Питер в коричневых тонах
Идея писать нефтью пришла к потомственному художнику Виталию Касаткину случайно.
— Знакомые, которые работают на железной дороге, принесли мне хороший нефтяной битум, причем вовсе не для рисования, а для стройки, — рассказывает живописец. — И тут оказалось, что нефть — уникальный художественный материал. Я владею техникой «рельефная живопись» и раньше пользовался смолой, а тут решил попробовать то же самое с нефтью. И мне не надо было ничего придумывать. Нефть многое позволяет сделать, у нее красивый растек и много возможностей: она может показать пространство, позволяет показать и дождь, и солнце. А еще она прекрасно подходит для рисования Петербурга: монохромного и графичного города.
Сначала Виталий не раскрывал секрета своих новых полотен, потому что... экономил материал.
— А потом так случилось, что в Германии меня попросили перед выставкой дать мастер-класс, и запах нефти привлек внимание. Стали расспрашивать, и было неудобно отказывать в объяснении.
Неожиданно для самого художника российское «жидкое золото» вызвало ажиотаж. Сотни людей во Франции и Германии посетили его выставки и мастер-классы, картины «осели» в Литве и Латвии. Кто-то ругал его в немецких газетах за «эпатаж», кто-то хвалил за живописность и необычность пейзажей. И только потом уже слава о картинах нефтью докатилась до России.
Зато теперь Касаткин не испытывает недостатка в материале.
Запах быстро улетучивается
— В Якутии мне дали трехлитровую банку нефти. А расходуется она очень экономно, надолго хватит. Теперь я могу и сравнить нефть из разных регионов: она имеет различную консистенцию, цвет и по-разному ложится. Например, на юге страны она светлее, а на севере имеет темно-коричневый оттенок. Кстати, именно якутская нефть лучше всего подходит для живописи, ложится на бумагу не хуже акварели и дает невероятные возможности для творчества.
Еще одно достоинство нефти в том, что это натуральный материал. А сейчас у нас и в продуктовых, и в художественных магазинах — сплошная химия. В красках еще и цветов нужных нет. А нефтью получается такой красивый коричневый цвет благородный. Она долговечная, такие картины долго не будут трескаться. У меня часто спрашивают, безопасно ли рисовать нефтью, ведь это горючий материал. Я вас заверяю: эти картины настолько же пожароопасны, как и обычные. А характерный запах очень быстро улетучивается.
Недавно в Питере прошла выставка Касаткина «Нефть. Второе дыхание». Экспозиция должна была занимать выставочный зал всего три дня, но из-за огромного потока посетителей организаторы продлили ее еще на две недели. Чему художник очень рад.
— Только за первые три дня я дал мастер-классы для четырехсот человек. И люди открыли для себя нефть совершенно по-новому. Для художника это волшебный материал. Я рад, что так неожиданно пришел к нему и могу показать его другим.