Психолог — костыль, нужный на время
— Риша, какова роль спортивного психолога в жизни и карьере спортсмена?
— Я всегда против излишнего вмешательства психолога в жизнь человека. А спортивная психология — это вид экстремальной психологии. Атлет — неважно, бегун это, хоккеист или пловец — всегда находится на границе своих возможностей и работает на износ, чтобы достигнуть цели. Профессиональный спортсмен нуждается в сопровождении и психоэмоциональной поддержке, у него должно быть правильно выстроено мышление. Моя задача — довести атлета до такого состояния, чтобы он мог справляться без моей помощи. Доктор психологических наук Александр Асмолов сказал, что психолог — это некий костыль, который помогает человеку дохромать до нужной жизни.
— Назови топ‑3 проблем, с которыми к тебе обращаются спортсмены.
— Первая — это неправильное распределение ментального ресурса. Вторая — проблема реализации тренировочных показателей. И третья — выгорание на фоне нарушения баланса между работой и повседневной жизнью.
— Работа с психологом должна быть систематической или может носить стихийный характер?
— Она может быть как цикличной, так и постоянной. Главное — это своевременность вмешательства или, наоборот, невмешательства.
Не давите на атлета
— Хочу подробнее поговорить о детско-юношеском спорте. С какими проблемами чаще всего сталкиваются дети?
— Первая — выгорание. Когда спрашиваю родителя, как готовят ребенка к старту, оказывается, что они будто шаттл в космос запускают. Бабушки с дедушками с белыми платочками стоят, батюшка благословляет… Такая обстановка передавливает ребенка, из-за чего он находится в постоянном стрессе. Вторая распространенная проблема, имеющая приобретенный характер, — страх тренера.
— Согласись, что порой терапия нужна не ребенку, а его родителю. В каких случаях стоит взять в работу маму или папу, а не спортсмена?
— Работа с родителями и тренерами необходима при неправильно выстроенных взаимоотношениях между ними и ребенком или при неверно выстроенной системе мотивации. Когда мне звонят родители и просят поработать с ребенком, я всегда даю контакты своих помощников. Но при этом предупреждаю, что их работа поможет ровно на неделю, если родитель не поменяет стиль общения с ребенком дома. Я рассказываю, что именно нужно скорректировать, и за такую небольшую консультацию денег не беру.
— А что насчет родителей, которые проецируют свои нереализованные амбиции на ребенка?
— Такая же проблема, к слову, бывает у наставников: чтобы работать тренером, нужно убить в себе спортсмена. Что касается родителей, проецирующих на детей свои нереализованные амбиции, то мы не можем их ругать: они так ведут себя из лучших побуждений и в глубине души считают, что делают все правильно. У мамы и папы же нет специального образования, чтобы работать с этой проблемой. До них надо донести, что ребенок не обязан соответствовать их ожиданиям. Чтобы вырос чудесный спортсмен, не нужно давить на юного атлета. У великих спортсменов, которые выигрывали Олимпиады и Кубки Гагарина, были любящие родители, которые поддерживали увлечение ребенка спортом.
Каждый может стать спортсменом
— Бывают дети, которые по своей природе не приспособлены к спорту: у них нет лидерских качеств и стремления к победе. Стоит ли ломать такого ребенка, или нужно поискать ему более спокойное занятие вроде рисования, например?
— Я более чем уверена, что спорт необходим каждому человеку. За счет него ребенок учится преодолевать собственную слабость. В дальнейшем это поможет ему в построении бизнеса, к примеру, или развитию в другой сфере. Если у человека нет силы воли, глупо лишать его условий, в которых он может ее натренировать.
— А если ребенок изначально проявляет мягкость и слабость характера и не хочет вступать в спортивную борьбу?
— Ребенок проявляет мягкость из-за страха неудачи. Так скажем, щелчок по носу получить не хочет. Если убрать в нем этот страх, то проявятся желание быть лучшим и спортивная злость.
Злость — это сила
— Многие тренеры считают, что его подопечные должны обладать спортивной злостью. Всем ли атлетам стоит искать в себе это чувство, или любви к своему делу достаточно для достижения хороших результатов?
— Злость — это векторная сила, направленная на разрушение препятствий на пути к цели, а они — преграды — возникают в карьере любого спортсмена. Злость в данном вопросе мы воспринимаем не как агрессию. Когда ты зол, то не можешь опустить руки и расслабиться. Это не про неуважительное отношение к себе или сопернику, а про, повторюсь, векторную силу, которая в определенные моменты жизни нужна каждому.
— Большинство спортсменов сталкиваются со страхом выступления. На тренировках они могут все, а когда выходят на соревновательный помост, теряются и показывают плохой результат. Это страх неудачи? Можно ли от него избавиться?
— Ко мне нередко обращаются спортсмены, которых называют «королями тренировок». На тренировках они боги, а на играх — лохи. Такие проблемы возникают из-за страха выступления. Однако это сохранное поведение появляется не при рождении, оно «вытренировано» наставником.
Чтобы не столкнуться со страхом неудачи или избавиться от него, необходимо изначально занизить значимость выступления относительно тренировочного процесса. У Пеле как-то спросили: «Вы играете как Бог. Наверное, это невероятно сложно?» Он ответил, что «так играть — очень легко, а вот тренироваться, чтобы так играть, — невероятно сложно». Когда мне звонят спортсмены перед самыми серьезными соревнованиями, я говорю: «Перед стартом ты не сможешь улучшить свои показатели, но суетой можешь закупорить себя». Если я чувствую у атлета панику, спрашиваю его, что самое страшное может произойти во время старта. Его ответ даст понять, чего он боится: осуждения, подвести тренера, плохо выглядеть или не реализовать чьи-то надежды. Надо выявить и искоренить проблему до соревнований. Так, если атлет боится подвести меня или тренера, я говорю: «Мы достаточно сильные, чтобы не зависеть от твоего результата». Когда мы закрываем вторичную выгоду (желание угодить наставнику, воплотить в жизнь чьи-то желания), спортсмена перестает трясти. Фокус нужно делать на тренировке, а не на выступлении. Если атлет пашет и выкладывается на тренировке, то ничего нового и страшного на старте не произойдет. Я спрашивала у хоккеиста перед Олимпиадой: «Там лед белый? А шайба черная? Тогда чего ты там боишься?» На соревнованиях все точно такое же, как и на тренировке.
— Полное спокойствие и отсутствие мандража — это ведь тоже не очень хорошо?
— Да, верно. Опытный спортсмен понимает: мандраж — это состояние, при котором тело входит в оптимальное боевое состояние. Атлет должен знать, что у него умный организм: он учащает пульс и перестраивает работу эндокринной системы, чтобы запустить этот боевой режим.
— А что касается непосредственной подготовки к выходу на старт: как настроить спортсмена на выступление? Веришь ли ты в гипноз?
— Воздействие гипноза на спортсмена четко и ясно описано в книге Геннадия Горбунова «Психопедагогика спорта». Техника настолько эффективна, что некоторые предлагали приравнять ее к допингу.
Что касается подготовки к старту, у всех спортсменов свои методы: одному необходима концентрация, а другому — заряд драйва. Чтобы определить свое оптимальное боевое состояние, атлету нужно сесть и вспомнить лучшее выступление. Сконцентрироваться на теле и освежить в памяти, какими в тот момент были ноги, стопы, руки и так далее, вплоть до мимики. Это упражнение стоит делать каждый день: в таком случае спортсмен научится быстро входить в свое боевое состояние. Помимо этого, можно использовать техники релаксации, визуализации успеха и работы с дыханием.
Знания — в помощь
— Зачастую спортсмены игнорируют образование. И что самое печальное, это поощряют их родители: мол, ты устал на тренировке, не ходи в школу. Но стоит ли складывать все яйца в одну корзину, концентрируя внимание ребенка только на одном направлении развития?
— Баланс между спортом, учебой и личной жизнью критически важен для гармоничного развития: перекосов быть не должно. Есть ложный стереотип, что профессиональный спортсмен — слегка тупой. Образование помогает в спорте. Например, игроки НХЛ, с которыми я работаю, возят с собой задачники и решебники по математике: выполнение арифметических упражнений снимает тревожность и развивает мышление. Возможно, им никогда в жизни не понадобятся знания о том, что такое тангенс и котангенс, но нейронные соединения, которые образовываются в процессе изучения этих тригонометрических функций, пригодятся точно.
— Многие спортсмены после окончания карьеры теряются и скатываются в депрессию. Как грамотно подготовиться к этому жизненному рубежу?
— Нет более ленивого человека, чем спортсмен. Как бы противоречиво это ни звучало. С детства за него определяют план тренировки, ему составляют расписание жизни. Поэтому по завершении карьеры спортсмены ощущают, что потеряли смысл жизни. Чтобы такого не произошло, нужно всегда, еще будучи атлетом, искать занятия и сферы деятельности, которые интересны вне спорта.
Если случилось так, что карьера закончилась, а другого дела нет, не нужно думать, что спорт ничего не дал. Спортсмен в течение всей карьеры учится действовать тогда, когда другие уже не могут, принимать решения в кратчайший срок, справляться с эмоциями и так далее. Не у каждого школьного отличника есть такой багаж. Нужно провести инвентаризацию своих возможностей. Профессиональный спортсмен справится с любой задачей, потому что у него есть навык решать нерешаемое.
Криками делу не поможешь
— Нынешнее поколение взрослых спортсменов воспитывалось по так называемой советской системе: тренер мог выгнать с тренировки, накричать, ударить. Современные дети требуют к себе более мягкого отношения. Как тренеру правильно выстроить рабочие отношения? И где грань между жесткостью и жестокостью?
— Недавно разговаривала с хоккейным агентом, которому тренер сказал довольно мудрые, по его мнению, слова: «Чтобы объяснить европейцу, почему он на скамейке запасных, ему надо сказать, что он лучший и его берегут, а потом он выйдет и покажет себя. Русскому же надо сказать, что он говно по льду возит и не выигрывает конкуренцию. Универсального подхода нет». Я против того, чтобы ломать психику. Изначально нужно вытренировать в спортсмене такой способ коммуникации, чтобы потом не пришлось на него кричать матом. Как бы грубо ни звучало, но в спорте выигрывают самые сильные — те, кто умеет терпеть боль и прессинг. Наставник должен быть строгим и жестким, но ни в коем случае не унижающим. Многие тренеры думают, что, оскорбляя спортсмена, они показывают свою силу. Но на самом деле это может говорить о нехватке ума и образования у самого наставника. Если поставить такого тренера напротив меня, он через 10 минут уйдет в слезах, при этом я его ни разу не оскорблю.
— Мы много говорили о детско-юношеском спорте. Дай напоследок главный совет родителям юных спортсменов.
— Я прошу родителей не лезть в спорт. Выбрали тренера — доверяйте ему. Будьте для юного спортсмена мамой и папой, а не педагогами. Перестаньте указывать ребенку на его ошибки в спорте: он и без вас о них знает. Сложно отказаться от тотального контроля, но помните: молодой атлет сам лучше знает, как ему выполнить тот или иной элемент. Ваши советы только сбивают его.