Питерского фигуриста Петра Гуменника допустили к участию в олимпийском отборе

Эйфория, царившая во время чемпионата России в Омске, сменилась для фигуристов месяцами томительного ожидания. В конце декабря Международный союз конькобежцев (ISU) объявил, что Россия получит по одной квоте в каждой из четырех дисциплин для участия в олимпийском отборочном турнире, который состоится осенью в Пекине. В случае успешного выступления именно те, кто представит Россию в столице Китая, смогут выступить на Олимпиаде‑2026 в Милане.

Питерского фигуриста Петра Гуменника допустили к участию в олимпийском отборе
Даниил Глейхенгауз и Петр Гуменник. Фото: кадр из видео t.me/DaniilGleikhengauz

Даже такая подачка от ISU была встречена с невиданным энтузиазмом. Хотя сразу было отмечено множество подводных камней, раскиданных международной организацией. Претенденты на участие должны не только продемонстрировать высокие спортивные достижения, но и быть нейтральными в своих высказываниях в соцсетях и интервью. Патриотов «демократичная» Европа не любит. Путь на Игры может закрыть даже участие российских спортсменов в мероприятиях, которые подчеркивают их гражданскую позицию.

На соревнованиях в Омске президент Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) Антон Сихарулидзе уверял журналиста «МК в Питере», что все риски будут учтены. Заявку в ISU отправили свое­временно, в конце февраля, указав фамилии основных участников и запасных. В международной федерации список просматривали неспешно, и ФФККР прилагала героические усилия для того, чтобы никакая информация не просочилась в прессу преждевременно.

Пары не допустили

Вердикт ISU поверг российских поклонников фигурного катания в шок. В праве участвовать в олимпийском отборе было отказано спортивной паре Анастасия Мишина — Александр Галлямов и танцевальному дуэту Александра Степанова — Иван Букин. При этом кандидатуры запасных (речь про пару Александра Бойкова — Дмитрий Козловский и дуэт Василиса Кагановская — Максим Некрасов) даже не рассматривались. Такие правила были установлены функционерами международной федерации, и оспорить решение ISU в Спортивном арбитражном суде (CAS) нельзя.

О том, что ­чего-то подобного можно было ожидать, вскользь упомянул в телевизионном интервью тренер Степановой и Букина Александр Жулин. По его словам, он и до оглашения вердикта ISU точно знал, что не получит необходимого нейтрального статуса. Обосновал это Жулин просто: он критиковал уже переизбранного президента МОК Томаса Баха и публично активно поддерживает президента РФ Владимира Путина.

Объяснять, на каком основании были приняты такие дискриминационные меры в отношении российских фигуристов, ISU не счел нужным. Можно только предполагать, что Степановой и Букину вменили в вину присутствие в феврале 2024 года на оглашении Послания Президента Федеральному Собранию. Фотографии с этого мероприятия Александра и Иван выкладывали на своей страничке в социальной сети. Снимки фигуристы потом убрали, но интернет, а особенно бдительные товарищи, собирающие компромат, помнит все. Возможно, не забылось в Европе еще и то, что в 2018‑м Букина не допустили к участию в Олимпиаде в Пхенчхане на основании переданных перебежчиком Григорием Родченковым списков Московской антидопинговой лаборатории.

Александра и Иван уже написали письмо президенту МОК Кристи Ковентри, но вряд ли стоит ждать изменений позиции международной организации. За сына олимпийского чемпиона Андрея Букина и его партнершу, начинавшую тренироваться в Санкт-­Петербурге, конечно же, обидно. Две Олимпиады их вынудили пропустить, а в Пекине показать все, на что они были способны, не позволил COVID‑19. Вылет танцевального дуэта в Китай до последнего момента откладывался из-за положительных тестов Степановой.

За что не допустили учеников Тамары Москвиной, предположить несложно: Галлямов буквально бомбардировал МОК открытыми письмами Баху, требуя объяснений, почему из-за положительной допинг-­пробы Камиле Валиевой завоеванное в борьбе золото сменили на бронзу. Спортсмен напоминал: когда американские бегуньи побеждали на Олимпиаде, положительная проба на допинг одной из участниц эстафеты не стала причиной отнимать у спортсменок из США золото. Как бы то ни было, в Милане бронзовых призеров Пекина в индивидуальных соревнованиях не ждут. И Галлямов, и Москвина уже высказались на эту тему. Мол, раз так, будем работать до Олимпиады‑2030.

Неясная судьба одиночников

В отношении одиночников ISU был более милостив. К стартам допустили сильнейшую фигуристку мира последних лет Аделию Петросян, а в качестве запасной — Алину Горбачеву. Хотя в отношении Петросян были большие опасения из-за причастности ее тренера Этери Тутберидзе к допинговой истории Валиевой.

Выбор среди мужчин-­одиночников для ФФККР стал настоящей головной болью. Было много достойных кандидатов: побеждавшие на чемпионатах России участники Олимпиады‑2022 Марк Кондратюк и Евгений Семененко, завоевавший золото в Омске Владислав Дикиджи и победитель финала Гран-при России Петр Гуменник. Каждый из вышеперечисленных спортсменов имеет в своем арсенале весь набор элементов ультра-си и может побороться за медали Олимпиады. Эксперты и журналисты спорили, а фигуристы и тренеры хранили молчание. Возможно, и сами не знали.

Тот же Гуменник сначала оценивал свои шансы на поездку в Пекин в 6%, а после победы в финале Гран-при поднял их до 7. Сейчас они близки к 100, и все равно уверенно говорить о том, что фигурист поедет на Игры, рано. Первую «проверку на благонадежность» Петр прошел: никаких заявлений, которые могли бы закрыть дорогу в Пекин, спортсмен не делал. Но все понимают: при желании международная организация может найти любую другую причину, чтобы не допустить россиянина на Игры.

Кроме того, сейчас все чаще звучат голоса, что после столь унизительных ограничений для наших фигуристов Гуменнику и Петросян нужно бойкотировать олимпийский отбор, как это сделали дзюдоисты и борцы перед Олимпиадой‑2024 в Париже и гимнасты, отказавшиеся от участия в этапах Кубка мира в этом году. Многим был оформлен нейтральный статус, но претендентов на золотые медали отсекли. В ФФККР, ОКР и Минспорте РФ никаких рекомендаций для фигуристов пока не озвучили.

Гуменник вместе с тренером Вероникой Дайнеко готовит программы, с которыми сможет бороться как минимум за серебряную медаль на Олимпиаде. А если признанный лидер мужского фигурного катания американец Илья Малинин допустит ошибки — то и за золото. Короткую программу Гуменнику уже поставил Даниил Глейхенгауз, а за содержание произвольной будет отвечать Илья Авербух (он приедет работать с Петром в Петербург). Имена постановщиков гарантируют как минимум качество.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 21 мая 2025

Заголовок в газете: Компромата не нашлось

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру