Коллективный разум в действии
Можно даже с гордостью отметить, что никогда еще трансфер футболиста с российским паспортом не проводили за такие деньги. Да только сам Малком рассказал о взаимоотношениях с руководством «Зенита». В интервью бразильской прессе он заявил, что якобы оформил гражданство по просьбе генерального директора питерского клуба Александра Медведева. Ему, в свою очередь, нужно было освободить легионерскую вакансию для покупки новых бразильцев. Хотя зачем при возможности заявить 13 иностранцев и пригласить сильнейших российских игроков, да еще и в отсутствие еврокубков, нужно иметь в заявке полтора десятка легионеров, непонятно.
Трансфер Малкома в российском футбольном сообществе оценили по-разному. Многие восхищаются менеджментом «Зенита» и хорошей раскруткой лучшего футболиста РПЛ прошлого сезона. Мнение недоброжелателей лучше всего в интервью одной из питерских газет сформулировал известный футбольный агент Роман Орещук.
«Этот трансфер — заслуга исключительно агентов Малкома, — заявил Орещук. — Именно они провернули сделку. Точно не спортивный отдел «Зенита», которого, насколько мне известно, в клубе просто нет. Как и спортивного директора».
Сам Орещук на должности спортивного директора в московских клубах «Торпедо» и «Динамо» продержался всего по несколько месяцев. И уж совершенно точно, что он не в курсе того, как обстоят дела в «Зените». Об этом корреспонденту «МК в Питере» рассказал сам Медведев.
«Когда ушел Хавьер Рибалта, мы долго думали о новом спортивном директоре, — отметил он. — Были возможности взять специалиста с именем, но остановились на варианте с коллективным разумом. Кандидатуры новичков оговариваются коллегиально с учетом мнений скаутской службы, тренерского штаба, генерального директора. Держит руку на пульсе и мой заместитель Андрей Сергеевич Аршавин, который долгое время играл в Английской премьер-лиге и в курсе всех веяний в европейском футболе. Только после этого выходим на совет директоров и обращаемся за одобрением к главе «Газпрома» Алексею Борисовичу Миллеру. Все решения, принимаемые в виртуальном кабинете спортивного директора, тщательно взвешиваются и анализируются».
Согласитесь, такая модель достаточно эффективна. Во всяком случае, намного эффективнее, чем в столичных клубах, где либо никого не могут «продать», либо при наличии спортивного директора все равно всеми трансферными вопросами занимаются агенты.
Халка тоже «отдали» вовремя
Трансфер Малкома заставил вспомнить и другие удачные сделки с участием футболистов «Зенита». Конечно, нынешний договор, поднявший планку рекорда РПЛ, стал возможен прежде всего благодаря денежному потоку, который Саудовская Аравия направила на развитие своих команд. Там сейчас не жалеют нефтедолларов и нефтеевро, чтобы заманить в местную лигу звезд мирового футбола. Если уж Криштиану Роналду и Карим Бензема не устояли перед заманчивыми предложениями, то кто упрекнет Малкома, которому предложили зарплату 18 млн евро за сезон? В «Зените», по словам Медведева, он и трети от этой суммы не зарабатывал.

В свое время и Халк ушел в «Шанхай СИПГ» за 56 млн евро на волне вливания запредельных денег в китайский футбол. Продолжался золотой дождь на футбольных полях Поднебесной недолго, но «Зенит» успел отправить туда не только Халка, но и Акселя Витселя. Хотя в свое время их услуги покупали за очень большие деньги для успешного выступления в еврокубках. Как и Малкома вместе с остальными бразильцами, ногами которых в основном и добывались последние победы в чемпионатах России.
В отличие от Халка, который ушел в «Порту» за 40 млн евро, прибывший из «Барселоны» за такие же деньги Малком совершенно точно окупил расходы на его переход. Хотя такое впечатление складывается благодаря его фантастической на фоне остальных футболистов РПЛ игры в последнем чемпионате. Первые два сезона из четырех, проведенных в «Зените», бразилец (тогда еще без российского паспорта) больше лечился, чем играл, в третьем долго набирал форму и лишь в четвертом проявил себя во всей красе. Возможности проявить себя в еврокубках у Малкома не было.
Аргентинские трансферы круче бразильских
Если говорить о лучших трансферных сальдо в новейшей истории «Зенита», то рекордные суммы от переходов бразильцев в Азию, пожалуй, несопоставимы со сделками по двум аргентинцам. Летом 2017 года, когда тогдашний главный тренер питерцев Роберто Манчини при поддержке спортивного директора Константина Сарсании запустил проект «Зенит» из Буэнос-Айреса», у итальянской «Ромы» за 23 млн евро был взят полузащитник Леандро Паредес. Только в Питере у него не пошло, он тосковал и психовал, но летом 2019‑го ушел в ПСЖ за 40 млн евро. В Париже у него тоже не пошло, и Паредес в итоге снова оказался в Италии. При этом попал в чемпионский состав сборной Аргентины на ЧМ‑2022 и даже забил пенальти в послематчевой серии в финале.
Защитника Эсекьеля Гарая у португальской «Бенфики» забрали летом 2014 года всего за 6 млн евро. Футбольный мир недоумевал, почему так дешево. Ведь аргентинец только что стал серебряным призером чемпионата мира, а еще раньше — чемпионом пекинской Олимпиады, играя в одной команде с Месси. Немногие поверили, что сам футболист настойчиво просил поменять Лиссабон на Санкт-Петербург из-за желания тренироваться под руководством великого тренера Андре Виллаша-Боаша.

Несмотря на пятилетний контракт, Гарай задержался на берегах Невы всего на два года и в сентябре 2016‑го ушел в «Валенсию» за 24 млн евро. Англичане предлагали больше, но на испанском варианте настаивала жена футболиста Тамара Горро. Модель, телеведущая, бизнесвумен, мать двоих детей Эсекьеля и просто красавица.
Гарай даже грозил руководству «Зенита» завершить карьеру, если его не отпустят. Закончилась эта история скверно. Карьеру Эсекьель завершил в 33 года, так и не сумев выйти на тот уровень, который демонстрировал в «Зените», а с супругой развелся в прошлом году.
Тайны бухгалтерских ведомостей
Были, конечно, в последние годы и трансферные сделки, которые не принесли «Зениту» новых побед, но пробили серьезную брешь в бюджете. Летом 2014 года контракт с «Зенитом» подписал испанец Хави Гарсия. Трансфер потянул, по словам тогдашнего генерального директора клуба Максима Митрофанова, на 15 млн евро, а «Манчестер Сити» охотно пошел на эти условия. Англичанам нужно было разгрузить платежную ведомость и получить какие-то деньги, чтобы показать УЕФА свое соответствие принципам финансового fair play. Через три года некогда звездного испанца отпустили всего за полтора миллиона в испанский «Реал Бетис».
Трансферный рынок в футболе — это и черная дыра, в которой исчезают миллионы евро, и настоящий Клондайк для тех, кто вертится в этом бизнесе. Точных сумм, которые поступили в бюджет клуба-продавца и ушли из бюджета клуба-покупателя, а также осели на счетах агентов, не знает никто. В Португалии, правда, клубы обязаны демонстрировать трансферную ведомость, но в сделке по тому же Халку, как уверяют бразильские журналисты, 40 млн евро — это только то, что от «Зенита» получил «Порту». А ведь часть прав на бразильскую звезду принадлежала его прежнему клубу, «Рентистасу», а еще небольшая — агенту. Вот и фигурировала в бразильской прессе сумма 60 млн евро, в которую влетел Халк «Зениту».
Даже самый осведомленный в специфических вопросах сайт transfermarkt не всегда в курсе специфики российского футбольного бизнеса. Трансфер Ивана Новосельцева из «Ростова» в «Зенит» был оценен в 5 млн евро, а бывший генеральный директор клуба Митрофанов в интервью автору этих заметок уверял: заплатили 10 млн рублей, прописанных в качестве отступных. Ну а переход Алексея Сутормина за 50 тысяч рублей то ли из «Оренбурга», то ли из «Рубина» вообще долгое время служил поводом для ироничных улыбок. Многие завсегдатаи спортивных баров тоже захотели забрать какого-нибудь игрока и потом передать «Зениту» за большую сумму.
ПСВ нам не указ
Только шутки шутками, но сегодня вызывает вопросы трансферная философия питерской команды. До последнего времени клуб работал в стиле ПСЖ, «Манчестер Сити» и прочих «Реалов». Брал звезд, не считаясь с их реальной стоимостью и декларируя необходимость таких трансферов для побед в чемпионате России и успешного выступления в еврокубках. Сейчас в большом количестве приглашают молодые бразильские дарования, которым еще необходимо адаптироваться в европейском футболе.
Такая философия имеет право на жизнь. Лучшим примером может служить один из сильнейших клубов Нидерландов ПСВ из Эйндховена. На рубеже 1980‑х и 1990‑х годов прошлого столетия именно голландцы перехватили двух ярчайших бразильских звезд, Ромарио и Рональдиньо. Первый отыграл в чемпионате Нидерландов пять сезонов, второй — два, после чего они были проданы в «Барселону».
Как будет вести дела на трансферном рынке в условиях отсутствия еврокубков «Зенит», для большинства загадка. Сейчас вот попытались отдать Вендела, который по части тоски, печали и заявлений о нездоровой обстановке в питерском коллективе (это уж точно не соответствует действительности) переплюнул всех своих предшественников. Руководство «Зенита» сначала объявило о том, что разрешило полузащитнику не приезжать в расположение клуба, а его агенту искать новую команду. Затем, оштрафовав бразильца на приличную сумму, заняло жесткую позицию по отношению к «Фламенго». Клуб из Рио-де-Жанейро готов был забрать блудного сына, но таких денег, как в Саудовской Аравии, в Бразилии сейчас нет. Рекламируя товарную марку «Вендел», Медведев в шутку произнес: «У нас товар — у вас купец».
Только желающих забрать футболиста с таким отношением к профессии что-то не видно, а вот «Зенит» берет все новых игроков не только в Бразилии, но и в России. Такое впечатление, что у нас и товар, и купец. Во всяком случае, Вендела через несколько недель после начала чемпионата России заявили для участия в турнире и надеются, что он поможет решить турнирные задачи. А уж потом его можно будет «продать». Желательно в Саудовскую Аравию.