«Формула‑1» не доедет до Игоры: гран-при России стал жертвой большой политики

Как заявил в интервью немецкой газете генеральный директор гоночной серии «Формула‑1» Стефано Доменикали, этапы Гран-при больше не будут проводиться в России. Хотя заключенный контракт действует до 2025 года. В нынешнем сезоне этап должен был пройти на автодроме в Сочи, где Королевские гонки прописались с 2014 года, а начиная со следующего — на модернизированной трассе «Игора Драйв» под Санкт-­Петербургом.

«Формула‑1» не доедет до Игоры: гран-при России стал жертвой большой политики
Гоночные болиды больше не будут гонять по российским трассам? Фото: kremlin.ru

Брежнев не успел увидеть Королевские гонки

«Формула‑1» — одно из самых популярных спортивных зрелищ, приносящее при грамотной организации неплохие доходы. Многолетний босс Королевских гонок Берни Экклстоун еще в 1980‑е годы обратил внимание на не освоенный к тому времени рынок и во что бы то ни стало решил провести этап в социалистической стране. В политических реалиях старина Берни был сведущ и прекрасно понимал, что начинать нужно с СССР. В 1982 году он представил свой проект проведения этапа в Москве генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, большому любителю автомобилей.

В советской столице даже начали прорабатывать проект трассы, которая должна была пройти… вокруг Кремля. Правда, до использования мавзолея в качестве VIP-трибуны дело не дошло. Московский этап был включен в предварительный календарь уже на сезон‑1983, но в ноябре 1982‑го Брежнев умер, а сменившему его на посту генсека Юрию Андропову идея проведения «Формулы‑1» в СССР категорически не понравилась.

После этого Экклстоун обратил внимание на Венгрию, и в 1986‑м первые гонки прошли на «Хунгароринге». Этот этап до сих пор в календаре «Формулы‑1», хотя к трассе есть множество нареканий, а венгерская столица иногда просто не справляется с наплывом желающих услышать рев моторов, посмотреть на проносящиеся мимо трибун на огромной скорости болиды и поглазеть на длинноногих красоток на церемонии награждения.

Петербургские тайны Экклстоуна

В эпоху перестройки и гласности начались разговоры о том, что СССР не хуже Венгрии может справиться с приемом этапа «Формулы‑1». А уж в 1990‑х начался настоящий парад губернаторских амбиций, связанных с Королевскими гонками. Их предлагали провести в Калининграде и Туле, несколько вариантов трасс представлял столичный градоначальник Юрий Лужков. Самый экзотический проект предполагал строительство гоночной трассы на границе России и Украины с размещением участников в Белгороде.

Постаревший, но не утративший энергии Экклстоун очень хотел, чтобы этап прошел не просто в России, а именно в Санкт-­Петербурге. В 2008 году в нашем городе проходила церемония вручения премии Laureus Award, на которую собирается не только спортивная элита. В концертном зале Мариинского театра можно было увидеть звезд кино и политики. Без Экклстоуна такие церемонии не обходились.

Владимир Путин и Берни Экклстоун на «Формуле-1» в Сочи. 2014 год. Фото: kremlin.ru

Он использовал визит в своих интересах. На вопрос ведущего церемонии, который якобы экспромтом поинтересовался, появится ли ­когда-­нибудь российский этап «Формулы‑1», Экклстоун сразу же ответил: «Готов приезжать сюда до тех пор, пока это не случится». И с улыбкой добавил, что в зале есть люди, от которых зависит решение вопроса. Намекал босс Королевских гонок на президента РФ Владимира Путина, который сидел за одним столом не только с Еленой Исинбаевой, но и с двукратным чемпионом мира в гонках «Формулы‑1» финном Мики Хаккиненом.

После окончания церемонии Экклстоун задержался в Петербурге и провел переговоры с городскими властями. Он рисовал радужные перспективы, но было совершенно непонятно, за счет чего можно было бы окупить расходы на строительство автодрома и организацию этапа. Хотя из всех российских вариантов проект питерской трассы был самым бюджетным, но и он оценивался в $60 млн. Плюс около 30 на организацию этапа.

Тогдашний губернатор Валентина Матвиенко не была таким фанатом автомобилей, как Брежнев. Доходов городскому бюджету грандиозный проект не сулил. Ведь невозможно на три дня задрать цены на номера в отелях, как это делается в Монако. Этап, проходящий по улицам княжества, считается изюминкой «Формулы‑1».

На всем Лазурном Берегу владельцы оте­лей и пансионов с нетерпением ждут уик-энда, который отводится в календаре под Гран-при Монако. Номера, которые обычно стоят 40 евро, уходят по 250–300. В пятизвездочных отелях ценник начинается с 10 тысяч. В Смольном сочли, что передовой опыт княжества Монако в российских реалиях применить невозможно. Зарубежным фанатам, которые кочуют за гонщиками по странам и континентам, не удалось познакомиться и с такой экзотикой, как питерская коммуналка.

Чем Ленобласть лучше Сочи

И все же Экклстоун частично дождался осуществления своей мечты. Он точно знал, к кому нужно обращаться. «Добро» на проведение Гран-при России дал Владимир Путин. Гоночную трассу вписали в прибрежный кластер олимпийского Сочи. Во время самой Олимпиады по ней можно было неспешным шагом пройти от пресс-­центра до конькобежного овала, центра керлинга или дворцов, где проходили соревнования по хоккею и фигурному катанию.

Гонки в Сочи в рамках «Формулы-1» проходили с 2014 года. Фото: kremlin.ru

Когда строительство объекта берет под личный контроль глава государства, все проходит без сучка и задоринки. Проектировал «Автодром Сочи», как и все современные трассы, немецкий специалист Герман Тильке. Работы начались летом 2011 года, а уже в сентябре 2013‑го трассу опробовали российские гонщики. Обошлось строительство в скромные по олимпийским меркам 5,8 млрд руб­лей, которые были выделены из федерального бюджета. Уже осенью 2014 года с большим размахом был проведен первый Гран-при России. Этап вошел в календарь «Формулы‑1» и проводился даже во время пандемии.

Настоящей сенсацией стало заявление Стефано Доменикали, сменившего Экклстоуна на посту босса «Формулы‑1», о переносе начиная с 2023 года Гран-при России на трассу в Ленинградской области. Популяр­ный курорт в 54 км от Санкт-­Петербурга давно облюбовали любители автоспорта. Существовавшая там трасса позволяла принимать различные гонки, но для «Формулы‑1» потребовалась глобальная реконструкция.

Автором проекта стал все тот же Тильке. Обошлось строительство уже в 11 млрд руб­лей. Инвесторами стали совладелец банка «Россия» Юрий Ковальчук, его сын Борис и бизнесмен Владимир Колбин. Работы по модернизации трассы начались в 2021 году и, по словам заместителя генерального директора автодрома Андреа Беноцци, стали настоящим вызовом. По замыслу авторов проекта, главная трибуна должна была вмещать 5 тысяч зрителей, а всего за гонками могли бы наблюдать 50 тысяч.

Сам Доменикали был впечатлен Санкт-­Петербургом и всего год назад заверял, что Гран-при России в Ленобласти станет поразительным событием. Для переноса гонок было немало причин. Даже после Олимпиады Сочи не стал культовым местом для богатых зарубежных туристов. Да и для команд «Формулы‑1» в плане логистики возникало немало проблем. Жителям построенных к Олимпиаде кварталов рев моторов не нравился. Многие постройки, примыкающие к олимпийскому парку, отданы в распоряжение образовательному центру «Сириус», не нацеленному на подготовку пилотов Королевских гонок.

Лучше всего главную причину переноса российского этапа сформулировал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

«Из всех регионов России был выбран 47‑й, — привел его слова после заявления Доменикали официальный сайт правительства Ленинградской области. — Комплекс «Игора Драйв» не только позволяет принимать соревнования самого высокого уровня, но и доступен для большого числа болельщиков».

Были спроектированы удобные подъезды к гоночной трассе, в том числе и от аэропорта Пулково. Ждали наплыва болельщиков из Финляндии, где в последние годы вырастили немало чемпионов «Формулы‑1». В июле на «Игоре Драйв» были проведены первые тестовые соревнования. И тут в дело вмешалась большая политика.

Ленинградскому проекту показали финишный флаг еще до старта. Фото: lenobl.ru

В нынешнем сезоне этап, который в последний раз должен был пройти в Сочи, отменен из-за проведения специальной операции на Украине. Хотя в отличие от других спортивных объединений Международная федерация автоспорта не зависит даже от рекомендаций МОК об отмене международных соревнований в нашей стране. «Формула‑1» — это коммерческий проект, нацеленный на зарабатывание денег. И сложно понять и принять категоричность синьора Доменикали, заявившего в интервью: «В России больше не будет гонок».

На заявление босса «Формулы‑1» отреа­гировали в АНО «Росгонки», которое выступает организатором Гран-при России.

«Текущая ситуация в мировом спорте крайне политизирована, — приводит слова генерального директора «Росгонок» Алексея Титова в ответ на запрос «МК в Питере» пресс-­служба организации. — С поправкой на это необходимо воспринимать слова Доменикали. В его высказывании присутствует ярко выраженный политический подтекст, который не имеет ничего общего с настоящим спортивным духом. Будущее наших отношений сегодня действительно непонятно».

Как подчеркнул Титов, за несостоявшийся этап Гран-при России — 2022 были перечислены деньги, которые на текущий момент не возвращены. Руководство «Росгонок» ожидает возвращения денег независимо от позиции Международной федерации автоспорта по дальнейшему проведению этапа в нашей стране. А будущее трассы в Ленобласти теперь под большим вопросом. Конечно, на ней будут проходить всероссийские соревнования различного ранга, но 11 млрд руб­лей были инвестированы в строительство совсем не для этого.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру