В Петербурге впервые прошли контрольные прокаты сборной России по фигурному катанию

По традиции первым стартом сезона с участием сильнейших фигуристов нашей страны являются контрольные прокаты

Когда журналист «МК в Питере» поинтересовался у президента Федерации фигурного катания на коньках России Антона Сихарулидзе, как проходили подобные старты во времена, когда он был действующим фигуристом, услышал в ответ: «В те времена их просто не было». Даже странно, как без них обходились!

По традиции первым стартом сезона с участием сильнейших фигуристов нашей страны являются контрольные прокаты
Фото: кадр из видео vk.com/alionakostornaia

Контрольные прокаты внедрили в практику для того, чтобы специалисты посмотрели программы нового сезона, оценили их соответствие правилам и дали рекомендации тренерам и спортсменам по исправлению выявленных недочетов. Это было сугубо техническое мероприятие, проходившее при закрытых дверях на базе сборной в подмосковном Новогорске. В последние годы все изменилось.

Контрольные прокаты устраивают в больших залах при наплыве публики, транслируют по телевидению, а элементы шоу играют не меньшую роль, чем просмотр программ специалистами. За право принять контрольные прокаты проводится конкурс городов. В этом году вслед за Москвой и Челябинском их принял Санкт-­Петербург. У фигуристов и тренеров каждый час был на счету. Даже времени, чтобы возложить цветы к могиле Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, не нашлось.

В прямом телеэфире ведущими контрольных прокатов стали олимпийские чемпионы Алексей Ягудин и Анна Щербакова. Двукратный олимпийский чемпион Максим Траньков не только успевал брать интервью у завершивших выступление спортсменов и болельщиков, но и присоединялся к большой тренерской бригаде, выводившей на лед переехавших в Москву, но по-прежнему представляющих Питер Александру Бойкову и Дмитрия Козловского. Судить по контрольным прокатам о готовности ведущих фигуристов страны к сезону — это все равно что оценивать заказанное к балу вечернее платье по первой примерке. У каждого из участников был свой подход. К­то-то намеренно упрощал техническую составляющую, чтобы показать специалистам замысел постановщиков, ­кто-то выкладывал все козыри.

Не до соперничества

Пожалуй, стоит акцентировать внимание на тенденциях предстоящего сезона, которые уже просматривались на льду «Юбилейного».

Телевидение, во многом диктующее правила игры на соревнованиях по фигурному катанию, по-прежнему отдало приоритет женщинам. Хотя времена, когда соперничество между ученицами Этери Тутберидзе, в которое изредка вмешивалась Елизавета Туктамышева, прошли. Это связано и с поднятием возраста перехода из юниоров во взрослые, и с уходом, скорее всего навсегда, триумфаторов недавних чемпионатов мира и Олимпиады.

Программы, которые поставил ученицам Тутберидзе — чемпионке страны Аделии Петросян и вернувшейся после пропуска сезона Софье Акатьевой — хореограф Даниил Глейхенгауз, при всем уважении к нему шедеврами не назовешь. Из участниц контрольных прокатов выделим Анну Фролову из Санкт-­Петербурга, Веронику Яметову из Екатеринбурга и Софью Муравьеву из Москвы. Ученица Евгения Плющенко продемонстрировала оригинальную трактовку «Лебединого озера», представ в короткой программе Черным Лебедем, а в произвольной — Белым. Это перевоплощение — блестящая задумка Яны Рудковской (которая также с костюмами и макияжем помогла) и постановщика Никиты Михайлова.

Под музыку из «Дюны»

Открывала контрольные прокаты в первый день Александра Игнатова, которую по привычке многие продолжают называть Трусовой. Сама Русская Ракета категорически против этого. Вопрос о том, будет ли она выступать в сезоне, так и остался открытым. Тренирующий Игнатовых Евгений Плющенко сообщил журналисту «МК в Питере», что все зависит только от Саши. На тренировках у нее и четверной иногда проскакивает, но в «Юбилейном» она его не показала. Зато отработал по полной программе глава недавно образованного семейства, исполнивший четыре четверных в произвольной программе.

В то же время победитель командного олимпийского турнира в Пекине Марк Кондратюк исполнил пять плюс два тройных акселя! Это международный уровень. Впрочем, далеко не все, как уже отмечалось, стремились выложить все козыри. Представший в образе Евгения Онегина питерец Петр Гуменник умышленно страивал четверные прыжки, чтобы специалисты могли оценить замысел постановки. Отметим, что это был не единственный Евгений Онегин, остановившийся в «Юбилейном» на пути в Летний сад. Этот же образ, причем под речитатив, что вошло в моду после турнира шоу-программ «Русский вызов», воплотил на льду Дмитрий Алиев.

Каждый сезон в фигурном катании проходит под знаком ­какой-то модной мелодии. В прошлом многие обращались к творчеству Шарля Азнавура, сейчас в тренде музыка из нашумевшей киноленты «Дюна». Под саундтрек к фильму свое мастерство показали питерской публике Петр Гуменник (его поклонники даже сравнивают с актером Тимоти Шаламе) и Евгений Семененко. В итоге даже такой компетентный критик, как Туктамышева, не смогла сказать, чья «Дюна» лучше. Она отметила, что у Петра больше интересных фишек, зато у Евгения программа динамичнее.

Мишки для Мишек

Оценки судей остались тайной для зрителей. Публика встречала всех участников контрольных прокатов восторженно. Подбадривала даже упавших на ровном месте питерских парников Алису Блинникову и Алексея Карпова. «Испугались ребята, впервые катались при таком количестве зрителей!» — объяснил конфуз спортсменов их тренер Василий Великов.

Своих любимцев фанаты засыпали мягкими игрушками. Тяжело пришлось Александру Галлямову. Мишкам, как называют его и Анастасию Мишину, прямо на лед вывезли двух громадных плюшевых медведей. Поднять презент Настя не смогла, и Александру пришлось увозить со льда сразу двух. Он пока не решил, как будет использовать подарок, а Мишина уже поведала, что гигантская игрушка станет для нее мягким креслом.

Новая произвольная программа учеников Тамары Москвиной под мелодию Майкла Джексона зажгла зал. Идея принадлежит тренеру, а поставили программу тренеры танцоров Ирина Жук и Александр Свинин. Интересной постановкой порадовали и Бойкова с Козловским. Называется она «Змей-искуситель». Необычный образ для Козловского. Вместе с Глейхенгаузом ставила программу фигуристам сама Тутберидзе. Она прекрасный постановщик, о чем можно судить по «Девочке на шаре» Камилы Валиевой, но редко использует эту грань своего таланта.

Танцы стали модными

У спортивных пар были прекрасны «Мастер и Маргарита» в исполнении Алены Косторной и Георгия Куницы (чемпионка Европы 2020 года уже стала настоящей парницей). Хороши были и пермяки Елизавета Осокина и Артем Грицаенко со своим «Посвящением Карузо».

Самое большое количество участников контрольных прокатов было среди танцевальных дуэтов — 11. В последние сезоны этот вид фигурного катания у нас отставал, но сейчас прогресс очевиден. Заметно прибавили дуэты, еще недавно выступавшие в юниорах. В прошлом сезоне многие пары распадались. В нынешнем эта тенденция, к счастью, не продолжилась. Отметим, наши лучшие дуэты, тренирующиеся у Александра Жулина, решили попробовать себя в модном стиле, заданном олимпийскими чемпионами Пекина Габриэлой Пападакис и Гийомом Сизероном: костюмы без изысков, минимум чувств на льду и максимум демонстрации технического арсенала.

Даже не зная, что говорили специалисты после контрольных прокатов, можно с уверенностью утверждать: нас ждет интереснейший сезон.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 18 сентября 2024

Заголовок в газете: Сезон открыли в «Юбилейном»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру