По тонкому льду: почему игроки-«изгои» оказываются в СКА

В городе на Неве их берут на поруки и перевоспитание?

Хоккеисты, которые попадали в щекотливые ситуации в НХЛ, время от времени «всплывают» в петербургском хоккейном клубе.

 В городе на Неве их берут на поруки и перевоспитание?
Вячеслав Войнов.

ЗЫКОВ И ДОПИНГ

В конце октября СКА заключил контракт с уроженцем Петербурга, нападающим Валентином Зыковым. Родной город форвард покинул 9 лет назад, сперва переехав в Москву, а затем и в Северную Америку. И может быть, выступал бы там до сих пор, если бы не оказался в НХЛ вне закона.

В октябре 2019 года петербуржец, выступавший тогда в Национальной лиге за «Вегас Голден Найтс», был дисквалифицирован на 20 матчей за нарушение допинговых правил. Причем без выплаты заработной платы за указанный период. Он потерял почти четверть зарплаты — порядка 170 тысяч долларов. За дисквалификацией, по соглашению между Лигой и профсоюзом игроков, последовало обязательное участие в восстановительной программе.

Впрочем, несмотря на явный талант, сделать карьеру в НХЛ к 25 годам Валентину так и не удалось. Из «Лос-­Анджелеса», где ему не дали сыграть ни одного матча, нападающего обменяли в «Каролину». Оттуда в «Эдмонтон», а потом в «Вегас». В итоге на его счету было только 55 матчей и 17 очков.

В­ообще-то к запрещенным веществам в НХЛ относятся довольно спокойно. Не то чтобы поощряют, но казнить сразу не торопятся. Например, еще один россиянин, нападающий Евгений Кузнецов из «Вашингтона», был дисквалифицирован за употребление кокаина Международной федерацией хоккея на 4 года (в 2019‑м об этом писали все спортивные СМИ), а в Америке ему только погрозили пальчиком — он пропустил три матча.

В случае с Зыковым руководство «Вегаса» взволновал даже не сам факт, что россиянин принимал запрещенные вещества. Боссы «Голден Найтс» были возмущены, что игрок их обманывал. Такое обычно не прощают.

На встрече с журналистами президент по хоккейным операциям «Вегаса» Джордж Макфи заявил, что запрещенные вещества Зыков принимал на протяжении 4 лет (!!!). Об этом клубу сообщил сам игрок, когда началось расследование.

Зыков не стал отрицать виновность и согласился на наказание. Но утверждал, что не знал, каким образом вещество попало в организм.

Естественно, карьера в «Вегасе» и НХЛ после этого инцидента подошла к концу. Человека с такой репутацией в заокеанской лиге практически не держат.

Прошлый сезон форвард провел в Швеции, но не очень удачно, только семь матчей за клуб «МоДо». А теперь пытается перезапустить карьеру в СКА — пока у него получается неплохо.

Но Зыков отнюдь не первый хоккеист, который оказывается «вне закона» в Северной Америке (в прямом и переносном смысле) и при этом оказывается востребованным в петербургском клубе.

КРОВАВЫЙ ХЭЛЛОУИН ВОЙ­НОВА

Например, экс-защитник СКА Вяче­слав Вой­нов, который выступал за армейцев три сезона — с 2015/16 по 2017/18, — реально схлопотал срок — за домашнее насилие.

Уроженец Челябинска считался восходящей звездой российского хоккея, к 24 годам выиграв в составе «Лос-­Анджелес Кингз» два раза Кубок Стэнли. Всю его карьеру за океаном перечеркнул один инцидент.

19 октября 2014 года Вой­нова арестовали по подозрению в домашнем насилии. В тот день в полицию поступил звонок от одного из соседей знаменитого хоккеиста. Он жаловался на женские крики и плач, которые доносились из особняка Вой­нова. На место прибыл полицейский, впоследствии констатировавший, что «все было в крови».

«Моя кровь была везде, в спальне и в ванной комнате. И это не впервые. Каждый раз Слава становится агрессивным», — сказала жена русского защитника Марта Варламова в процессе дачи показаний под запись. В полицейском рапорте также отмечено, что Вячеслав «душил жену, толкнул ее на пол и нанес пять-шесть ударов, затем пихнул на телевизор, об угол которого она ударилась, получив травму над левым глазом».

Вой­нова задержали в ту же ночь в больнице, куда он привез возлюбленную для оказания первой медицинской помощи. Но чуть позже хоккеист был отпущен под залог в 50 тысяч долларов.

В процессе расследования выяснилось, что конфликт между Вой­новым и Варламовой начался на командной вечеринке, посвященной Хэллоуину. Там Вячеслав ударил свою супругу, а по прибытии домой избиение продолжалось. Все эти подробности сыграли против русского защитника при вынесении окончательного приговора — хотя Марта к тому времени не имела к своему супругу никаких претензий, продолжала с ним жить и отказывалась свидетельствовать против него в суде.

Спустя несколько месяцев судебных тяжб Вой­нов пошел на сделку со следствием и признал свою вину. Суд назначил хоккеисту 90 суток заключения.

Благодаря хорошему поведению Вой­нову удалось уменьшить этот срок вдвое. В том же месяце, чтобы избежать депортации, он добровольно покинул США и вернулся на родину. Да и играть было негде — руководством НХЛ он был бессрочно дисквалифицирован.

Права в КХЛ на него принадлежали «Трактору», но в своих рядах видеть его очень хотел СКА, выкупив у челябинцев защитника за денежную компенсацию. В армейском клубе Вячеслав был все три сезона лидером команды, стал с командой обладателем Кубка Гагарина и побеждал со сборной на Олимпиаде в Пхенчхане. Вроде бы нормализовались у него отношения и с Мартой, в 2016 году они сыграли свадьбу, хотя расписаны были еще в 2014‑м. В Петербурге же родился их первенец — сын Роман.

А вот с НХЛ роман Вячеслава больше так и не закрутился. И хотя в 2020 году Лига сняла его дисквалификацию, до сих пор ни один из заокеанских клубов не рискнул подписать русского с подмоченной репутацией. В мае Вячеслав вернулся в Россию и подписал двухлетний контракт с московским «Динамо».

ЛЕХТЕРЯ И НАРКОТИКИ

Совсем недавно в СКА выступал и еще один игрок, который умудрился схлопотать уголовный срок. Речь идет о форварде сборной Финляндии Йори Лехтеря. И статья у него была намного серьезнее. Хоккеисту были предъявлены обвинения в покупке наркотиков на родине.

Осенью 2018 года стало известно, что Йори проходил по масштабному делу с участием 22 человек. Согласно заявлениям полиции, в страну было завезено почти два килограмма кокаина, который распространялся главным образом в Тампере и окрестностях города. Цена партии достигала на черном рынке 450 тысяч евро.

Суд заявил, что финский хоккеист в период с июня по июль 2018‑го приобрел в ночных клубах Тампере и держал при себе шесть граммов исключительно сильного наркотического вещества, а также пытался купить еще один грамм этого наркотика. Первоначально обвинение потребовало приговорить Лехтеря к пятилетнему условному сроку.

В качестве доказательства были представлены телефонные разговоры и переписка между игроком и главным фигурантом дела. В итоге, правда, срок финну ­все-таки скостили.

Причем серьезно. На втором заседании суда хоккеиста приговорили «всего лишь» к 4 месяцам лишения свободы. Условно. Но если до 31 декабря 2021 года у Лехтеря возникнут проблемы с законом, то он сядет уже за решетку реально.

После этого форвард, который выступал тогда в НХЛ за «Филадельфию Флайерз», стал антигероем в Америке. Заокеанская пресса обрушилась на вице-чемпиона мира и бронзового призера Олимпиады в Сочи, требуя досрочного расторжения контракта с «наркоманом».

Естественно, «Летчики» тут же поспешили выставить «уголовника» на драфт отказов, но желающих приобрести его не нашлось. Затем была отправка в фарм-клуб и наконец просто отстранение от игр. Причем деньги по контракту ($4,7 млн за год) он продолжал получать.

Летом 2019 года финн подписал однолетний контракт со СКА и ни в чем криминальном замечен не был. Правда, и своей игрой фурора не произвел, поэтому спустя год перешел в московский «Спартак», где выступает и поныне.

БИТВА ЗА ТАЛАНТЫ И «ОБЛИКО МОРАЛЕ»

Как можно заметить, клубы НХЛ очень дорожат своей репутацией и при малейших подозрениях в том, что хоккеист замешан в ­чем-то темном, стараются от него избавиться. Даже если приходится терять деньги и ослаблять состав.

В СКА же не так внимательно следят за шлейфом из прошлого, который тянется за игроком. Точнее, совсем не обращают внимание.

Конечно, все это можно объяснить просто — благородством клуба, которое старается подставить плечо человеку, раз в жизни оступившемуся. В конце концов, рецидивистов среди упомянутых персонажей нет. А ошибки в жизни, наверное, совершал каждый.

Но есть и другая версия такой политики. Команды КХЛ не выдерживают конкуренцию с клубами в борьбе за таланты. В Северной Америке и деньги другие, и уровень хоккея выше. Выступать там мечта любого мастера.

Поэтому заманить топ-игроков в Петербург очень сложно. Приглашения из СКА (и других лидеров КХЛ) они рассматривают лишь в том случае, когда откровенно не тянут за океаном.

Или если оказываются не нужны в НХЛ, запятнав свой «облико морале». И тут армейцы с Невы играют на опережение, выхватывая у конкурентов по Лиге ценные кадры.

Правильно ли это или нет, этично или не очень — каждый может решать для себя. Как известно, один римский император утверждал, что деньги не пахнут. Наверное, хоккеисты тоже, главное — чтобы приносили медали и кубки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру