Коллекционеры потеряли надежду на открытие в Петербурге музея спорта

На заключительной пресс-­конференции в городском пресс-­центре Евро‑2020 известный журналист и писатель, лауреат престижных премий им. Николая Озерова и «Золотое перо» Константин Осипов задал вице-губернатору Петербурга Борису Пиотровскому прямой вопрос: «Почему в нашем городе нет музея спорта и есть ли предпосылки к его появлению?» Высокопоставленный чиновник, курирующий в Смольном и культуру, и спорт, обнадежил. Мол, прикладываем все усилия и даже присмотрели несколько площадок, на которых он мог бы появиться. Корреспондент «МК в Питере» услышал в этих словах старые знакомые мотивы.

Коллекционеры потеряли надежду на открытие в Петербурге музея спорта
Дарья Касаткина на церемонии награждения международного женского теннисного турнира St. Petersburg Ladies Trophy — 2021.

«И ТО И ДРУГОЕ Я СЛЫШАЛ НЕ РАЗ…»

Еще в 1997 году тогдашний вице-губернатор Валерий Малышев, курировавший культуру и спорт, говорил о создании в Санкт-­Петербурге лучшего в мире спортивного музея. Как раз в то время наш город вел борьбу за право провести Олимпиаду‑2004. В Смольном в ожидании поступлений из федерального бюджета и спонсорских инвестиций хотели подать товар лицом.

И журналистам, и коллекционерам, которые готовы были пожертвовать полностью или частично свои собрания, Малышев твердо обещал: спортивному музею — быть. Не только площадку, но даже здание показывал — в саду «Олимпия», рядом с метро «Технологический институт». Уже много лет в нем успешно торгует бытовой техникой и электроникой известная компания.

Журналисты уже не верят в то, что удастся побывать на открытии пусть даже не лучшего в мире, а самого простого музея спорта Санкт-­Петербурга. Где, как не в нашем городе, таковой должен быть? Ведь практически все виды спорта в России начинались здесь. В Питере огромное количество энтузиастов, собирающих раритеты, связанные с историей своего любимого спорта. Периодически они выставляют их на временных выставках, но все остальное время потенциальные экспонаты музея спорта пылятся на чердаках дач или в скромных квартирах.

Сотрудники организационного отдела СКК «Петербургский» во главе с Аллой Рабкиной на протяжении десятилетий собирали все, что было связано с деятельностью комплекса. Предметом особой гордости были снятые с победителей и финалистов теннисного турнира St. Petersburg Open футболки с автографами. Эта традиция продолжается даже после того, как турнир переехал на «Сибур Арену». В последний раз, когда из-за коронавирусных ограничений пресс-­центр не функционировал, пришлось даже прибегнуть к помощи представителя Ассоциации теннисистов-­профессионалов.

Теннисные раритеты ­опять-таки в докоронавирусные времена выставлялись на всеобщее обозрение во время международных турниров на «Сибур Арене». К Рабкиной обращались частные московские коллекционеры с просьбой продать раритеты, но Алла Григорьевна все еще надеется передать их в питерский музей спорта.

МУЗЕЙ ФУТБОЛА СПОНСОРАМ НЕ ПОТЯНУТЬ

После ухода из жизни известного коллекционера Станислава Петровкина родственникам просто некуда было передать его собрание. Очень многие обладатели раритетов искренне обеспокоены тем, чтобы такая же судьба не постигла их коллекции. Они обращаются в комитет по культуре, но получают в ответ отписки.

Людям, которые болеют душой за музей спорта, разъясняют, что нужно «атрибутировать музейные предметы, провести их экспертизу, согласовать результаты в министерстве культуры». Если имеются проработанная концепция музея, ее технико-­экономическое обоснование и подробное описание коллекции, комитет готов организовать соответствующее обсуждение в профессиональном музейном сообществе. Именно такие формулировки были приведены в подписанном первым заместителем председателя комитета по культуре администрации Санкт-­Петербурга Федором Болтиным ответе на запрос о музее спорта.

По мнению тех, кто уже не одно десятилетие занимается историей вопроса, ситуация напоминает далекий 1973 год. Тогда директор Государственного музея истории Ленинграда дала письменную рекомендацию председателю Ленгорспорткомитета создать инициативную группу по разработке концепции музея истории городского спорта. Те, кто застал начало этой работы, увидеть ее завершение вряд ли смогут.

Да и отношение со стороны высокопоставленных чиновников изменилось. Как утверждает одна из самых активных участниц движения за создание музея спорта, председатель Общественного движения спортивных волонтеров Санкт-­Петербурга Нина Новикова, занимавший до недавнего времени пост директора музея истории города Александр Колякин отказывался даже обсуждать создание спортивного «объекта». Председатель комитета по культуре Константин Сухенко в приватной беседе даже утверждал, что в его ведомстве есть специальный сотрудник, который отказывает активистам в создании новых интересных музеев.

Остается рассчитывать на частную инициативу. На базе фантастической коллекции футбольных раритетов, собранных коллекционером Владимиром Фалиным, серьезные инвесторы хотели создать музей истории футбола. Как и многие другие виды спорта, российский футбол родился в Санкт-­Петербурге, и его столетие было с помпой отмечено в нашем городе.

Коллекция Фалина, которую довелось увидеть корреспонденту «МК в Питере», действительно уникальная. Программки и афиши, значки и билеты — чего в ней только нет! И место присмотрели подходящее, на набережной Европы, напротив дома с мемориальной доской в честь Георгия Дюперрона, первого руководителя отечественного футбола и основоположника отечественного олимпийского движения. Только узнав стоимость проекта, серьезные спонсоры поняли: не потянуть.

«ЗЕНИТ» — НЕ «БАРСЕЛОНА» И НЕ «СПАРТАК»

Большие надежды возлагались на ФК «Зенит» в плане создания музея команды. Долгое время препятствием служило то обстоятельство, что домашней ареной был «Петровский». Там развернуться невозможно. Максимум, что удалось, так это представить скромную экспозицию, посвященную истории стадиона. Ее подготовил руководитель пресс-­службы «Петровского» Алексей Петров, ранее возглавлявший пресс-­службу «Зенита». Ознакомиться с выставкой могли разве что журналисты.

В декабре 2017 года ­наконец-то было завершено строительство многострадальной арены на Крестовском острове, и у энтузиастов создания музея истории ФК «Зенит» забрезжила надежда. Тем более что в штате клуба еще раньше появился сотрудник, отвечающий за создание музея. Сейчас эту должность занимает Сергей Ковалев, который ранее работал в Музее современного искусства «Эрарта». Только хорошо, если хоть ­какой-то музей появится к столетию клуба, которое будет отмечаться в 2025 году.

В 1997 году во время проведения чемпионата Европы по баскетболу в Барселоне для аккредитованных журналистов организовали экскурсию на стадион «Камп Ноу», где проводит домашние матчи футбольная «Барса». Неизгладимое впечатление произвел тогда клубный музей, открытый осенью 1984 года по инициативе тогдашнего президента ФК «Барселона» Хосепа Луиса Нуньеса. Сейчас музей носит его имя. Кроме раритетов, связанных с историей «Барсы», в музее есть интерактивные залы, специальный раздел отведен под работы каталонских художников, включая Сальвадора Дали. Неслучайно в докоронавирусные времена музей посещали 1,2 млн человек в год. Больше в Барселоне привлекал только музей Пикассо, который принимал 1,3 млн посетителей.

Интереснейшие музеи, посвященные истории футбольных клубов, доводилось посещать в Милане и Амстердаме. В Нидерландах «Аякс Арена», которая сейчас носит имя Йохана Кройфа, была построена к Евро‑2000. И сразу же на ней был открыт музей истории клуба. Он пока не соперничает по посещаемости с музеем Винсента ван Гога, но уже составляет конкуренцию музею пивоваренной компании «Хайнекен», где еще и дегустационный зал входит в программу экскурсии.

В 2014 году был открыт стадион «Открытие Арена», где проводит домашние матчи «Спартак». И сразу же там был открыт музей истории клуба. Работу по его созданию возглавил бывший пресс-­атташе «Спартака» выпускник московского историко-­архивного института Алексей Матвеев. Большой знаток истории столичного клуба и настоящий профессионал, который выезды на матчи любимой команды в бытность ее пресс-­атташе обязательно использовал для знакомства с организацией музеев в других странах. Это и позволило на базе коллекции футбольных артефактов создать современную музейную площадку, которую с интересом посещают даже те, кто не болеет за «Спартак», да и вообще футболом не интересуется.

Как рассказал в телефонном разговоре с корреспондентом «МК в Питере» Сергей Ковалев, работа по созданию музея в «Зените» ведется в двух направлениях. В первую очередь это формирование фондов. И это работа не только с коллекционерами, но и с архивными материалами, с ветеранами клуба, у которых сохранились свидетельства его истории, а также на онлайн-­аукционах, где пополняют свои собрания и частные коллекционеры. Второе направление — организация музея на «Газпром Арене». И это часть большой работы по развитию стадиона «сине-бело-голубых».

Вопрос, побываем ли мы на открытии музея спорта, в очередной раз будет задан вице-губернатору Пиотровскому, однако получим ли мы на него внятный ответ, покажет время. Повезло музею «А музы не молчали», созданному в одной из средних школ нашего города усилиями учителя Евгения Линда. После ее переезда в новое здание уникальное собрание, посвященное творческой жизни блокадного Ленинграда, обрело специальное помещение.

Что станет с частными коллекциями любителей футбола и баскетбола, фигурного катания и тенниса, не берется сказать никто. В лучшем случае их купят богатые московские собиратели, в худшем — они закончат свою жизнь на помойках. Без поддержки городской администрации глобально вопрос решить, увы, невозможно. А желания его решать у городской администрации последние четверть века не просматривается.

Сюжет:

Евро-2020

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 6 октября 2021

Заголовок в газете: Чиновники Смольного обещают решить вопрос уже почти четверть века

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру