«Сами все дадут»
— Это сооружение — моя мечта. Есть только три места на земле, где я бы хотела ее осуществить, — Петербург, Париж и Венеция! — улыбается Алла Борисовна. — Три культурные столицы, три бриллианта, в которых хочется что-то сделать, оставить свой след...
Примадонна появилась перед журналистами в черном платье и в жемчужном ожерелье. Невооруженным глазом видно было весеннее настроение певицы — она много улыбалась, иронизировала над собой и шутила. А ведь совсем недавно повода для веселья не было. Напомним, проект Театра Пугачевой обсуждался еще при Валентине Матвиенко, которая, будто предчувствуя, что сооружение здания вызовет вопросы у горожан, подписала распоряжение, прибегнув к традиционной чиновничьей уловке — сделала это в последний день своего губернаторства.
Поговаривали, что проект театра почил вместе с уходом Валентины Матвиенко с поста главы города. К тому же из состава инвесторов по непонятным причинам вышли бизнесмены Михаил Кенин и Михаил Воробьев. Казалось, что Аллу все покинули. Однако этой весной мечта неожиданно воскресла. В Смольном было проведено специальное совещание. Глава концерна PMI Евгений Финкельштейн, который вместе с Аллой и Кристиной Орбакайте является учредителем проекта, встретился с губернатором Георгием Полтавченко. Финкельштейн пообещал губернатору Петербурга, что строительство театра никак не помешает городу. В частности, инициаторы проекта дождутся открытия Западного скоростного диаметра:
— Без открытия ЗСД открывать наш проект просто немыслимо. Мы заблокируем все транспортное движение на Васильевском острове, — заявил Финкельштейн.
По словам Примадонны, из городского бюджета на проект не уйдет ни копейки — все здание планируется построить за счет частных инвесторов. Приблизительная стоимость столь грандиозного театра — около 12 миллиардов рублей. Однако Михаил Прохоров, за которого на недавних выборах агитировала Пугачева, пока никак не поддержал певицу.
— Я никогда ничего у НИХ не прошу, — сказала Алла, намекая то ли на политиков, то ли на мужчин вообще. — Узнают — сами все предложат, сами все дадут!
«Никому не помешаю»
Но имя Пугачевой, похоже, не более чем приманка для инвесторов.
— В дальнейшем мое имя использоваться не будет, — заявила Пугачева. — Оно, конечно, не «паровоз» для проекта! Оно доверие заслужило, и я не хочу его подорвать на этом проекте... Я памятник себе воздвигла, не зарастет к нему народная тропа.
Пугачевой заметили, что петербуржцы ревностно относятся к разного рода крупным постройкам в своем городе — совсем недавно горожане митинговали против Охта-центра, на что певица спокойно заметила, что не боится митингов градозащитников.
— Я бы не пошла на то, чтобы поставить такое огромное сооружение в центре Петербурга, — улыбнулась она. — Мы не настолько смелы, как парижане, водрузившие Эйфелеву башню в центре столицы. Я видела тот участок на Васильевском острове, где будет строиться здание, — это удивительное место для такого креативного архитектурного решения. Мы очень аккуратно выбирали место для моей мечты... Вы же знаете, как я вас люблю! — добавила Алла, посылая улыбки в зал, набитый журналистами. — Митинги — это нормальный процесс выражения своего мнения. Любой проект у кого-нибудь да вызовет раздражение. Я думаю, мы все уладим, убедим. Это здание никому не мешает. Оно наоборот — может стать архитектурной жемчужиной острова!
Заручившись поддержкой Смольного, Пугачева и Ко теперь уверены, что смогут начать строительство в будущем году, а закончить — уже 2015-м.
Опасное сходство
Пугачева показывала собравшимся фотографии проекта, на которых здание театра похоже на огромный бесформенный валун, и кокетливо сравнивала его с обломком звезды. Не знаем, как насчет звезды, но кое на что это сооружение действительно смахивает. Примерно так же выглядел проект Мариинки-2 архитектора Доминика Перро. Помнится, Смольный его тоже в свое время одобрил. Да только с тем осколком ничего так и не вышло. Проект Перро в итоге зарубили, а само строительство Мариинки-2 превратилось в традиционный для Питера мучительный и дорогостоящий долгострой. Не исключено, что нечто похожее случится и с детищем Пугачевой. В Петербурге для гигантских сооружений — не самые подходящие грунты, а экономическая ситуация в мире не радужная. Как показывает опыт других городских мегапроектов, стоит разразиться кризису, как все инвесторы вмиг разбегаются, бросив незаконченное строительство на городской бюджет.