Наш конек

Илья Авербух считает, что на Олимпиаде в Сочи российские фигуристы не завоюют золото

Что такое любовь публики, фигурист Илья Авербух узнал уже после того, как ушел из большого спорта. Да, ему аплодировал весь мир, когда он выиграл серебряную медаль на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Но на улицах его начали узнавать уже как продюсера многочисленных ледовых телевизионных шоу.

В интервью «МК» в Питере» Илья Авербух рассказал, почему он не хочет готовить к новой Олимпиаде молодых фигуристов.

Илья Авербух считает, что на Олимпиаде в Сочи российские фигуристы не завоюют золото

Иностранцы катаются хуже

 — В конце декабря вы привезете в Петербург новое ледовое шоу «Тайна острова сокровищ». Имеет ли это представление что-то общее с романом писателя Роберта Стивенсона «Остров сокровищ»?
— Нет. На самом деле это просто хитрый маркетинговый ход. Конечно, можно было бы назвать наше новое шоу «Пираты на льду», но звучало бы это не очень хорошо. Если честно, идея этой сказки пришла мне в голову благодаря сыну Мартину. Этим летом мы с ним довольно долго отдыхали в Крыму. И он там «заболел» пиратской темой. Мы без конца покупали книги про морских разбойников, а вечером запоем читали их. И вот как-то у меня появилась мысль: а почему бы не создать шоу про пиратов? Обычно на ледовые спектакли ходят девочки и девушки. Но хотелось бы еще увлечь и мальчишек. Поэтому в нашем шоу будет много батальных сцен, а в какой-то момент даже появятся зомби.

— Кроме того, заявлено, что в спектакле будет много спецэффектов, пиротехническое шоу, на сцене появится даже парусный корабль. На Западе подобные ледовые шоу тоже есть, или там все куда скромнее?
— За границей есть очень известные коллективы, которые занимаются детскими ледовыми шоу. Например, «Холидэй он Айс» или «Дисней он Айс». Но я думаю, что мы на порядок выше. Они несколько раз приезжали в Россию с гастролями. Сначала зрители охотно ходили на их выступления. Все-таки наши люди испытывают большую симпатию к западным продуктам. Но уже в следующий приезд эти компании не смогли собрать и половины той суммы, на которую рассчитывали. И это для меня очень приятно. Зрители сравнили то, что делаем мы и они, и сделали выбор в нашу пользу. Если говорить откровенно, в зарубежных ледовых шоу не очень высокий уровень фигурного катания. В отличие от нас. Конечно, детям непринципиально, кто перед ними катается: олимпийские чемпионы Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин или просто какая-то пара фигуристов. Но это важно для взрослых, которые получают удовольствие не только от сюжета, пиротехники и спецэффектов, но и от профессионального фигурного катания. Запад гораздо менее щепетилен и требователен в отношении качества выступлений на ледовых шоу.

 Ледовые шоу спасли чемпионов

 — По телевизору показывали множество шоу — «Звезды на льду», «Ледниковый период», «Лед и пламень». Какое влияние оказали эти проекты на самих фигуристов?
— Для фигуристов, которые закончили карьеру после Олимпиад 2002 и 2006 годов, эти телевизионные проекты стали настоящим подарком судьбы. Ледовые шоу не дали пропасть нашим чемпионам. Приведу пример: на Олимпийских играх 1998 года в Ногано наша сборная по фигурному катанию показала выдающиеся результаты. В танцах на льду первое место заняли Оксана Грищук и Евгений Платов. В мужском одиночном катании золото досталось Илье Кулику. В парном фигурном катании 1-е место завоевали Оксана Казакова и Артур Дмитриев, а золото взяли Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. Это была потрясающая Олимпиада, о которой все должны помнить! Но я не уверен, узнают ли сейчас Женю Платова на улице. А вот если пойдет Леша Тихонов, который участвовал в телевизионных шоу, все обернутся ему вслед и еще автограф попросят. Так что именно благодаря ледовым шоу некоторые наши олимпийцы сохранили огромный интерес публики к своему имени. Но и это еще не все. Даже уйдя из большого спорта, наши чемпионы смогли остаться в профессии и реализовывать себя дальше.

— А в США, Канаде своих олимпийцев помнят? Или они тоже спасаются от забвения ледовыми шоу?
— Их и знают, и помнят. Их чтут, как героев. Оно и понятно, ведь в США и Канаде популярность фигурного катания очень высока. Но это не значит, что и российских фигуристов там готовы принять с распростертыми объятиями. В Соединенных Штатах чтут только своих спортсменов. Нашим фигуристам, которые переезжают туда, приходится нелегко. Американцы очень четко расставляют акценты. Даже великого российского спортсмена ждет в США разве что тренерство на самом обычном катке или вторые-третьи роли в ледовых шоу. Не думаю, что, скажем, Ирине Слуцкой позволили бы стать звездой какого-нибудь представления. В общем-то в своих шоу я действую так же. Конечно, я приглашаю иностранцев, например, швейцарского фигуриста Стефана Ламбьеля или француза Бриана Жубера. Но костяк составляют именно российские спортсмены. И в дальнейшем я буду отдавать приоритет только нашим ребятам. Пусть у некоторых из них пока нет великих титулов... В последнее время в фигурном катании мы не показываем отличных результатов…

— Почему? Фигурное катание сейчас в упадке?

— Я более чем уверен, что это временные проблемы. Дело в том, что в 2004 году кардинально изменилась система судейства. И это сыграло на руку нашим соперникам. Канадская и североамериканская школы фигурного катания всегда базировались на техничном, очень мягком скольжении. У нас же в одиночном катании шла погоня за сложнейшими прыжками и высокой эмоциональностью. В общем, все то, что показывал Евгений Плющенко. При новой системе судейства на первый план вышли элементы, которым при прежней системе оценок придавалось меньше значения, чем прыжкам, — это вращения и дорожки шагов. Можно сказать, что был сделан акцент в сторону североамериканской школы фигурного катания. С одной стороны, это правильно, потому что иногда выступление наших спортсменов превращалось просто в техничное прыгание. Но, с другой стороны, какое может быть фигурное катание без четвертных прыжков. Сейчас, к счастью, ситуация стабилизируется, ведь правила так или иначе корректируются каждый сезон. Вновь появились четвертные прыжки. Но, естественно, россиянам сразу было сложно угнаться за соперниками. Все азы в фигурном катании закладываются в возрасте 15–16 лет. Переучиваться крайне сложно. Поэтому мы и сдали сейчас некоторые позиции. Новое поколение, которое вот-вот придет на смену нынешним спортсменам, уже обучается по новым правилам. Они по-другому вращаются, прыгают, делают дорожки шагов. Я думаю, они будут побеждать.

 «У тренеров опускаются руки»

— На Олимпиаде в Сочи у нас есть шансы получить золото?
— В одиночном катании и в танцах на льду максимум, что мы сможем, так это подняться на пьедестал. Но вряд ли получится завоевать золото. Мне кажется, только после этой Олимпиады мы сможем что-то наверстать. Хотя все возможно. Чего только стоит пара Юко Кавагути и Александра Смирнова, за спинами которых великий тренер Тамара Москвина! Большие надежды и на Татьяну Волосожар с Максимом Траньковым. У них великолепная техника.

— Юко Кавагути приехала из Японии, Татьяна Волосожар — с Украины. Обе получили российское гражданство и теперь выступают за нашу страну. Иностранные спортсмены стремятся в Россию?

— Прежде всего, я хотел бы сказать, что эти люди не легионеры, которые сегодня выступают за одну страну, а завтра за другую. Все-таки это большое самоотречение — уехать из дома и оставить там всех друзей, родных. Например, Юко не просто выступает за нас, делает спортивную карьеру, но еще и учит русский язык, уважает нашу культуру. Это надо только приветствовать. Юко безумно любит свой спорт. Но в Японии парное катание не так развито, как одиночное. Соответственно, и хороших партнеров очень мало. Но, я думаю, если бы она нашла напарника, скажем, в Германии, то уехала бы туда. К счастью, она оказалась все-таки в нашей стране.

— У нас есть молодые талантливые фигуристы. А новые тренеры приходят?
— Новых специалистов практически нет, никто не горит желанием учить фигуристов. Причина в том, что у тренера в России гигантская незащищенность. Твой ученик запросто может уйти к другому тренеру, подарив на прощание букетик цветов и коробочку конфет. От этих бесконечных переманиваний, перебегов опускаются руки. Для тренера уход его ученика к другому человеку — это серьезный удар. Спортсмен идет дальше, он зарабатывает себе имя. А тренер остается ни с чем. И даже комментатор на соревнованиях не скажет, что этого фигуриста на самом деле последние 10–15 лет тренировал совсем другой человек. Поэтому никто не хочет вставать за борт и тренировать. А ведь исправить эту ситуацию довольно просто. Например, можно обязать спортсмена, который уходит к другому тренеру, в течение какого-то времени выплачивать своему прежнему учителю часть призовых. Решать эту проблему надо уже сейчас. Пока что многое держится на прославленных тренерах Алексее Мишине, Тамаре Москвиной и Татьяне Тарасовой. А что будет, когда они скажут: все, мы пошли отдыхать? Вот тогда действительно придется нам всем бить в набат.

— Вы по этой же причине не становитесь тренером?
— В том числе по этой. Тренерский труд в фигурном катании — очень неблагодарная работа. Нельзя заниматься сразу пятью спортсменами: один, глядишь, чего-то и добьется. Ты выбираешь один бриллиант и начинаешь его гранить. При этом надо обладать гигантским терпением. У меня его нет. Я готов вложить все силы в дело, не спать, не есть, но мне нужно очень быстро получить результат. К тому же я не люблю рутину. Мне становится скучно…

 С коньками в туалет

— Насколько реальны истории про мстительных соперников, которые готовы битые стекла в коньки положить, затупить лезвия перед соревнованиями?
— Фигурное катание — это индивидуальный вид спорта, и здесь бывает все. Так, однажды американская фигуристка Тони Хардинг наняла людей, чтобы те железными прутами сломали колено ее сопернице Нэнси Кэрриган. Но это скорее исключение из правил. В 99 процентах случаев соперники очень корректно и уважительно относятся друг к другу. Но, с другой стороны, если вы вдруг окажетесь в раздевалке фигуристов, то увидите, что никто не оставляет свои коньки без присмотра. У нас были случаи, когда спортсмены даже в туалет, который находится тут же в раздевалке, ходили вместе с коньками.

— А вы хотите, чтобы ваш сын попал в этот мир?

— Нет, пусть он лучше учится. Фигурное катание — это очень жесткий мир. Например, я в свое время тренировался два раза в день, постоянно пропускал школу, практически не виделся со своими сверстниками, не ходил играть с ними в футбол. Причем я не был фанатично влюблен в фигурное катание. Более того, я даже стеснялся его. Мне в детстве казалось, что это не совсем мальчишеский вид спорта. Я был бы счастлив, если бы занимался хоккеем. А вот мои школьные товарищи думали по-другому. Они завидовали, что я не ходил в школу, ездил на сборы в другие города. С гордостью говорить о фигурном катании я стал только в 15 лет, когда выиграл чемпионат мира среди юниоров и впервые почувствовал вкус победы.

Шоу «Тайна острова сокровищ», ДС «Юбилейный», 29–30 декабря 2012 года, 2–5 января 2013 года. Стоимость билетов: 500–2000 рублей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру