«Добро пожаловать на М-11 “Нева”!»
Четырехполосная развязка глянцево блестит свеженьким асфальтом. Под новым путепроводом, перекинутым над автобаном М-11 «Нева», несутся машины, а на нем самом стоят в ожидании пуска движения «КамАЗы» с триколорами. Журналисты, ожидая начала церемонии, фотографируют открывающиеся с масштабного сооружения виды. Организаторы демонстрируют удивительную пунктуальность — мероприятие начинает в строго обозначенное время. Надо отметить, что потрясающую способность идти в графике демонстрировали и дорожные строители. Даже когда было принято решение, что развязка должна быть сдана на год раньше, специалисты поразительно быстро перестроили процессы и вошли в новый ритм. В этот день рабочие, вложившие в возведение объекта все свои навыки, силы и душу, собрались на путепроводе, чтобы лично увидеть результат проделанной работы.
Тем временем на развязке включается установленный организаторами церемонии экран: по видеоконференцсвязи к участию в мероприятии, значимость которого сложно переоценить, присоединяется председатель правления государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко.
«Сегодня мы открываем движение по развязке на 681-м километре М-11, подъезд к Пулковскому шоссе. Транспортную развязку с подъездом к аэропорту Пулково мы построили по поручению президента и ввели в эксплуатацию на год раньше срока. Это очень важно, ведь мы понимаем, что чем быстрее реализован проект, тем раньше его эффекты станут ощутимы — для регионов, бизнеса и миллионов автомобилистов. Новая развязка улучшит транспортное сообщение для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, разгрузит Пулковское шоссе и позволит быстрее добираться до воздушной гавани. Надеемся, что новый участок станет отличным подарком для водителей и пассажиров в преддверии Нового года. И от души благодарим строителей за такую быструю и качественную работу — они большие молодцы», — обратился к участникам мероприятия Вячеслав Петушенко.
Он поздравил с успешной сдачей объекта всех участников строительства, сумевших в рекордно короткие сроки справиться с поставленной задачей.
За профессионализм специалистов, возводивших развязку, благодарил и генеральный директор компании «ЕвроТрансСтрой» (ЕТС) Сергей Ракчеев.
— Для нас большая честь открыть сегодня новый объект в нашем любимом городе. Мы знали, как эта транспортная развязка была необходима жителям Санкт-Петербурга и его многочисленным гостям. С самого начала строительства наша компания взяла на себя повышенные обязательства по реализации объекта гораздо раньше срока — на 369 дней. Это удалось благодаря слаженной работе с заказчиком — ГК «Автодор», — сообщил Сергей Ракчеев.
Когда стихли аплодисменты, над развязкой прозвучали долгожданные слова: «Объект к пуску готов!»
— Запускаем движение, — одновременно дали команду Вячеслав Петушенко и Сергей Ракчеев.
Под новый шквал аплодисментов по новенькому асфальту зашуршала шинами колонна «КамАЗов». Над их кабинами развевались триколоры.
— Это не первая развязка на М-11, которую мы строили и открывали совместными с «Автодором» усилиями, — сообщил журналистам Сергей Ракчеев. — На данном объекте с нами впервые на подряде работала курская компания «Терра», которая вместе с нами сделала 45 % работ. В ней трудятся потрясающие специалисты.
Работа с опережением графиков
Ряд поручений, касающихся с транспортным развитием Петербурга, президент России дал весной 2024 года. Среди них был и наказ построить новую развязку на трассе М-11 «Нева», связав автобан с Пулковским шоссе и обеспечив выход на аэропорт.
Строительные работы на объекте компания «ЕвроТрансСтрой» начала 28 декабря 2024 года. Подрядчиком стала курская «Терра», возглавляемая Сергеем Сургучом. Глава «ЕвроТрансСтроя», родившийся в поселке Кшенский Советского района Курской области, был уверен, что земляки не подведут. И не ошибся.
Надо отметить, что работать в сжатые сроки – не внове для специалистов ЕТС. В 2023 году они в авральном режиме восстанавливали мост в городе-побратиме Петербурга — Мариуполе. Переправу через реку Кальмиус, ведущую к комбинату «Азовсталь», в апреле 2022 года взорвали украинские националисты. Когда противника отбросили от Мариуполя, специалисты «ЕвроТрансСтроя» приступили к работе. К ноябрю 2022-го был готов временный мост. В какой-то момент при строительстве новой основной переправы в регионе возникли сложности с поставками так называемого мостового бетона. Руководство «ЕвроТрансСтроя» оперативно приняло решение купить мобильный бетонный завод с производственной мощностью до 100 кубических метров сырья в час и привезти его в Мариуполь. Благодаря этому удалось не только возвести мост из качественных, прочных материалов, но и сдать его в эксплуатацию с опережением сроков. Движение по нему пустили осенью 2023 года — на год раньше запланировано. Участие в мероприятии по видеоконференцсвязи принимал президент России.
Интересная деталь: в тот же день, когда машины поехали по мосту через реку Кальмиус, с существенным опережением графика была запущена в эксплуатацию переправа через реку Свирь, ведущая в город Подпорожье Ленинградской области. Этого события жители Подпорожского района 47-го региона ждали около 30 лет! Уникальное сооружение было названо мостом Победы. Владимир Путин поздравил строителей по видеоконференцсвязи.
— Мост сдан, вдумайтесь, на три года раньше срока. Невозможно развивать Присвирье, которое разделено рекой Свирь, если не будет современного автомобильного моста. Это нужно не только Подпорожскому району: это нужно Ленинградской области, Карелии, России. Потому что вся экономика этого региона теперь будет развиваться совершенно по-другому, — сообщил на открытии переправы губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
Маршрут построен. Новый
Развязка на трассе М-11 «Нева» проектировалась и строилась с учетом развития жилой застройки Пушкинского района Петербурга, Конгрессно-выставочного центра «Экспофорума», а также увеличения прогнозного пассажирооборота аэропорта Пулково. А последний и сейчас немал: в середине сентября в воздушной гавани чествовали 20-миллионного с начала года пассажира.
Раньше, чтобы добраться до аэропорта, едущие по трассе М-11 автомобилисты были вынуждены добраться до КАД, огибать промзону, чтобы по Ленинскому проспекту и Краснопутиловской улице выбраться на Пулковское шоссе. А это, если считать от 681-го километра трассы М-11, аж 12 километров. Солидный крюк. С 24 декабря 2025 года автомобильные навигаторы прокладывают более короткий путь — через новую развязку.
Новая транспортная артерия, ведущая к воздушной гавани, начинается на 681-м километре автобана, проходит мимо торгового центра «Outlet Village Пулково», пересекает Пулковское шоссе и примыкает к подъездной дороге аэропорта Пулково.
Длина самой соединительной магистрали и всех ее съездов равна 5,5 километра. В состав развязки входят три путепровода: два из них общей протяженностью 614 метра расположены над Пулковским шоссе и один длиной 55 метра – над М-11 «Нева».
Новый дорожный объект оснащен двумя системами. Первая — автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД). Она позволяет в режиме реального времени контролировать дорожную обстановку, оперативно информировать водителей, эксплуатационные службы и аварийных комиссаров о состоянии проезда и событиях на этом участке. Вторая — безбарьерная система взимания платы «Свободный поток»: над проезжей частью установлены рамки с датчиками и камерами, фиксирующими факт проезда и государственный регистрационный номер автомобиля.
О значимости нового дорожно-транспортного объекта для двух регионов заявили и в правительстве России.
— Транспортная развязка с подъездом к аэропорту Пулково построена по поручению Президента и введена в эксплуатацию на год раньше срока. Это стратегически важный объект, ставший связующим звеном между скоростной трассой М-11 “Нева„ и международной воздушной гаванью. Он обеспечивает быстрое и безопасное сообщение для жителей и гостей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Фактически это новая подъездная дорога к аэропорту, которая позволит снизить нагрузку на Пулковское шоссе в часы пик, а также позволит быстрее добираться до аэропорта Пулково. Повысится транспортная доступность жилых и туристических объектов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области благодаря разгрузке существующей дорожной сети от пассажиропотока аэропорта. Проект стал ярким примером комплексного инфраструктурного развития, создал условия для роста экономических и социальных показателей региона и страны в целом. Благодарю дорожников за профессионализм, высокие темпы и качественную работу, — подчеркнул заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин.