СПИДа нет?!

Неизлечимая болезнь в Петербурге «сменила» пол, возраст и социальное положение

На последнем январском заседании правительства Петербурга произошел легкий конфуз. Чиновники обсуждали проблему профилактики ВИЧ в городе. Узнав, что на эти цели предполагается потратить 1,8 миллиарда рублей из бюджета Петербурга, вице-губернатор Игорь Дивинский удивился: «А чего мы достигнем? Излечим?». Главе Комздрава Валерию Колабутину пришлось провести небольшой ликбез и напомнить, что ВИЧ все еще неизлечим. Если уж вице-губернатор не в курсе этого, то что уж говорить об остальных петербуржцах. После паники 1990-х город будто впал в другую крайность — многим кажется, что СПИД побежден. «МК» в Питере» сегодня проводит расширенный ликбез о «чуме ХХ века» для читателей.

Неизлечимая болезнь в Петербурге «сменила» пол, возраст и социальное положение
Фото автора

Геи и мигранты портят статистику

Одобренная программа профилактики ВИЧ в Петербурге рассчитана на три года. Такие трехлетки в городе практикуются еще с 1999 года. Но год от года больных становится все больше. Сейчас их уже 44 583 человека (только в прошлом году был выявлен 2551 новый случай заражения, почти столько же было в 2011-м).

— Еще три-четыре года назад вирус передавался преимущественно в среде наркозависимых, сейчас на первое место вышел половой путь заражения, — рассказывает президент совета межрегиональной общественной организации «Позитивный диалог» Николай Панченко.

Опустившиеся героинщики, кто подсел на иглу еще в 1990-х, уже умерли. Сам героин постепенно вытесняется таблетированными наркотиками, а с ними ВИЧ не передается.

— Теми наркоманами были молодые люди, преимущественно мужчины 20–30 лет. Они вели активную сексуальную жизнь, при этом заставить их предохраняться было почти нереально. А учитывая, что женщине заразиться вирусом проще, чем мужчине, сегодня мы пожинаем результаты, — говорит Панченко. — Сейчас уже 80 процентов больных ВИЧ — это женщины.

Причем вирус выходит за пределы неблагополучных слоев населения. Уже 40 процентов заразившихся — люди среднего класса.

— Еще одна существенная проблема — профилактика ВИЧ среди геев. Это и без того закрытая группа. А принятый недавно закон о запрете пропаганды гомосексуализма сделал их еще более обособленными, они затаились и скрывают свою ориентацию, — отметил Панченко. — Из-за этого врачам невозможно проводить эпидрасследования, выявлять и проверять их партнеров. Очень трудно наладить контакт с этими людьми. Сотрудники центра СПИДа — женщины в возрасте — не могут внедряться в их тусовки. А работа общественных организаций в этом направлении практически прекращена из-за нехватки финансирования.

Еще одна проблемная категория больных — мигранты. Чаще всего больные ВИЧ в наш город приезжают из Узбекистана, Украины и Белоруссии. У них нет российского гражданства и права на бесплатное лечение, в Петербурге они просто погибают.

Две смертельных стадии

На заседании правительства глава Комздрава Валерий Колабутин сообщил, что ежегодно на одного больного ВИЧ, получающего антивирусную терапию, город выделяет от 60 тысяч рублей, если терапия началась на ранних стадиях, и до одного миллиона, если вирус был выявлен, когда иммунитета почти не осталось.

Из почти 45 тысяч больных терапию сейчас получают порядка семи тысяч. Оставшиеся в большинстве своем временно в ней не нуждаются. Но есть больные, которые намеренно отказываются от медикаментов.

— Прежде было мнение, что СПИД — это оружие американцев, что они специально им всех заражают. Но сейчас появился гораздо более опасный миф — будто СПИДа нет вообще, его придумали врачи. Из-за этого люди отказываются лечиться, болезнь прогрессирует, и они приходят в больницы умирать, — возмущен Николай Панченко. — Хорошо хоть, исчезли шарлатаны, которые обещали исцелить от ВИЧ народными методами, уже года два их не видно в Питере, перебрались в городки поменьше.

В Петербурге из-за добровольного отказа от бесплатной терапии умерли уже 743 человека. Практика показывает, что без лечения больной может прожить порядка 10–13 лет, при этом смертельная стадия СПИДа занимает 1–2 года. Но есть две критические точки — шесть лет и тринадцать. Через шесть лет обычно умирают люди с ослабленным иммунитетом — наркоманы, алкоголики, до тринадцати доживают все остальные. В 1980–1990-е появлялись первые поколения антивирусных препаратов, они могли продлить жизнь больного на 10–20 лет. Сейчас таких пределов нет. Современные лекарства подавляют ВИЧ настолько, что он перестает влиять на жизнь человека.

— В России лекарств для лечения ВИЧ не делают, кроме одного, очень старого. Все закупается за границей, — отметил Панченко. — Препараты первых поколений обходятся дешевле, а вместо современных медикаментов, выпускаемых крупными фирмами, чаще приобретаются так называемые дженерики — то есть копии, производимые без лицензии в основном в Индии и Бразилии. Такие же медикаменты закупают для стран Африки.

МК-мнение:

Аза Рахманова, главный инфекционист Санкт-Петербурга:

«Остановить вирус в одном поколении»

— Ситуация в нашем городе отражает общий рост заболеваемости ВИЧ на планете. За последние десять лет число заразившихся в мире увеличилось с 30 до 40 миллионов. И если раньше эпидемия в основном расширялась в Африканских странах, то с недавних пор ситуация стала заметно усугубляться в Восточной Европе, в том числе в России. А Петербург входит в десятку самых неблагополучных регионов страны. В последнее время у нас заметно увеличилась смертность ВИЧ-положительных. Это вызвано прежде всего тем, что мы вступаем в стадию, когда уже накопилось большое число тяжелых больных. Наша страна столкнулась с ВИЧ позже Африки и США. И теперь мы их догоняем.

Но не все так безнадежно, есть и положительные моменты. Мы стали могущественными, у нас появились препараты, которые спасают заразившихся от смерти, от прогрессирования болезни, и люди могут жить полноценной жизнью, заводить семьи, детей, работать. Главное — вовремя начать терапию и ни в коем случае ее не бросать. Прерывать прием препаратов опаснее, чем вообще ими не пользоваться. Если прекратить лечение, сформируется вирус, устойчивый к медикаментам, и дальше бороться будет гораздо сложнее.

С 2006 года в Петербурге реализуется программа по профилактике ВИЧ среди новорожденных. За эти годы нам удалось снизить число детей, заразившихся вирусом от матерей, с 19 до 2 процентов. Но мы не считаем это достижением, мы хотим добиться нуля. Это возможно. Терапия с 13-й недели беременности дает стопроцентную гарантию рождения здорового ребенка. Без терапии — шансы 50 на 50. В прошлом году в Петербурге рожали 745 ВИЧ-позитивных женщин. Из них 99 не получали нужного лечения. В основном это были приезжие из других стран. Как результат — шестерым новорожденным передался вирус (возможно, в дальнейшем выявится еще несколько случаев). Мы хотим добиться, чтобы вирус был остановлен в одном поколении.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру