«Гараж — это жизнь»

Жители Красногвардейского района возмущены сносом кооперативов ради ШМСД и подачками в виде компенсаций

Жителей Красногвардейского района лишают домов. Не человеческих, а автомобильных: в ближайшем будущем здесь начнут ликвидацию шести гаражных кооперативов — землю нужно освободить для строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Арендаторы участков, с таким решением властей, конечно же, не согласны. Людей охватили паника и тревога. Они не понимают, куда девать свои автомобили и как расстаться с гаражом, который принадлежал семье всю жизнь, и где хранится множество полезных и просто милых сердцу вещей. Купить новый на компенсацию, по словам петербуржцев, — не вариант: размер выплат несоразмерно мал. Переживают граждане и за собственность бойцов СВО: вернутся ребята с фронта, а их гаражи снесены, и находившееся внутри имущество не пойми где искать.

Жители Красногвардейского района возмущены сносом кооперативов ради ШМСД и подачками в виде компенсаций
Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

Городу земля нужнее

Разговоры о постройке скоростной трассы и демонтаже кооперативов в Красногвардейском районе идут настолько давно (с 2017 года), что многие владельцы гаражей уже решили, что пронесло. Мол, поговорили, да забыли. Но не пронесло. В начале 2025 года пришла весть: территорию все же зачистят от построек. Два кооператива («Спутник» и «Малоохтинский») демонтируют частично, четыре полностью — «Спутник-2», «Дача», «Малоохтинский-2» и «Эневсма» (тут останется только 9 боксов). Уменьшится площадь и двух гаражных кооперативов (ПО-20, ПО-21), расположенных в Невском районе.

Централизированного оповещения, как говорят владельцы автобоксов, не было. Сотни людей узнали, что скоро лишатся своего имущества, либо на собрании в кооперативе, либо из SMS, либо из бумажного уведомления, приклеенного на гараж.

Сотни людей узнали, что скоро лишатся своего имущества, из бумажного уведомления, приклеенного на гараж. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

Причина сноса — земли нужны для организации строительства ШМСД. Это транспортный мегапроект Петербурга, получивший поддержку на федеральном уровне. Его реализация, по плану, должна уложиться в пять лет. ШМСД — это новое звено в системе скоростных магистралей вместе с ЗСД и КАД, благодаря которому будет разгружен центр и другие районы города. По крайней мере, так заявляют лоббисты строительства. Они уверяют: трасса протяженностью 27,4 км ускорит не только транспортные потоки, но и в целом развитие востока Петербурга. Проект крупный и сложный, реализуется в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). На этом плюсы заканчиваются. Другая сторона медали —демонтаж 2 607 гаражей в Красногвардейском районе (? Где именно). Здесь проходит третий этап ШМСД (участок от Союзного проспекта до улицы Коммуны), общая стоимость которого — 118 млрд рублей. Люди негодуют: во-первых, слишком мало времени дали на то, чтобы очистить от имущества гаражи, во-вторых, не предоставлено компромисса (парковать машины теперь просто негде), в-третьих, размер компенсации таков, что непонятно: то ли плакать, то ли смеяться. Жители района шлют жалобы и обращения в городские комитеты и местную администрацию. Грозятся дойти до губернатора. Правда, он лично презентовал проект на федеральном уровне...

Фото: скриншот с Яндекс.Карт

«Администрация исключена из процесса»

Работы на объекте, согласно предварительным планам, должны начаться со дня на день. Однако застройщик — АО «ЗСД» — до сих пор не ознакомил владельцев гаражей с графиком демонтажа (снести более 2,5 тысячи металлических и кирпичных строений за день, да и за месяц — нереально, а значит у кого-то еще время на вынос ценностей из автобоксов).

В начале 2025 года пришла весть: территорию все же зачистят от построек. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

Жалобы людей все же дошли до чиновников. В итоге 11 апреля 2025 года в администрации Красногвардейского района прошла встреча представителей органов власти, председателей и членов гаражных кооперативов.

«Вопрос освобождения участков под строительство скоростной магистрали сложный, но его нужно решать. ШМСД — важная составляющая развития транспортной инфраструктуры города», — написал после мероприятия в своем телеграм-канале глава Красногвардейского района Андрей Хорт. Он пообещал: о демонтаже жителей предупредят заранее.

«Город берет на себя повышенные обязательства — все пользователи гаражей получат компенсацию. Она будет зависеть от срока постройки, материала изготовления и его расположения. По просьбе администрации, для удобства жителей, в ближайшее время ЗСД откроет офис на территории района для подачи заявлений и информирования жителей. Компенсационную выплату можно получить в любое время», — заявил госслужащий. И добавил: «Юридически администрация исключена из процесса строительства трассы, но это территория нашего района, и мы понимаем социальную значимость этого вопроса для жителей. Дополнительно будем искать альтернативы для хранения личного автотранспорта».

В конце апреля Андрей Хорт сообщил, что под офис общественной приемной ЗСД подобрали помещение на территории Хасанского рынка. Здесь, как уверил чиновник, можно будет получить консультацию и подписать соглашение о компенсационной выплате. Обещал, что приемная начнет работать в мае. Офис АО «ЗСД» так и не открылся. По крайней мере, никакой информации о его появлении и графике работы нет ни на сайте администрации, ни на портале застройщика. Скудной информацией, касающейся стройки ШМСД, владельцы гаражей делятся друг с другом в оперативно созданных «соседских» чатах. Наша коллега выехала на место, чтобы своими глазами увидеть, какая площадь пойдет под экскаватор, и что о будущем без гаражей думают местные жители. Ей слово.

Гараж по цене металлолома

Передо мной гаражный кооператив «Эневсма». Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

Передо мной гаражный кооператив «Эневсма». Тут снесут подчистую более 300 автобоксов. По словам председателя Александра Медведева, даже он не знает, как будет происходить весь процесс: деталей им не сообщают.

«Уведомления были только от АО “ЗСД”: они и сносить будут, и строить. Демонтаж ими был ориентировочно запланирован на 1 июня, но они должны уведомить официально за 30 дней, пока ничего не было. А компенсации людям вообще смешные предлагают — 12 тысяч за железный гараж. Ну, по цене металлолома, считайте. У нас сейчас самый дешевый бокс стоит от 300 тысяч. Просто смеются, будто», — сетует Александр Викторович.

Не менее общительными и возмущенными оказались двое «старожилов» гаражного кооператива. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

Не менее общительными и возмущенными оказались двое «старожилов» гаражного кооператива. Мужчины лет 60 увлеченно «ковырялись» в старенькой бюджетной машине, когда я подошла к ним с расспросами. Оказалось, что владелец «ласточки» Виктор и его приятель Вячеслав Васильевич вот уже 30 лет все свободное время проводят именно в гараже.

— Некоторая молодежь думает, что мы тут, в гараже, ни фига не делаем. Как же противно слышать такое! Гараж — это жизнь! Понимаете? Это не просто... Тут вся моя машина ремонтировалась, — эмоционально рассказывает Виктор.

— Это ваша? — интересуюсь я, указывая на серебристый автомобиль.

— Да. Она в хорошем состоянии, потому что в гараже паркую, а ей уже 20 лет! Сервисам я еще с советских времен не верю, сам все чиню.

—А что насчет компенсации говорят?

— Да ничего конкретного. Земля, мол, нужна под нужды города. Что, значит, город дал, город взял (тут последовало смачное матерное слово)? Компенсация нужна такая, чтобы я мог гараж купить, и машина на улице не стояла. А дорожка-то эта (ШМСД) еще платной будет. Сразу цепочка проглядывается: деньги пойдут, монетизация (за счет парковки) всех улиц в городе. Скоро в парадной только у двери сможешь машину ставить... Как там в рекламе было? Машину собрал в карман и пошел. Вот и все. Людей-то много отсюда выгоняют, а места в районе для парковки нет. Это при то, что на дорогах и во дворах ставят знаки (запрещающие стоянку в определенные дни и часы). И везде штрафы. Что дальше?

Вопрос компенсации интересует всех абсолютно. Люди возмущают и при личном общении, и в интернете.

«У меня там гараж, и был договор на 49 лет. Там еще стоят электросети, и по ним тоже пока нет решения, но собственники должны освободить гаражи. Компенсацию в 90 тысяч рублей считаю мизерной, так как паркингов в нашем районе практически нет, а цены на них — 3 млн рублей [за место]. Справедливая компенсация — цена паркинга», — написала комментариях под одном из постов телеграм-канала «Красногвардейский район Live» Светлана С.

Согласно объявлению на сайте ЗСД, компенсации рассчитываются индивидуально. Их размер зависит «от года постройки гаражного строения (износа), типа конструктивного исполнения (материала изготовления) и типа его местоположения (отдельно стоящий, средний, крайний, при однорядном либо двухрядном исполнении)». Здесь же опубликована ссылка сайт комитета имущественных отношений Петербурга, где размещен онлайн-калькулятор для расчета размера компенсации. Результаты подсчетом людей не радуют.

«Изначально говорили, что выплатят 27-28 тысяч за металлический гараж. Потом оказалось, что сумма выплаты зависит от возраста гаража и многого другого. Это просто лохотрон какой-то: мы посмотрели объявления, гараж такого типа как у нас сейчас строит около 250 тысяч рублей», — пожаловалась мне собственница гаража в КАС «Малоохтинский» Мария.

Расстраивает ее и сам факт необходимости прощаться с объектом недвижимости.

«У нас гараж 1984 года постройки. Родители моего мужа купили его в 90-х годах. Отец, ему около 80 лет сейчас летом на дачу на машине ездит, а зимой она тут стоит на постоянно основе. И куда ее теперь парковать?» — задает вопрос Мария. Мне нечего ей ответить.

Гаражи — под снос, работников — на биржу труда

Кооператив «Спутник-2» планируют демонтировать полностью. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

Я иду дальше — к кооперативу «Спутник-2». Его планируют демонтировать полностью. Тут около 400 гаражей. На входе охранник разговаривает с кем-то по телефону: «Нет, официального ничего нет. Только объявления, да. Председатель будет в четыре, приходите». Ну надо быть телепатом, что понять: речь про грядущий снос.

По пути встречаю собственника одного из гаражей, Александра.

«Снесут тут все и придется машину куда-то во дворы ставить. Там у нас и так проблемы. Они же только усугубятся. А ведь мы до сих пор взносы платим, в этом году их размер подняли до 20 тысяч рублей. И куда пойдут все эти деньги?» — рассказывает мужчина.

Попрощавшись с Александром, иду к КАС «Дача». Здесь уже на входе мне попадается несколько человек с кипами бумаг. Выясняю, что собственники этого кооператива — самые активные. Они не только сами объединились, но и пригласили в телеграм-чат «потерпевших» из других КАС, ГК и ПО. Они консультируются с юристами, массово пишут жалобы и делаю все возможное, чтобы хоть немного сдвинуть сроки сноса гаражей. Некоторых раздражает не только грядущий демонтаж, но и будущая стройка.

Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

«Пока они будут эту магистраль возводить, сколько тут пыли будет! А в районе аллергиков много. Рядом огромное количество людей живет, у которых окна сюда выходят. Будет загрязнение воздуха и постоянный шум. Летом, когда деревья зеленые, еще нормально, а зимой, когда накидают на дорогу реагентов и все они будут в воздухе!» — возмущается собственник гаража в «Даче» Вячеслав. Рассказывая, он размахивает свернутыми в тубу заявлениями, которые несет охране.

Сурового вида охранник с кобурой на спине с мужчиной соглашается. Он убежден: в данном месте категорически нельзя строить дорогу. И не только в экологии дело. Под землей настолько много инженерных сетей, что копни не там, где надо, и произойдет крупная авария, объясняет переживающий за родную «Дачу» Алексей. Эту информацию он не выдумал.

О том, что строителям ШМСД придется разбираться с паутиной кабелей и труб, сообщила 29 мая 2025 года пресс-службы ФАУ «Главгосэкспертиза России», заявляя о выдаче положительного заключения на этап подготовки территории к строительству магистрали.  

«В зону строительства ШМСД попадает густая сеть инженерных коммуникаций, которые предстоит переустроить: кабельные линии электроснабжения, линии связи, сети водоснабжения, газопроводы высокого, среднего и низкого давления. Общая длина сетей только лишь газового хозяйства — более 7 километров», — цитировала пресс-служба главного эксперта проекта Вадима Стыценко.

Безрадостно и в ГК «Малоохтинская-2», которую снесут подчистую. Здесь мне посчастливилось застать председателя. Меня провели в кабинет, расположенный в небольшом двухэтажном строении. Стены помещения увешаны картами гаражных кооперативов, списками и различными документами с важной для собственников автобоксов информацией.

«Тут находится 695 гаражей. Абсолютно все пойдут под снос. Никаких предписаний и уведомлений нам пока не предоставили. Сказали, что снос будет производиться примерно в сентябре, но мы уже сейчас предупреждаем людей, чтобы съезжали: лучше раньше собрать вещи, чем припоздниться», — по-деловому четко рассказывает председатель Алексей.

Его беспокоит не только то, что сотни машин окажутся во дворах района, но и судьбы людей, за которых он несет ответственность. Сегодня в кооперативе 12 сотрудников: охранники, электрики, дворники. И всех придется уволить. Сам Алексей выйдет на пенсию. По его мнению, широтную магистраль можно было бы построить и по другую сторону дороги, тогда сносить бы пришлось в разы меньше.

Массовая зачистка

Горожане беспокоятся и за имущество защитников Отечества, которые сейчас находятся в зоне проведения СВО и физически не могут освободить автобоксы от хранящихся там техники и вещей.

Жители не понимают, куда девать свои автомобили и как расстаться с гаражом, который принадлежал семье всю жизнь. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

«В таких случаях, чтобы оформить снос и получение компенсации, представителю бойца необходимо предоставить нотариально заверенную доверенность. Будет сформирована комиссия с участием представителей АО “ЗСД”, подрядчика, которые отвечает за демонтаж, администрации Красногвардейского района и участкового. Порядок действий следующий: вскрытие гаражного помещения и опись имущества. Ценные вещи будут на полгода отправлены на склад временного хранения, а автомобили и другие транспортные средства администрация отгонит на специальную стоянку», — рассказала диспетчер кол-центра АО «ЗСД».

Кстати, планы подрядчика уже изменились.

«В июне по срокам демонтажа произошли подвижки. График демонтажа от подрядчика мы ожидаем в июле, и, как правило, мы даем собственникам гаражей месяц на освобождение автобоксов от имущества», — сообщила диспетчер.

Это, вероятно, означает, что снос гаражных кооперативов начнется примерно в сентябре.

Надо отметить, что гаражная проблема Петербурга гораздо масштабнее, чем кажется. И ее решения пока нет. Автобоксы легко приговаривают к сносу, не предоставляет какого-либо альтернативы.

Так, в октябре 2024-го снесли гаражи на Каменноостровском проспекте ради обустройства сквера. Под снос пошел и гаражный кооператив дружинников ГАИ, зарегистрированный аж в 1968 году на улице Витебская Сортировочная. Часть строений была демонтирована ради стройки ШМСД. Исчез   с лица города и большая КАС, располагавшаяся на краю Сквера Ивана Фомина. На месте 400 автобоксов возводят за 3 млрд рублей школу для детей-инвалидов. Ситуация с парковкой в окрестных дворах заметно усложнилась. Хоть как-то помочь лишимся недвижимости владельцам гаражей пытается региональное отделение Всероссийского общества автолюбителей.

«Город нам выделил несколько участков в черте города, но на окраине. Мы обслуживаем их, и готовы выделить гаражи тем, у кого они будут снесены. Но проблема со сносом кооперативов все равно существует. И, конечно, на мой взгляд, ее надо решать комплексом, вместе с городом, — сообщил председатель Санкт-Петербургского городского отделения ВОА Валерий Солдунов. — Может быть, решением станет создание социальных паркингов. Диалог по этому вопросу у нас с городом продолжается».

Хоть как-то помочь лишимся недвижимости владельцам гаражей пытается региональное отделение Всероссийского общества автолюбителей. Фото: МК в Питере / Камилла Латыпова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру