взгляд, ее надо решать комплексом, вместе с городом, — сообщил председатель Санкт-Петербургского городского отделения ВОА Валерий Солдунов. — Может быть, решением станет создание социальных паркингов. Диалог по этому вопросу у нас с городом продолжается».