Танцы в положении Золушки: почему из четырех видов фигурного катания один не прижился в Питере

Олимпийский сезон в фигурном катании завершился противостоянием с ярко выраженной политической окраской. После того как руководители Международного союза конькобежцев (ISU) не допустили российских и белорусских фигуристов к участию в чемпио­нате мира в Монпелье, традиционный Кубок Первого канала, задуманный как шоу с хорошим спортивным уровнем, стал «нашим ответом Чемберлену». Или кто там сейчас диктует правила допуска российских спортсменов на международные соревнования? 

По уровню участников Кубок Первого канала, местом проведения которого стал Саранск, по крайней мере не уступал ЧМ‑2022. В двух видах программы совершенно точно превосходил. В Монпелье не было пяти сильнейших участников олимпийского турнира спортивных пар и трех российских фигуристок. Без питерских и во Франции не обошлось: за сборную Грузии выступала Анастасия Губанова, ученица тренера Евгения Рукавицына.

Главные силы питерского фигурного катания в минувшие выходные были представлены на льду «Саранск Арены». В столице Мордовии выступали участники Олимпиады Андрей Мозалев и Евгений Семененко, спортивные пары Анастасия Мишина / Александр Галлямов и Александра Бойкова / Дмитрий Козловский, а также пропустивший олимпийский старт из-за коронавируса Михаил Коляда и не сумевшая отобраться в Пекин Елизавета Туктамышева. Не были представлены только питерские танцоры.

«Вы теряете лотерейный билет»

Те, кто решил попробовать свои силы в танцах, предпочитают перебираться в юном возрасте в Москву или ближнее Подмосковье, где сейчас сосредоточены лучшие танцевальные школы России. Можно ли рассчитывать на появление сильных дуэтов, представляющих Санкт-­Петербург? На пресс-­конференции после завершения предолимпийского чемпионата России в декабре корреспондент «МК в Питере» задал этот вопрос. Благо и Александра Степанова, ставшая чемпионкой вместе с Иваном Букиным, и Глеб Смолкин, завоевавший серебро вместе с Дианой Дэвис, не отрекаются от своих питерских корней.

«Очень хочется на это надеяться!» — ответила Степанова, а Смолкин поднял вверх большой палец.

Впрочем, переезд сильнейших питерских танцоров в Москву начался не вчера, а еще в середине прошлого века.

«В Ленинграде меня приметил Стани­слав Жук, — вспоминает Ирина Нечкина. — Предложил переехать в столицу и заниматься танцами в его группе под руководством Виктора Рыжкина. В Москву перебралась в 1965 году. Мне долго искали партнера, пока в один прекрасный день не привели Сашу Горшкова».

Дуэт Нечкина/Горшков мог стать чемпионским, но на партнера Ирины положила глаз Людмила Пахомова. Первыми олимпийскими чемпионами в танцах на льду стали Пахомова и Горшков, а Нечкина вернулась в Ленинград, выступала вместе с Юрием Дегтеренко и Петром Грушманом, но не добилась громких побед.

«Когда мы с мамой пошли к Жуку и сообщили, что я возвращаюсь в Ленинград, Станислав Алексеевич активно уговаривал остаться. То ли в шутку, то ли всерьез заметил: “Вы теряете лотерейный билет, по которому могли бы выиграть сто тысяч!”», — вспоминает Нечкина.

Завершив карьеру, она стала арбитром и судила крупнейшие международные соревнования, представляя в ISU Азербайджан. После распада Союза независимой респуб­лике нужны были судьи, а вырастить их в Баку было невозможно. Хотя бы по причине отсутствия там катка и «доморощенных фигуристов». Подобная практика существует и поныне.

Из танцоров в тренеры

Перспективный ленинградский танцор Александр Свинин уехал в Москву в 18 лет и объединился в дуэт с 14‑летней чемпионкой Эстонии Ольгой Воложинской. Она сама предложила Свинину кататься вместе и тренироваться у Елены Чайковской.

«Московская школа танцев на льду была на порядок сильнее ленинградской, — вспоминает Свинин. — У Грушмана в ту пору была хорошая группа, но на позиции москвичей мы не посягали. Заниматься у Чайковской было и почетно, и престижно. Естественно, на предложение Ольги ответил согласием».

После завершения спортивной карь­еры Свинин остался в столице и вместе со своей супругой Ириной Жук стал одним из ведущих тренеров по танцам. У них тренируются Степанова с Букиным и огромное количество перспективных молодых дуэтов.

Чуть раньше Свинина по такому же маршруту в столицу проследовал в середине прошлого века и дуэт Ольга Кувашева / Игорь Долгушин. Питерский тренер Анатолий Давыденко передал своих учеников Чайковской. Как утверждает Долгушин, особых изменений в их жизни не произошло. Жизнь в основном протекала на сборах, проходивших в различных городах СССР. На соревнованиях дуэт представлял Ленинград.

«Мы тренировались на одном льду с такими мастерами, как Пахомова/Горшков, Наталья Линичук / Геннадий Карпоносов, Марина Зуева / Андрей Витман. Чуть позже к нам присоединились Воложинская и Свинин», — вспоминает Долгушин.

Фактически весь цвет советских танцев на льду! Сейчас Долгушин работает тренером-­методистом в школе Алексея Мишина «Звездный лед» и судит самые престижные турниры. Перед распадом Союза именно он пытался возродить традиции танцев на льду в нашем городе. Только это было никому не нужно.

Возрождение танцев

В 1990‑м в Ленинграде закрыли последнюю спортивную группу танцоров, которая базировалась в «Юбилейном». В то время считали, что медали на чемпионатах мира и Европы, а также Олимпиадах будут добывать питерские одиночники и спортивные пары, а танцоров будут готовить в Москве. Благо перспективных питерских юниоров туда всегда можно было пригласить. Как и из других регионов.

Лишь в 2006 году на базе только что открытой Академии фигурного катания на Комендантском аэродроме был объявлен набор в танцевальную группу. Положение о Спартакиаде школьников предписывало каждому региону выставить команду во всех четырех видах программы. Вот и понадобились танцоры. Правда, упущенное за десятилетия в одночасье не наверстать.

На последнем чемпионате России лучший питерский дуэт Екатерина Миронова / Евгений Устенко занял 10‑е место среди 14 участников. Фактически еще на одно ниже, учитывая, что лидировавшие после ритмического танца Виктория Синицина и Никита Кацалапов снялись перед исполнением произвольного. Именно в дуэте с Мироновой начинал свой путь в танцах на льду Смолкин, но уехал в Москву, где ему нашли достойную партнершу, дочку самой Этери Тутберидзе.

Сама Миронова изменять танцам на льду и родному городу не собирается. Она вообще никогда не выступала в одиночном катании. Объяснение этому простое: тренируется Катя у своей мамы, Елены Соколовой. Кстати, тоже известного арбитра. Рассчитывать на то, что дуэт Миронова/Устенко сможет составить конкуренцию на чемпионатах России московским и подмосковным дуэтам, не приходится.

Хотя многие специалисты и отмечают оригинальные находки в композициях питерских танцоров, у конкурентов условия для тренировок намного лучше. Даже два часа для занятий танцевальных пар на льду в нашем городе получить до последнего времени было проблематично. В Москве и Подмосковье в распоряжении ведущих танцоров практически весь день.

«Танцы достойны лучшей участи»

В нашем городе танцы, как и в прошлом веке, находятся в положении Золушки. Для тренировок дуэтам выделяется самое неудобное время, да и его зачастую не хватает. Пригласить из других городов перспективных фигуристов, которые могут блистать в ритмах танго и латины, тоже нет возможности. Наоборот, продолжается миграция в столицу. В юном возрасте туда уехал Павел Дрозд, который дважды становился призером юниорских чемпионатов мира вместе с Аллой Лободой.

Появится ли «добрая фея», которая взмахом волшебной палочки выведет питерские танцы на льду на достойный уровень? Поклонники фигурного катания связывают свои надежды с избранным в декабре на пост президента Федерации фигурного катания Санкт-­Петербурга Антоном Сихарулидзе. В первом же интервью в качестве президента он обещал сделать все возможное для этого.

«Сегодня в Санкт-­Петербурге в танцах на льду работают энтузиасты, — подчеркнул Сихарулидзе. — Это относится и к дуэтам, которые на этапах Кубка России борются за попадание на чемпионат страны, и к тренерам. Танцы достойны лучшей участи. Выделим время для тренировок и подумаем над приглашением высококлассных специалистов, которые могли бы дать импульс развитию танцев. Мы открыты для диалога с тренерами и фигуристами, которые хотели бы защищать на всероссийских соревнованиях честь Санкт-­Петербурга».

По словам Сихарулидзе, сейчас есть все возможности обеспечить уникальные условия для подготовки танцоров. За последние годы в нашем городе появились катки, где можно организовать танцевальные группы. Только слишком много упущено за последние десятилетия. Возродить, а точнее создать, питерскую школу танцев на льду будет непросто. Хотя главное, что у руководителей городской федерации есть желание.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру