Талантливый народ, беспощадные чиновники
— Еще в 2001 году Владимир Путин поставил глобальную задачу: переход к экономике высоких технологий. Почему же у нас до сих пор мало что сделано в этом направлении?
— К сожалению, похвастаться и правда нечем. Почему? Давайте посмотрим, откуда в нашу жизнь приходит подавляющее большинство инноваций. Интернет, мобильные телефоны — все это появилось благодаря американским военным. И это неудивительно, ведь в военном секторе важны любые инновации. Даже небольшое преимущество в бою может оказаться очень существенным. Поэтому в США на это не жалеют денег. А теперь посмотрим, в каком состоянии находится наш оборонный комплекс. Корабли мы покупаем во Франции, винтовки — в Австрии, списанные немецкие танки — в Голландии, пистолеты — в Италии. А бронетранспортеры мы заказываем в Греции и Финляндии. Все это напоминает времена Гражданской войны, когда была такая песенка: «Мундир английский, погон французский, табак японский». Какие уж тут инновации! Есть и еще одна причина наших неудач. Давайте вновь вспомним Америку. Через 10–15 лет она планирует организовать экспедицию на Марс. Уже сейчас в США 400 студентов и аспирантов проходят стажировку в лучших университетах страны и готовятся решать эту проблему. У нас с большой помпой на базе Российского университета дружбы народов открыли нанотехнологическую программу, в рамках которой будут готовить нанотехнологов будущего. Учить их должны лучшие преподаватели и профессора России. Господин Чубайс тогда говорил, что мы вскоре выпустим специалистов высочайшего уровня. Я сам участвую в этой программе и читаю студентам лекции. И вот в первый день занятий я открыл дверь в аудиторию, ожидая увидеть огромный зал, множество человек. Вместо этого меня ждали 12 студентов! Как учеников Христа! Ровно столько студентов проходит по этой программе. Вы что? Наполеон говорил: «Бог любит большие батальоны». Похоже, мы хотим не быть, а только казаться идущими в ногу со временем.
— По идее, выбирать для инвестирования лучшие проекты, отслеживать их — это задача «Роснано». Но председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс на Петербургском экономическом форуме фактически признал провал своей работы. За 2011 год эта компания получила убыток в размере 3 миллиардов рублей...
— На мой взгляд, людям, которые занимаются в России инновациями, надо чаще пересматривать фильм «Белое солнце пустыни». Помните, там один из героев сказал: «За державу обидно!» Наши инновации не идут именно потому, что огромному количеству высокопоставленных чиновников за державу не обидно. Однажды я поинтересовался у своего американского коллеги, что его больше всего удивляет в России. Он ответил: «Если бы такое управление было в любой другой стране мира, ее бы уже не существовало. А вы-то еще есть. И это самое удивительное». С одной стороны, у нас очень талантливый, самоотверженный народ, а с другой — совершенно беспощадные чиновники. Одни люди в нашей стране полагают, что у них есть запасной аэродром. А другие считают, что, кроме Родины, у них нет ничего. Так что у нас в стране все по Гиляровскому, он говорил: «В России две напасти: внизу — власть тьмы, а наверху — тьма власти». Могу привести простой пример. Проблема России — огромные просторы. Проложить на Крайний Север железную дорогу практически невозможно, построить там аэродромы — очень сложно. Поэтому возникла мысль создать аппараты, которые летают на газе и фактически не нуждаются в аэродромах. Это кажется фантастикой, но наши ученые нашли решение этой проблемы. Такой аппарат был сделан на излете Советского Союза. Он называется «Экология и прогресс». Бывший летчик-испытатель Вадим Олейников обивал все пороги, кричал: «Этот аппарат решит все проблемы нашего Севера!» И все чиновники его поддерживали. Вот только дело с места пока не сдвинулось. Говорят, нет денег. Вот и стоит «Экология и прогресс» в Военно-техническом музее в Черноголовке... И если раньше было ощущение, что чиновники отнекиваются, то теперь они отдакиваются.
Мыслящая плесень
— Есть в России еще интересные разработки, которые государство не хочет финансировать?
— Конечно, есть. Например, семь лет назад была создана совершенно удивительная диагностическая система мониторинга турбин, валов. Благодаря ей (кстати, система очень дешевая) наши коллеги из МГТУ им. Баумана умеют точно измерять параметры вращения любого объекта. Что это дает? Допустим, у вас есть турбина. И вы можете по неравномерности ее вращения сказать, в каком она состоянии. Фактически это «кардиограмма» в режиме реального времени. И, что еще более важно, система позволяет отключить агрегат за пару секунд до возможной катастрофы. Мы обратились к Анатолию Чубайсу с просьбой рассмотреть возможность внедрения этой методики. Он отправил нас к одному из своих заместителей — Борису Вайнзихеру. Тот ответил, что у нас и так все идеально, все под контролем, в дополнительной диагностике никто не нуждается. Видимо, эти люди просто не знали, что из четырех сейсмостанций вблизи Саяно-Шушенской ГЭС, на которых проверяли вибродиагностику этого сооружения, три были закрыты в целях экономии. Но если бы это изобретение наших ученых все-таки поставили на Саяно-Шушенскую ГЭС, то аварии 2009 года, которая унесла жизни 75 человек, просто не произошло бы. Или возьмем, к примеру, технологию создания шапки-невидимки. Еще в 1967 году физик Виктор Георгиевич Веселаго предположил, что можно сделать материал, который будет отклонять лучи света и радиоволны. В 80-х годах такая субстанция была изобретена. И можно было бы воплотить мечту человека — создать шапку-невидимку и «эльфийский плащ». Люди защитили диссертации на эту тему, написали доклады. Но вот беда: дальше дело не идет. Нет денег. Знаете, был такой фантастический роман. Там речь шла о цивилизации, которая жила в режиме мыслящей плесени. Она была очень высокоорганизованна, придумывала чудесные вещи. Вот только у нее не было ни рук, ни ног. И пока, к сожалению, мы в России тоже существуем в виде такой мыслящей плесени.
Дальний Восток — Китаю, Камчатка — Америке
— Так, может, и бог с ним. Ну не идут у нас нанотехнологии! Зато есть нефть. Она же нас сможет прокормить?
— Давайте не лгать самим себе: время «нефтяной цивилизации» заканчивается. За один год мы с вами добываем «черного золота» больше, чем природа создала за миллиард лет. Судя по всему, доступных, относительно легких в разработке месторождений нефти уже нет. Но и это еще не все. У нас почему-то не пишут про энергетическую инициативу Барака Обамы. К 2050 году США планирует 65 процентов необходимой энергии получать без сжигания углеводородов. И для этого десятки тысяч километров земли в штатах Невада и Аризона будут покрыты солнечными батареями. Вскоре нам всем понадобится новая энергетика.
— Что будет с Россией, если мы не начнем, наконец, по-настоящему, а не по-чубайсовски развивать новую энергетику и нанотехнологии?
— Сейчас идет пересдача карт истории. По расчетам ученых, уже в 2014–2018 годах в развитых странах наступит шестой технологический уклад. Это мир биотехники, нанотехнологии, роботики. Это новая медицина, которая в разы увеличит продолжительность и качество жизни, это технологии виртуальной реальности. Это возможность открыть двери в сказку. Разные страны прилагают огромные усилия, чтобы первыми вырастить у себя шестой технологический уклад. Одна японская корпорация «Панасоник» регистрирует патентов на различные изобретения и новые технологии в 4 раза больше, чем вся Россия... Если мы не успеем перестроиться, то нашу страну просто разорвут на куски. В нашем институте был сделан геополитический прогноз для России на 2030 год. Если дела будут идти так, как идут, то вполне вероятен распад страны на зоны влияния. Дальний Восток перейдет к Китаю и Японии. Китай уже поставил вопрос: если Россия не может, то он готов вкладывать ресурсы и осваивать Северный морской путь. К Америке отойдут Камчатка, Чукотка и Сибирь. В европейской части окажется мусульманский анклав. В общем, протекторат. Со всеми вытекающими последствиями.
Война 2014 года
— Разве у нас есть шанс вырастить у себя шестой технологический уклад, если мы не имеем пятого — компьютерной техники, электроники?
— Шансы есть. Южная Корея, не имея четвертого технологического уклада (тяжелое машиностроение, автомобили, самолеты, большая химия. — Ред.), вошла в пятый. Она смогла прорваться в число развитых стран, но ей пришлось до 43 процентов своего ВВП тратить на инвестиции и инновации, умеряя при этом потребление. В Южной Корее работали, буквально затянув пояса. И у нас все получится, если мы предпримем сверхусилия. Студенты очень любят такой анекдот. Приходит человек в храм и говорит: «Бог, я сирый и убогий, у меня дети, помоги мне. Пусть я по лотерейному билету выиграю миллион». Он молится день, два, три. Настоятель храма так устал от этого, что сам обратился к Господу: «Послушай, Бог ты или нет, ну помоги уже этому несчастному!» На что Бог ответил: «Да пусть он хотя бы лотерейный билет купит!» Вы знаете, нам надо купить лотерейный билет. К тому же у нас в стране за последнее время все-таки произошли изменения в лучшую сторону. До 2000 года в России мало что можно было сделать потому, что, согласно социологическим опросам, население не доверяло никому. Мы только что обработали новые данные и поразились результатам. Оказывается, сейчас весьма высокий уровень доверия президенту, церкви, Совету безопасности и, как ни странно, правительству России. Доверие для общества — это все равно что бензин для автомобиля. Наконец-то можно куда-то двигаться. Правда, пока мы находимся в ситуации Ильи Муромца: наш российский богатырь спит, он расслаблен, болен. Но его надо будить. Впереди нас ждут непростые времена.
— Что вы имеете в виду?
— Согласно геополитическому прогнозу, в 2014 году может начаться серьезное вооруженное столкновение. Если обратить внимание на историю нашего мира, промышленное производство обновляется в ходе подготовки к войне. Именно война списывает старую промышленность и порождает новую. Экономические факторы здесь не действуют, к сожалению. Хотелось бы обойтись без новой войны. Но вы обратите внимание на то, что происходит сейчас в мире. Мы уже видели Ливию, Сирию, Афганистан. Это и есть проба сил, военной техники, проверка работы спецслужб. Это всполохи будущего пожара. Помните, похожая ситуация была перед Второй мировой войной. Тогда запылали многие конфликты.
— Что нам делить с миром, из-за чего ссориться?
— Из-за тающих ресурсов. Например, Китай больше всего на свете желает получить Байкал — крупнейший природный резервуар питьевой воды. На Арктику сейчас претендуют многие страны. Так что есть за что бороться. Но, как говорил Бисмарк, войны выигрывают приходской священник и школьный учитель. А у нас ввели ЕГЭ, который только ухудшил образование... И в этой связи ядерное оружие — уже давно не козырь России. Большой «друг» нашей страны, американский политолог Збигнев Бжезинский, высказался примерно так: «Я не вижу ни одной ситуации, при которой Россия воспользуется своим ядерным потенциалом. Она может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков. Но поскольку 500 миллиардов долларов российской элиты лежит в наших банках, то вы еще разберитесь: это ваша элита или уже наша?»