Кузьменко в роли Капризова
Безусловно, главной потерей стал отъезд Андрея Кузьменко, бывшего лидером атаки армейцев последние три года. Таких форвардов — техничных, быстрых, креативных, способных в одиночку решить исход матча — в России остались единицы. Да и во всем мире, включая сильнейшую лигу планеты, они — дефицит.
Но при этом никакой гарантии, что Кузьменко закрепится в составе «Ванкувера», с которым он подписал однолетний контракт на 925 тысяч долларов, никто не даст. Вернее, мнения специалистов расходятся.
«Кузьменко должен заиграть, — считает экс-тренер СКА и сборной Сергей Черкас. — У него есть два очень сильных козыря, без которых в НХЛ очень сложно: быстрота и техническая оснащенность. Взять, к примеру, Кирилла Капризова. У него есть скорость, он великолепно видит площадку, прекрасно катается — и поэтому играет, на него болельщики ходят. Кузьменко может стать похожим хоккеистом: нацелен на ворота и пас может отдать. Но менеджеры НХЛ не рискуют давать сразу большой контракт игроку, пока не видели его в деле. Тем более что в прошлом сезоне Андрей не участвовал в крупнейших международных турнирах в составе сборной — в число участников Олимпиады, например, не вошел. Наверное, можно говорить, что не взять его в Пхенчхан было грубой ошибкой. Но, так или иначе, на олимпийский турнир он не попал. Поэтому рисковать, давая большие деньги при одностороннем контракте, «Ванкувер» не решился. Но если Кузьменко покажет себя за год, его ждут уже другие деньги».
А вот экс главный тренер сборной России Владимир Плющев сдержанно относится к перспективам Кузьменко.
«Лично с ним не знаком. Не знаю, что у него, грубо говоря, за душой. Владеет ли Андрей английским или нет. Адаптация россиян в НХЛ все равно проходит сложно. Это Капризову могли простить многие вещи, потому что он игрочище. А у Кузьменко, полагаю, возникнут проблемы, чтобы войти в состав. Хотя задатки игрока у парня есть. Другой вопрос, насколько он захочет углубиться в это дело. У нас много примеров, когда наши звезды из КХЛ поехали туда, но через несколько месяцев вернулись назад. То их одно не устраивает, то другое. А ты должен понимать, что едешь в другую страну, люди там с другим менталитетом, живут по другим правилам. И к ним надо адаптироваться, хотя бы в раздевалке… Можно только пожелать удачи Кузьменко. Если он действительно верит в себя, то, возможно, у него и получится в НХЛ».
Впрочем, против Кузьменко говорит и еще один факт — «технарей» из СКА в стиле Кузьменко заокеанская лига безжалостно съедает и просто выплевывает. Примеров таких хватает, что позволяет говорить о тенденции. Причем у некоторых хоккеистов питерского клуба после неудачной попытки «покорить Америку» под откос пошла не только карьера, но и жизнь.
Смерть от рук наркодилеров
В начале 1990‑х воспитанник петербургского хоккея Алексей Егоров считался самым перспективным не только в городе, но и в стране. Обыграть несколько соперников подряд, выдать передачу, которая поставит на уши всю оборону, — все у него получалось легко и непринужденно. В СКА он играл до 1994 года, пока на одной из тренировок не послал Бориса Михайлова, бывшего тогда главным тренером команды. В том же году хоккеиста на драфте НХЛ выбрал «Сан-Хосе».
По воспоминаниям одноклубников, Егоров не особо рвался за океан, но в 1995 году все-таки принял предложение «Сан-Хосе», где ему абсолютно не повезло с тренером. «Акул» тогда возглавлял Кевин Константин, специалист, недолюбливавший европейцев, а россиян — и подавно.
И хотя в одном из первых же матчей в НХЛ новичок сделал хет-трик — событие для начинающего хоккеиста редкое, у канадского коуча, предпочитающего прямолинейных, однообразных, но строго выполнявших задание игроков, шанса практически не получил. В эту схему Алексей, привыкший творить на льду, совсем не вписывался. Бывший игрок СКА сыграл всего девять матчей в НХЛ, большую часть карьеры петербуржца мариновали в низших лигах — АХЛ и ИХЛ.
Спустя три года он вернулся в Россию, и тут уже хоккей отошел на второй план. «Дружки», с которым Алексей связался, подсадили его на наркотики. Туда и уходили все заработанные деньги — форвард еще успел поиграть в России и Германии.
В марте 2002 года тело хоккеиста нашли на асфальте вблизи одного из домов на юге города. По одной из версий, распрощаться с жизнью ему помогли наркодилеры — именно на встречу с ними, за паспортом, отданным в залог, Алексей тогда направлялся. Мол, избили и толкнули в окно с 11‑го этажа. По другой — Егоров сам выпал из окна.
Недолгий полет Су‑33
Талантов, равных ему, в питерском хоккее с тех пор не появлялось. Пожалуй, лишь Максим Сушинский мог конкурировать. Су‑33 (так игрока прозвали за ударную мощь и скорость), который побеждал со сборной на чемпионате мира и трижды признавался лучшим игроком российского чемпионата, несмотря на скромные габариты, мог и должен был заиграть в НХЛ.
Свою первую и последнюю попытку Максим совершил в 2000 году, когда отправился в «Миннесоту». Реализовать себя в Северной Америке петербуржцу не удалось, в чем он обвинял всех, кроме себя. Возвращение на родину по ходу сезона Максим объяснил тем, что в США к нему «относились как к отбросу».
Хотя начинал Сушинский неплохо, сделав в НХЛ два дубля подряд. Российские болельщики приготовились следить за новой звездой из России, но Су‑33 потух тоже стремительно — не забил в девяти матчах подряд, снова сделал дубль, а затем подрался с вратарем-одноклубником (!) на тренировке и в январе 2001‑го вернулся в Россию.
На одной из пресс-конференций Максим не забыл задеть главного тренера команды «Уайлд» Жака Лемэра, считавшегося одним из главных русофобов в НХЛ.
«Первопричиной отъезда стало нежелание тренера выпускать меня на лед, я по жизни игрок и не хочу числиться под маркой «энхаэловца», у меня есть огромное желание играть, а не смотреть хоккей с трибуны. У нас разное понимание хоккея с Лемэром, который является приверженцем защитного стиля, я же привык к комбинационному», — сказал тогда Сушинский.
Сам Лемэр так объяснил проблемы игрока: «Он, несомненно, талантлив. Но проблема заключалась в том, что он вообще не пытался влиться в команду, найти общий язык с другими игроками. Сушинский всегда держался один».
Больше в НХЛ Су‑33 не летал, и прав ли был Лэмер, понять трудно. Но в любом случае для российского хоккея Сушинский — легенда.
Интеллигентность Гусева
Похожая судьба и у Никиты Гусева. Герой Олимпиады‑2018 в Пхенчхане, выступая за СКА, считался чуть ли не самым талантливым хоккеистом за пределами НХЛ. В Новый Свет Никита уезжал в статусе суперзвезды КХЛ. В своем последнем сезоне в СКА форвард установил рекорд по количеству результативных передач в «регулярке» (65), а вместе с плей-офф довел количество набранных очков до 101.
В апреле 2019‑го Гусев в возрасте 27 лет оказался в составе «Вегаса», однако так и не сыграл за команду из города рулеток ни одного матча — его обменяли в «Нью-Джерси Девилз», предложив привлекательный двухлетний контракт на $9 млн.
Первый сезон в составе «Дьяволов» получился у экс-игрока СКА сносным. Он не смог стать лидером, но набрал 44 очка — приемлемые цифры для дебютанта.
Однако в «Нью-Джерси Девилз» поменялся главный тренер. Новый — Линди Рафф — оказался поклонником скоростного и силового хоккея, а русский, любящий взять паузу и повозиться с шайбой, быстро попал к нему в немилость. В итоге олимпийский чемпион постепенно перестал попадать в состав, а вскоре с ним и вовсе расторгли контракт.
Затем были еще две попытки закрепиться в НХЛ. Но во «Флориде Пантерз» все ограничилось месяцем с небольшим и 11 матчами регулярного чемпионата, а в «Торонто» и до этого дело не дошло — только просмотровый контракт.
Прошедший сезон Гусев заканчивал в СКА, успев еще сыграть на Олимпиаде в Пекине и завоевав со сборной серебро. Нынешним летом он вновь решил попробовать свои силы в НХЛ. Но шансы на успех, по мнению большинства специалистов, если и не равны нулю, то не очень далеки от этой цифры. Интеллектуальный и местами слишком интеллигентный стиль игры Гусева действительно редко встречается в современной НХЛ. Во всех клубах от хоккеистов требуется большой объем работы, в том числе оборонительной. Исключение может делаться для суперзвезд, набирающих по 100 очков за сезон, но такой статус нужно заслужить. Тут еще важно найти свою команду и тренера. Пока Гусеву не везло.
Насмешка над Ткачевым
Не везло и Владимиру Ткачеву, еще одному «технарю» из СКА, попытавшемуся штурмовать НХЛ в прошлом сезоне. Из Петербурга ему, в тот момент лучшему бомбардиру команды, пришлось уйти из-за конфликта с главным тренером Валерием Брагиным.
Но подписание контракта с «Лос-Анджелесом» никак не изменило ситуацию. В клубе из Калифорнии, аутсайдере лиги, одного из лучших российских нападающих просто не заметили. Три матча за сезон выглядят как насмешка. Претензии к Ткачеву были стандартные — излишний креативизм, невысокая скорость, нежелание отрабатывать в обороне. Ткачев в итоге, в отличие от Гусева, решил не биться головой об стенку и вернулся летом в КХЛ — предстоящий сезон проведет в родном «Авангарде».
Исключением в череде неудач стал лишь Артемий Панарин, который, уезжая из питерской команды в роли подающего большие надежды, уже в НХЛ стал полноценной звездой. Его, в отличие от остальных форвардов СКА, не стали переделывать во что-то «среднее», «североамериканское». Нестандартность Панары на площадке, наоборот, стала его фирменной чертой и принесла миллионы — сейчас он самый высокооплачиваемый российский хоккеист за океаном, получает $11,6 млн в год.
Сможет ли 26‑летний Андрей Кузьменко, с которого мы начали этот материал, повторить путь Панарина, или его ждет недолгая командировка на Запад и возвращение домой — мы узнаем в следующем сезоне.