Погасшие звезды: почему в Петербурге чахнут футбольные таланты

Пока «Зенит» борется за девятое в истории чемпионство, на заметных ролях в других командах Российской премьер-лиги выступает десяток воспитанников петербургского футбола

В том числе и такие, кого пять лет назад считали будущим «Зенита». С одной стороны, это свидетельствует о достойном уровне подготовки игроков в городе на Неве. Но в то же время петербургский клуб уже давно ассоциируют с беспечным купцом-­гулякой, разбрасывающим свои сокровища. Справедлив ли этот образ? Давайте обратимся к фактам.

Пока «Зенит» борется за девятое в истории чемпионство, на заметных ролях в других командах Российской премьер-лиги выступает десяток воспитанников петербургского футбола
Нападающий Евгений Марков (справа) в составе команды «Тосно».

СВОИ НА ПОЛЕ, СВОИ В ЗАПАСЕ

Образ купца-­гуляки появился не просто так. Уже 13‑й год «Зенит» располагает собственной академией, условиями в которой давно восторгались даже бывалые иностранные специалисты. Девятый год существует фарм-клуб — «Зенит‑2», придуманный для обкатки и доводки до уровня главного «Зенита» воспитанников его академии.

Но заметные ростки ее результатов стали проникать в основной состав только в прошлом году. Например, в домашнем матче Лиги чемпионов с итальянским «Ювентусом» на поле вышли четверо воспитанников местного футбола, еще пятеро остались в запасе. Означает ли это, что именно в последние годы в работе академии «Зенита» и других школ города наметился прогресс? Нет!

Дмитрий Радченко, бывший нападающий «Зенита» и сборной России, работающий ныне в академии, утверждает, что работает она хорошо уже давно. А пути сине-бело-голубых расходились и с более талантливыми питерцами, чем выступающие за него сейчас.

Нынешняя ориентация клуба на патриотизм имеет ­все-таки искусственные корни. Во-первых, строгий регламент, обязывающий независимо от желания включать в заявку на матчи четырех местных воспитанников.

Во-вторых, как мы упоминали в сентябрьской статье о «Зените», другое строгое правило регламента — лимит в чемпионате России на иностранных футболистов. Что повышает спрос на россиян, стоящих в условиях дефицита денег, которые в текущих экономических реалиях не готов платить даже богатый петербургский клуб.

И конечно, стойкая позиция зенитовской легенды Андрея Аршавина — руководитель молодежного департамента клуба выступает за максимальное доверие воспитанникам Академии. В прошлые годы фактор Аршавина отсутствовал вовсе, а два других столь явным поводом для доверия молодежи не выступали.

ЦЕЛЬ «ЗЕНИТА» ВАЖНЕЕ СРЕДСТВ

Да и турнирные задачи «Зенита» оправдывали ставку на иностранных и иногородних футболистов. Ведь патриотические мотивы болельщиков тесно связаны с результатом.

На стадион поклонники «Зенита» ходят во многом для инъекции гордости, которую порождает возвышение сине-бело-голубых во главе российского футбола. Для выполнения ежегодных максимальных задач молодые игроки сыроваты — это аксиома спорта.

Ждать и терпеть при вечной гонке за победами было некогда, титульный же улов последних 5 лет расставание с местными талантами во многом оправдывает. Кто же эти таланты? Вспомним о двух, которых еще 5–6 лет назад называли фигурами, способными надолго стать олицетворением «Зенита».

ОН РВАЛСЯ ИЗ ПЕТЕРБУРГА К БЕРДЫЕВУ

Сожаление вызывают карьерные зигзаги 28‑летнего воспитанника Павла Могилевца, выступающего нынче под руководством бывшего партнера по «Зениту» Александра Кержакова в «Нижнем Новгороде».

Ах, какие восторги вызывал 8–9 лет назад рыжеволосый юноша! Изысканная находчивость на поле, стремительный шаг, ювелирный аккуратный пас на любые расстояния. Специалисты считали закономерным, что 20‑летний центральный полузащитник закрепляется среди Халка и Ко, мастеров, играющих, к слову, в плей-офф Лиги чемпионов.

Способности Могилевца видели и вдали от Петербурга. В 2014 году Павел хоть и в роли игрока запаса, но ­все-таки отправился в составе сборной России на чемпионат мира — в 21 год. Руководивший тогда нашей сборной итальянец Фабио Капелло ради поощрения запасных никогда не возил.

Павел Могилевец. Скриншот страницы instagram.com/fcnizhnynovgorod/

Но именно тогда, в 2014 году, у Павла наступила первая в карьере заметная стагнация. Вернувшись после полусезонной аренды из «Рубина», Могилевец пытался весь сезон закрепиться в звездном интернациональном «Зените», который тогда именовали даже мини-сборной мира.

Формально сезон получился для молодого полузащитника успешным — «Зенит» стал чемпионом. Но выбиться на заметные роли из-за спин опытных знаменитых парт­неров ему не удалось. Ситуацию Павел комментировал самокритично: «Значит, я должен был играть лучше, показать больше».

Вскоре Могилевец показал больше, но уже вдали от Северной столицы — в Ростове. Там собранная Курбаном Бердыевым с миру по нитке команда, вопреки всем прогнозам, разогналась так, что убежала в чемпионате от «Зенита» и лишь на полушаг отстала от ЦСКА в финишном створе. Но по условиям контракта Павел был откомандирован обратно в «Зенит», где снова ушел в тень более старших и опытных парт­неров.

История итогового расставания Могилевца с родным клубом напоминала многосерийный детектив. Футболист рвался обратно на берега Дона, где его ждало участие в плей-офф Лиги Европы. «Зенит» же под разными предлогами оформление сделки затягивал.

Позже Мирча Луческу скажет, что видел в Могилевце перспективы и уговаривал остаться. Но, видимо, у самого футболиста было другое мнение. Зимой 2017‑го он снова покинул город на Неве и больше туда не возвращался.

Впрочем, все расставило на свои места время. За переездом вместе с Бердыевым в Казань ожидаемого прогресса, скачка результативности и приглашения в сборную не последовало.

А после расставания «Рубина» с Бердыевым вскоре завершилось время в клубе и у Могилевца. Он оказался не нужен Леониду Слуцкому и перешел в команду с принципиально другими амбициями — подмосковные «Химки». Там ему тоже не удалось засверкать, но шанс на очередную перезагрузку предоставил Могилевцу Александр Кержаков, пригласивший полузащитника в «Нижний Новгород». Что ж, возраст Павла (28 лет) время для больших футбольных дел еще оставляет.

ТРАГИКОМЕДИЯ СУДЬБОНОСНОГО МАТЧА

От другого воспитанника зенитовской академии — Алексея Евсеева — ждали поначалу еще больше. Центральный полузащитник дебютировал в «Зените» в 18 лет, еще при Лучано Спаллетти.

Алексей феноменально много забивал для футболиста своего амплуа, попутно устанавливая рекорды «Зенита‑2» и переписывая рекорды результативности Второй лиги. Параллельно становясь ведущим игроком и первым голеадором молодежной сборной. После двух сезонов во второй команде Алексей Евсеев уже регулярно тренировался с основой под руководством Андре Виллаш-­Боаша, все чаще попадал в заявку на матчи.

Алексей Евсеев. Скриншот страницы instagram.com/evs_94/

Осенью 2015 года перспективы полузащитника выглядели однозначно: время Евсеева в «Зените» пришло! Воспитанник клубной академии выходил на поле, смело брал игру на себя, рьяно шел в борьбу. Вот они, плоды работы академии! Вот оно, возвращение в «Зенит» питерского духа!

Все перечеркнул выездной матч с грозненским «Тереком» (сейчас «Ахмат») в конце 2015 года, когда Евсеев, возможно, на десятилетия вписал себя в историю российского футбола. В столице Чечни зенитовский полузащитник умудрился совместить две обычно несовместимые вещи — в одном эпизоде получив перелом ноги и красную карточку.

Такой оказалась цена самоотверженной игры молодого футболиста. Хотя тренировавший Евсеева в «Зените‑2» Владислав Радимов тот период своего воспитанника оценивал критично. По словам Радимова, игрок снизил к себе требования, что было заметно по периодическим матчам за «Зенит‑2». А роковой эпизод в Грозном, по мнению главного тренера «Зенита‑2», стал следствием регресса, что и привело к запаздыванию в том эпизоде, нарушению и тяжелой травме одновременно.

После трагифарса в Грозном основным игроком «Зенита» Евсеев уже не стал. И по окончании следующего сезона, летом 2017 года, отправился в самостоятельное плавание — в екатеринбургский «Урал».

А дальше его карь­ера пошла вниз: играл в командах второго дивизиона, «Химках» и «Роторе», а год назад вернулся в «Урал», где тоже от статуса ведущего игрока остается далек.

Как и у Могилевца, зенитовский этап ныне 27‑летнего Евсеева неоднозначный. Алексей тоже стал чемпионом и даже сыграл в еврокубках, но больше в командах такого уровня не выступал. И это лишь двое из длинного списка талантов, высокие ожидания были от многих.

ФУТБОЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИ­ВОСТЬ

О перспективах защитника Максима Карпова, когда тот выступал за «Зенит‑2», восторженно говорил тот же Радимов. Другой защитник — Илья Скроботов — в 17 лет забил на «Газпром Арене» победный мяч. Казалось, уже закрепляется в основном составе универсал Дмитрий Богаев.

А Валерий Ярошенко?! Масштаб его способностей емко укладывался в слова специалистов: «Если и этот не заиграет на высшем уровне, то мы вообще ничего в футболе не понимаем». Не заиграл!

Ждали в главном «Зените» Илью Зуева, Вячеслава Зинкова, Данилу Ящика, помните таких? Нападающий Евгений Марков в свои 20 лет отправился в аренду в «Енисей» — казалось, это финальная предзенитовская стажировка. За прошедшие 7 лет Марков поиграл уже в пяти командах Премьер-лиги и сейчас в составе тульского «Арсенала» борется за выживание.

Алексей Гасилин дебютировал в первой команде уже в 17 лет, но где он сейчас? А назовете без интернет-­подсказки нынешнюю команду Рамиля Шейдаева? А ведь это чемпион Европы среди игроков 1996 года рождения, звезда юношеских турниров, забивавший с феноменальной регулярностью и за сборную своего возраста, и за «Зенит‑2». Список можно продолжать.

На длинной дистанции футбол все расставляет по местам объективно. Если Далер Кузяев, Дмитрий Чистяков и Данил Круговой, тоже местные воспитанники, в родной клуб окольными путями вернулись и в нем закрепились, то из вышеуказанных талантов никто свое соответствие чемпионским задачам не доказал. Но «Зенит» ли в этом виноват?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру