Нетрудоспособный «Зенит»

Десятки больных детей умирают, потому что государство тратит миллионы на голеностоп Кержакова и ахилл Широкова

Футболисты «Зенита» опять оказались в центре финансового скандала. На этот раз на кону 162 миллиона рублей, которые игроки получили в 2011 году по «больничным листам» к своим и без того сумасшедшим заработкам. Причем щедрым спонсором выступила не частная компания, а государственный Фонд социального страхования России. Глава Счетной палаты Сергей Степашин уже предложил футболистам вернуть эти деньги в казну и принести свои извинения петербуржцам. Но ждать от зенитовцев благородства, похоже, не стоит.  

Десятки больных детей умирают, потому что государство тратит миллионы на голеностоп Кержакова и ахилл Широкова

Больные пляшут и смеются

 Громкий скандал случился после того, как Счетная палата обнародовала результаты проверки петербургского отделения Фонда социального страхования. Оказалось, что в 2011 году страховщики выплатили пособия по временной нетрудоспособности 12 футболистам «Зенита» (пять из них — иностранные легионеры) на общую сумму 162,2 миллиона рублей. Цифра сумасшедшая, учитывая, что общая сумма выплат всем остальным «нетрудоспособным» петербуржцам в 2011 году составила 140,8 миллиона рублей. То есть больше половины всех социальных страховок Фонда пришлось на зенитовцев. Выходит, незначительная травма одного футболиста стоила 13 с половиной миллионов рублей! Тогда как петербуржцы могут рассчитывать максимум на 70 тысяч рублей — и то если умереть на рабочем месте. В остальных случаях потеря трудоспособности работником стоит Фонду в среднем 30 тысяч рублей.

Известно, что в прошлом году травмировались полузащитники Владимир Быстров (в мюнхенской клинике ему сделали операцию на передней крестообразной связке колена) и Саболч Хусти, защитники Александр Лукович и Николас Ломбертс, голкипер Юрий Жевнов, нападающий Александр Кержаков... Последний, к слову, получив в прошлом году травму голеностопа, уйдя на больничный, за который ему выплатили несколько миллионов рублей, танцевал и пел на концерте Сергея Шнура в СК «Юбилейный». Судя по тому, как футболист бодро прыгал по сцене, лечение было качественным. Добавим, что страховка выплачивалась всем игрокам «по легким травмам». Чаще всего травмировался полузащитник Роман Широков (воспаление ахилла, повреждение мышцы задней поверхности бедра). Проходили обследование в западных клиниках Алексанр Бухаров и Томаш Губочан. Все за счет городского бюджета!

Цинизм ситуации в том, что никакая травма голеностопа (легкая или тяжелая) не может стоить 13 миллионов рублей. Для справки: операция по пересадке костного мозга и последующая реабилитация ребенка, больного раком крови, стоит порядка 4 миллионов рублей. Родители и волонтеры ходят по городу с протянутой рукой, собирая эти деньги буквально по рублю. Но часто это не удается, и дети умирают, хотя рак крови в 90 процентах случаев излечим. Но к фатальному исходу приводит недостаток денег. Государство не способно выделить на лечение необходимые суммы. Теперь выяснилось, что у власти — свои приоритеты. Футболисты «Зенита» ей дороже. Легкая травма одного зенитовца, оказывается, стоит нескольких детских жизней! Игроки, чья годовая зарплата составляет в среднем 2 миллиона евро, по сути паразитируют за государственный счет, принимая как должное многомиллионную оплату по «больничным листам». Иначе как расценить то, что «Зенит», являясь самым богатым российским клубом (его годовой бюджет — 280 миллионов евро, на втором месте со значительным отрывом «Анжи» — 180 миллионов евро), застраховал своих футболистов именно в государственной компании? Хотя на рынке есть масса коммерческих страховых фирм, с которыми, кстати, сотрудничают другие футбольные клубы.

 Добрая воля Газпрома

 Официальная позиция клуба «Зенит» бесстрастна — все было сделано по закону: футболист, получивший травму при исполнении трудовых обязанностей, имеет такие же права, как и все остальные граждане. Почему каждому травмированному игроку была выплачена такая огромная сумма, в клубе объясняют тем, что зенитовцы имеют право на «возмещение среднего заработка», тем более что клуб «своевременно уплачивает взносы на социальное страхование». Сумма таких взносов в 2011 году, как выяснила Счетная палата, составила чуть более 6 миллионов рублей. А сумма пособий, полученных футболистами, превысила «зенитовский вклад» на 156 миллионов рублей! Город выплатил «Зениту» в 27 раз больше, чем получил в виде взносов. Почему так произошло, внятного ответа нет.

Глава Фонда социального страхования Сергей Афанасьев заявил только, что выводы сделал — уволил руководителя питерского отделения. А после того как скандал подогрел Совет Федерации, выступивший с заявлением о «дикой и недопустимой ситуации» с выплатой страховок футболистам, было объявлено, что клуб «Зенит» готов прекратить практику оформления спортивных травм как временной нетрудоспособности. Причем, подчеркивают в питерском отделении Фонда, это исключительно «добрая воля» клуба, который таким образом, видимо, пытается погасить скандал и сохранить лицо.

Теперь футболисты «Зенита», получившие травмы в этом году, не получат никаких страховых выплат. То есть останется без компенсации Мигель Данни, получивший на тренировке 5 февраля 2012 года разрыв крестообразных связок ноги. Данни, к слову, уже благополучно пролечился в клинике, прошел курс реабилитации в Лиссабоне и без всякой страховой выплаты. Вопрос компенсации встанет и в случаях с Ломбертсом и Кришито, которые получили в последней игре «Зенита» с «Локомотивом» челюстно-лицевые травмы. Но можно не сомневаться: их лечение оплатит Газпром — напомним, государственная компания. Правда, во сколько Газпром оценит перелом носа Ломбертса, уже не узнать. Но почему-то не верится, что это будут 13 миллионов рублей. Это из Фонда соцстрахования можно было черпать деньги не глядя.

 Почему страховщики не придираются к «Зениту»?

 Эксперты страхового рынка объясняют такие громадные выплаты футболистам «Зенита» несовершенством законодательства, при котором травма профессионального спортсмена оценивается как несчастный случай. Но футболист и рабочий — это далеко не одно и то же. Футбол предполагает травмы, спортсмены осознанно рискуют собственным здоровьем. Какая может быть техника безопасности на поле? Прописана ли она в документах? По каким критериям определяется, несчастный это случай или нет? К слову, ни хоккеисты, ни боксеры, ни сноубордисты, ни парашютисты — тоже представители травмоопасных видов спорта — не получают таких многомиллионных страховок по «временной нетрудоспособности» из городского бюджета. Футболисты «Зенита» почему-то стали исключением.

В клубе говорят, что в каждом случае представители Фонда социального страхования проводили детальную экспертизу, изучали медицинские документы, контракты игроков и т. д. И только после этого принимали решение, признавать несчастный случай на производстве страховым или нет. Удивительно, что страховщики, которые обычно цепляются к каждой мелочи, оттягивая выплаты, в случае с «Зенитом» были чрезвычайно лояльны, удовлетворяя все заявки футбольного клуба. Клуб отказывается предоставить информацию о том, сколько миллионов получил каждый из травмированных футболистов. Конкретных цифр нет. Эксперты предполагают, что часть страховых денег могла вообще не дойти до спортсменов. Поэтому, мол, таким скоропостижным было увольнение директора питерского отделения Фонда социального страхования. С другой стороны, после череды финансовых разборок в «Зените», баснословных выплат за Халка и Витцеля, саботажа Денисова, требующего повысить ему зарплату до 5 миллионов евро, история со страховками выглядит уже вполне «адекватной» тому, как чувствует и ведет себя команда.

Совет Федерации назначил служебную проверку деятельности Фонда социального страхования. Ее результаты будут известны 26 октября.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру