Золотой Мальцев
Начиная с Олимпиады‑2000 в Сиднее российские синхронистки доминировали на чемпионатах мира и Европы. Соперницы могли в лучшем случае претендовать на одну-две золотые медали из всех разыгрываемых. Только вынужденное отсутствие на международной арене не могло не сказаться на подготовке спортсменов.
«В нашем виде спорта изменились правила, — сказала журналисту «МК в Питере» исполнительный директор Федерации синхронного плавания Санкт-Петербурга Наталья Белова. — В соревнованиях групп сейчас к технической и произвольной программам прибавилась акробатическая. Чтобы понимать требования судей, нужно постоянно соревноваться на международном уровне, а российские синхронистки были лишены такой возможности».
Лишь в нынешнем сезоне сильнейшим удалось оформить нейтральный статус, но вместо привычных первых мест в Сингапуре пришлось довольствоваться медалями более скромного достоинства в соревнованиях дуэтов и групп. Российские солистки вообще остались без наград. Впервые в составе сборной, выступавшей в групповых упражнениях, были сразу три питерские синхронистки: Анна Андронова, Дарья Гелошвили и Елизавета Смирнова. Они вернулись из Сингапура с бронзой, завоеванной в произвольной программе, и серебром в акробатической.
Настоящим героем соревнований по артистическому плаванию стал Александр Мальцев. Он вернулся из Сингапура с тремя золотыми и серебряной медалями, завоеванными в соло и микст-дуэтах. Впервые мужчины дебютировали на чемпионате мира в тогда еще синхронном плавании 10 лет назад. Турнир проходил в Казани. Кстати, и нынешний чемпионат мира должен был там пройти, но Россия, увы, сейчас лишена прав на проведение международных соревнований, включенных в календарь World Aquatics.
«В секции приходят и мальчики»
После двух с лишним десятилетий доминирования российских синхронисток на международной арене сложно поверить в то, что этот вид спорта начинался как чисто мужской. Наши многократные олимпийские чемпионки приучили к тому, что в синхронном плавании на первом месте женственность и красота. Между тем в Канаде, где в 20‑е годы прошлого столетия родился, а затем распространился по всей Северной Америке водный балет, как называли тогда синхронное плавание, в бассейне специфические хореографические элементы демонстрировали представители сильного пола.
В конце прошлого века в США также нашелся энтузиаст, который решил доказать, что и мужчины могут выступать в ставшем чисто женским виде спорта. Звали его Билл Мэй. Вместе с Кристиной Люм он заявился на Игры доброй воли — 1998, проходившие в Нью-Йорке. Смешанный дуэт ожидаемо проиграл будущим трехкратным олимпийским чемпионкам Ольге Брусникиной и Марии Киселевой. Когда в интервью с Брусникиной возникла тема перспектив участия мужчин в соревнованиях по синхронному плаванию, наша чемпионка отрезала: «Не верю, что в России микст-дуэты приживутся. Просто не найдется мужчин, готовых показать торчащие из воды кривые волосатые ноги».
Став президентом Всероссийской федерации синхронного плавания, Ольга Александровна Брусникина изменила свою точку зрения.
«Готова признать, что микст-дуэты имеют право на жизнь, а выступления нашего блестящего Александра Мальцева с любой партнершей смотрятся великолепно, — сказала она в беседе с журналистом «МК в Питере». — Появление новой дисциплины в синхронном плавании привлекло к нему еще больший интерес. В детские секции сейчас приходят не только девочки, но и мальчики».
По словам Брусникиной, выступления мужчин привлекают поклонников синхронного плавания силой и мощью движений. У постановщиков появляются дополнительные возможности, ведь смешанный дуэт может воплотить в своих программах историю любви, которая в исполнении двух девушек смотрится как минимум двусмысленно. Руководители World Aquatics сейчас пошли еще дальше, разрешив присутствие мужчин в группах, а на ЧМ‑2025 в Сингапуре впервые были разыграны медали в мужском соло.
Недетские сложности
Только таким революционным реформам предшествовала долгая борьба мужчин за свои права. В 2004 году Мэй заявил о желании поучаствовать в соревнованиях дуэтов на Олимпиаде в Афинах — и получил отказ. Хотя и прошел отбор в национальную сборную США. А двумя годами раньше в секцию синхронного плавания при Ленинградском дворце молодежи родители привели 7‑летнего Сашу Мальцева. Группа была экспериментальная, и вместе с девочками в ней занимались несколько мальчиков. Но в итоге остался один Мальцев.
Условия для занятия в бассейне ЛДМ были, мягко говоря, далекими от комфортных. Четыре дорожки юные синхронистки и примкнувший к ним Мальцев делили с аквапарком, приносившим администрации дворца неплохие доходы. Синхронное плавание мальчишке сразу понравилось, ведь физические нагрузки сочетались с артистической составляющей. Проблем с одногруппницами поначалу не возникало. Саша отлично ладил с девочками, был душой компании.
Проблемы начались в подростковом возрасте. Дело даже не в том, что в протоколах соревнований их единственный участник значился как «Александра Мальцева». Мир синхронного плавания в буквальном смысле ополчился против юного спортсмена. Не только сами синхронистки, увидевшие в Саше реального конкурента, но даже тренеры и судьи оказывали давление, буквально требуя, чтобы Александр перешел в секцию водного поло. Поначалу спортсмена поддерживали родители, но в какой-то момент и они сдались. Ведь со всех сторон нашептывали: «Как парень с такими хоккейными именем и фамилией занимается девчачьим видом спорта?»
Мальцев не унывал. Он уже точно знал, что хочет быть тренером по синхронному плаванию, и понимал, что приобретенные на тренировках навыки в этом помогут. Вехой в становлении чемпиона стало знакомство с главным тренером сборной России по синхронному плаванию Татьяной Покровской. Она была приятно удивлена, увидев питерского синхрониста, и позвала на сбор национальной команды. В 18 лет Александр переехал в Москву и пришел тренироваться к легендарной Марии Максимовой, известной во всем мире постановщице программ для синхронисток.
Новая эра синхронного плавания
Мальцев мечтал, чтобы мэтр поставила программы и ему, и эта мечта сбылась.
«Когда начал тренироваться у Максимовой, сразу же почувствовал, что это совсем другой уровень, — вспоминал Александр. — На занятиях было много импровизации. А еще у Максимовой был “Театр на воде”, где синхронистки выступали с артистическими номерами. Сразу же вписался в этот коллектив».

Правда, даже Мария Максимова не верила, что увидит выступления своего нового ученика на чемпионатах мира и Европы. Никаких предпосылок к этому просто не было. Когда в 2014 году было объявлено о том, что микст-дуэты выступят на ЧМ‑2015 в Казани, это стало сенсацией. Перед Мальцевым открывались громадные перспективы. Вот-вот должна была исполниться его детская мечта!
Только все было не так просто. Для того чтобы подготовить две программы для выступления на домашнем чемпионате мира, у Мальцева оставалось всего полгода. За это время нужно было еще найти партнершу, которая рискнула бы выступить в новой дисциплине. Ею стала Дарина Валитова. Выбрала ее для Александра тренер Гана Максимова, которой мама доверила столь ответственную миссию.
Как рассказала в Казани во время ЧМ‑2015 сама Гана, полагалась она на интуицию. Хотя другие специалисты уверяли, что выбор был сделан исходя из того, что у Александра и Дарины очень похожие ноги. Это важнейший момент в синхронном плавании, что подчеркивали в своих многочисленных интервью все наши олимпийские чемпионки.
Программы, с которыми российский микст-дуэт выступил на своем первом чемпионате мира, запомнились. Особенно техническая на музыку к кинофильму «Семнадцать мгновений весны». После синхронисток, которые перед прыжком в бассейн подолгу наводят макияж и укладывают волосы, парень с офицерским ремнем в бассейне смотрелся необычно. В этом виде программы Мальцев и Валитова стали чемпионами, а вот в произвольной, видимо, в знак признания больших заслуг в продвижении микст-дуэтов судьи отдали победу Мэю и его партнерше Кристине Джонс.
За время выступлений в международных соревнованиях Мальцев поменял несколько партнерш. В Сингапуре Александр завоевал золото в технической программе с Майей Гурбанбердиевой и серебро в произвольной с Олесей Платоновой. Как шутит Мальцев, благодаря своему упорству он стал чемпионом в несуществующем виде спорта. Если раньше мотивацией для него было желание выиграть на всех соревнованиях, то сейчас приоритеты изменились. Для питерского первопроходца, который сейчас уже сам тренирует юных синхронисток и синхронистов, важно, чтобы синхронное плавание стало более популярным и интересным. А это возможно, когда мужчины и женщины, выступая вместе, дополняют друг друга.
История Александра Мальцева, который долго шел к осуществлению своей детской мечты и добился своего, достойна даже экранизации. Только пока он не собирается завершать спортивную карьеру. Тот же Мэй и на пятом десятке выступал, да еще и встал в группу в американской команде. Может быть, в Сингапуре именно Мальцева не хватало российским девчонкам, чтобы занять привычное первое место? Ведь самому Александру никакие изменения в правилах и долгое отсутствие международных стартов не помешали.