Танцы в положении Золушки: почему из четырех видов фигурного катания один не прижился в Питере

Олимпийский сезон в фигурном катании завершился противостоянием с ярко выраженной политической окраской. После того как руководители Международного союза конькобежцев (ISU) не допустили российских и белорусских фигуристов к участию в чемпио­нате мира в Монпелье, традиционный Кубок Первого канала, задуманный как шоу с хорошим спортивным уровнем, стал «нашим ответом Чемберлену». Или кто там сейчас диктует правила допуска российских спортсменов на международные соревнования? 

Танцы в положении Золушки: почему из четырех видов фигурного катания один не прижился в Питере
В Петербурге долго делали ставку только на спортивные пары и одиночников. Фото: baltphoto

По уровню участников Кубок Первого канала, местом проведения которого стал Саранск, по крайней мере не уступал ЧМ‑2022. В двух видах программы совершенно точно превосходил. В Монпелье не было пяти сильнейших участников олимпийского турнира спортивных пар и трех российских фигуристок. Без питерских и во Франции не обошлось: за сборную Грузии выступала Анастасия Губанова, ученица тренера Евгения Рукавицына.

Главные силы питерского фигурного катания в минувшие выходные были представлены на льду «Саранск Арены». В столице Мордовии выступали участники Олимпиады Андрей Мозалев и Евгений Семененко, спортивные пары Анастасия Мишина / Александр Галлямов и Александра Бойкова / Дмитрий Козловский, а также пропустивший олимпийский старт из-за коронавируса Михаил Коляда и не сумевшая отобраться в Пекин Елизавета Туктамышева. Не были представлены только питерские танцоры.

«Вы теряете лотерейный билет»

Те, кто решил попробовать свои силы в танцах, предпочитают перебираться в юном возрасте в Москву или ближнее Подмосковье, где сейчас сосредоточены лучшие танцевальные школы России. Можно ли рассчитывать на появление сильных дуэтов, представляющих Санкт-­Петербург? На пресс-­конференции после завершения предолимпийского чемпионата России в декабре корреспондент «МК в Питере» задал этот вопрос. Благо и Александра Степанова, ставшая чемпионкой вместе с Иваном Букиным, и Глеб Смолкин, завоевавший серебро вместе с Дианой Дэвис, не отрекаются от своих питерских корней.

«Очень хочется на это надеяться!» — ответила Степанова, а Смолкин поднял вверх большой палец.

Впрочем, переезд сильнейших питерских танцоров в Москву начался не вчера, а еще в середине прошлого века.

«В Ленинграде меня приметил Стани­слав Жук, — вспоминает Ирина Нечкина. — Предложил переехать в столицу и заниматься танцами в его группе под руководством Виктора Рыжкина. В Москву перебралась в 1965 году. Мне долго искали партнера, пока в один прекрасный день не привели Сашу Горшкова».

Дуэт Нечкина/Горшков мог стать чемпионским, но на партнера Ирины положила глаз Людмила Пахомова. Первыми олимпийскими чемпионами в танцах на льду стали Пахомова и Горшков, а Нечкина вернулась в Ленинград, выступала вместе с Юрием Дегтеренко и Петром Грушманом, но не добилась громких побед.

«Когда мы с мамой пошли к Жуку и сообщили, что я возвращаюсь в Ленинград, Станислав Алексеевич активно уговаривал остаться. То ли в шутку, то ли всерьез заметил: “Вы теряете лотерейный билет, по которому могли бы выиграть сто тысяч!”», — вспоминает Нечкина.

Завершив карьеру, она стала арбитром и судила крупнейшие международные соревнования, представляя в ISU Азербайджан. После распада Союза независимой респуб­лике нужны были судьи, а вырастить их в Баку было невозможно. Хотя бы по причине отсутствия там катка и «доморощенных фигуристов». Подобная практика существует и поныне.

Из танцоров в тренеры

Перспективный ленинградский танцор Александр Свинин уехал в Москву в 18 лет и объединился в дуэт с 14‑летней чемпионкой Эстонии Ольгой Воложинской. Она сама предложила Свинину кататься вместе и тренироваться у Елены Чайковской.

«Московская школа танцев на льду была на порядок сильнее ленинградской, — вспоминает Свинин. — У Грушмана в ту пору была хорошая группа, но на позиции москвичей мы не посягали. Заниматься у Чайковской было и почетно, и престижно. Естественно, на предложение Ольги ответил согласием».

После завершения спортивной карь­еры Свинин остался в столице и вместе со своей супругой Ириной Жук стал одним из ведущих тренеров по танцам. У них тренируются Степанова с Букиным и огромное количество перспективных молодых дуэтов.

Чуть раньше Свинина по такому же маршруту в столицу проследовал в середине прошлого века и дуэт Ольга Кувашева / Игорь Долгушин. Питерский тренер Анатолий Давыденко передал своих учеников Чайковской. Как утверждает Долгушин, особых изменений в их жизни не произошло. Жизнь в основном протекала на сборах, проходивших в различных городах СССР. На соревнованиях дуэт представлял Ленинград.

«Мы тренировались на одном льду с такими мастерами, как Пахомова/Горшков, Наталья Линичук / Геннадий Карпоносов, Марина Зуева / Андрей Витман. Чуть позже к нам присоединились Воложинская и Свинин», — вспоминает Долгушин.

Фактически весь цвет советских танцев на льду! Сейчас Долгушин работает тренером-­методистом в школе Алексея Мишина «Звездный лед» и судит самые престижные турниры. Перед распадом Союза именно он пытался возродить традиции танцев на льду в нашем городе. Только это было никому не нужно.

Возрождение танцев

В 1990‑м в Ленинграде закрыли последнюю спортивную группу танцоров, которая базировалась в «Юбилейном». В то время считали, что медали на чемпионатах мира и Европы, а также Олимпиадах будут добывать питерские одиночники и спортивные пары, а танцоров будут готовить в Москве. Благо перспективных питерских юниоров туда всегда можно было пригласить. Как и из других регионов.

Лишь в 2006 году на базе только что открытой Академии фигурного катания на Комендантском аэродроме был объявлен набор в танцевальную группу. Положение о Спартакиаде школьников предписывало каждому региону выставить команду во всех четырех видах программы. Вот и понадобились танцоры. Правда, упущенное за десятилетия в одночасье не наверстать.

На последнем чемпионате России лучший питерский дуэт Екатерина Миронова / Евгений Устенко занял 10‑е место среди 14 участников. Фактически еще на одно ниже, учитывая, что лидировавшие после ритмического танца Виктория Синицина и Никита Кацалапов снялись перед исполнением произвольного. Именно в дуэте с Мироновой начинал свой путь в танцах на льду Смолкин, но уехал в Москву, где ему нашли достойную партнершу, дочку самой Этери Тутберидзе.

Сама Миронова изменять танцам на льду и родному городу не собирается. Она вообще никогда не выступала в одиночном катании. Объяснение этому простое: тренируется Катя у своей мамы, Елены Соколовой. Кстати, тоже известного арбитра. Рассчитывать на то, что дуэт Миронова/Устенко сможет составить конкуренцию на чемпионатах России московским и подмосковным дуэтам, не приходится.

Хотя многие специалисты и отмечают оригинальные находки в композициях питерских танцоров, у конкурентов условия для тренировок намного лучше. Даже два часа для занятий танцевальных пар на льду в нашем городе получить до последнего времени было проблематично. В Москве и Подмосковье в распоряжении ведущих танцоров практически весь день.

«Танцы достойны лучшей участи»

В нашем городе танцы, как и в прошлом веке, находятся в положении Золушки. Для тренировок дуэтам выделяется самое неудобное время, да и его зачастую не хватает. Пригласить из других городов перспективных фигуристов, которые могут блистать в ритмах танго и латины, тоже нет возможности. Наоборот, продолжается миграция в столицу. В юном возрасте туда уехал Павел Дрозд, который дважды становился призером юниорских чемпионатов мира вместе с Аллой Лободой.

Появится ли «добрая фея», которая взмахом волшебной палочки выведет питерские танцы на льду на достойный уровень? Поклонники фигурного катания связывают свои надежды с избранным в декабре на пост президента Федерации фигурного катания Санкт-­Петербурга Антоном Сихарулидзе. В первом же интервью в качестве президента он обещал сделать все возможное для этого.

«Сегодня в Санкт-­Петербурге в танцах на льду работают энтузиасты, — подчеркнул Сихарулидзе. — Это относится и к дуэтам, которые на этапах Кубка России борются за попадание на чемпионат страны, и к тренерам. Танцы достойны лучшей участи. Выделим время для тренировок и подумаем над приглашением высококлассных специалистов, которые могли бы дать импульс развитию танцев. Мы открыты для диалога с тренерами и фигуристами, которые хотели бы защищать на всероссийских соревнованиях честь Санкт-­Петербурга».

Антон Сихарулидзе. Фото: gov.spb.ru

По словам Сихарулидзе, сейчас есть все возможности обеспечить уникальные условия для подготовки танцоров. За последние годы в нашем городе появились катки, где можно организовать танцевальные группы. Только слишком много упущено за последние десятилетия. Возродить, а точнее создать, питерскую школу танцев на льду будет непросто. Хотя главное, что у руководителей городской федерации есть желание.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру