Экс-форвард «Зенита» ушел из спорта и посвятил жизнь спасению людей

Из звезд футбола в незаметные герои

Олег Дмитриев, один из лучших игроков «Зенита» 1990‑х, восходящая звезда на тот момент, сейчас, в свои 48 лет, немногословен и деловит. Из него и в те времена было слова не вытащить, а уже нынче он их особенно бережет. Словно не хочет расплескать лишнюю энергию. Она ему очень нужна. Бывший футболист работает пожарным.

Из звезд футбола в незаметные герои
Олег Дмитриев подумывает о карьере тренера. Фото: vk.com/ Олег Дмитриев

ИЗ ОГНЯ ВЫСШЕЙ ЛИГИ В ПОЛЫМЯ ПЕРВОЙ

Конечно, Олег иногда выступает с экспертным мнением по поводу футбола. Но еще больший он специалист, когда речь заходит о возгораниях, пожарах.

«Там ремонтные работы собирались делать, реконструкция планировалась, ­какие-то статуи выносили. Видимо, из-за конструкций и замкнуло, — говорил он, когда в 2019 году сгорел Собор Парижской Богоматери, символ Парижа. — Может, они сваркой там занимались, ­чем-то еще. Искра отлетела, и всё. Д­елов-то… У нас такое тоже часто бывает. Человеческий фактор».

Дмитриев высказывает мысль, которая и так понятна: пожар всегда случается из-за ­чего-то. Для нас, обычных людей, это стихийное бедствие, катастрофа, для него — привычная работа. Просто нужно понимать, что фраза «из искры возгорится пламя» возникла не на пустом месте.

«Не ожидал, что империализм себя так проявит, — усмехается Олег, говоря про Нотр-­Дам, который сгорел за несколько часов. — Может, ­кто-то и специально. У них же там в Париже чего только нет. Общество разнородное, выходцы из других стран. Может, для реконструкции собора наняли таких же работников, как у нас бывает — дешевая рабочая сила. А может, теракт. Не зря же эту катастрофу сравнивают с атакой «Аль-­Каиды» на башни в Нью-­Йорке. Все может быть».

Вообще, фактура у Олега для профессии пожарного — подходящая. Высокий, стройный, мощный. Очень большие надежды подавал как футболист в начале 1990‑х. Тогда как раз входили в моду игроки такого плана.

Когда «Зенит», вылетевший во Вторую лигу по итогам последнего чемпионата СССР, вернули в Высшую уже другого чемпионата — российского, в нем фактически некому было играть. У клуба в 1992 году банально не было денег. Бюджета хватало на самое основное — перелеты, проживание, питание игроков. Да и то всё это оставляло желать лучшего.

Вот тогда и потребовались свои игроки. Сейчас в это трудно поверить. Но тогда «Зенит» комплектовался исключительно воспитанниками питерских школ. И была не самая плохая команда. Наоборот, очень талантливая.

Единственное, ей не хватало «дядек», опытных игроков. И «административного ресурса», как говорится. Порой и просто ловкости, пронырливости руководителей, которые в те годы все решали.

Вылетел «Зенит» из Высшей лиги первого чемпионата России по итогам последнего тура, уступив по дополнительным показателям ставропольскому «Динамо» (где сейчас такая команда?). В последнем туре сыграли 0:0 с «Текстильщиком» в городе Камышине. А нужна была победа. Тогда случилась интересная история — в духе того времени. Руководители «Текстильщика», как говорит слишком много людей, чтобы не считать это неправдой, предложили «Зениту» в чемпионате разделить очки — два раза сгонять вничью. Питерцы гордо отказались. Решили, что они возьмут в матчах с «Текстильщиком» больше. Да и не умели заниматься такими схемами тогда в питерской команде.

Но игра в Петербурге, состоявшаяся в сентябре 1992 года, была сдвинута на несколько часов. Да еще состоялась на разбитом поле стадиона имени Кирова. Причина — в тот день в городе на Неве торжественно открывали линию по производству йогуртов известной итальянской компании.

И по этому случаю состоялся матч между правительством Петербурга и звездами ветеранов итальянского футбола. «Зенит» и «Текстильщик» вышли на газон стадиона уже позже — когда от него (газона) уже ничего не осталось. Хозяева проиграли 0:1. А на финише чемпионата клуб из Камышина договариваться заново не захотел, пошел на принцип.

Дмитриев был очень одаренным футболистом, он играет и сейчас — за ветеранов «Зенита». Скриншот страницы vk.com/ Олег Дмитриев

МАШИНА, КЛЮЧИ ОТ КВАРТИРЫ, ГДЕ ДЕНЬГИ ЛЕЖАТ

Это чтобы понимать, в каких условиях начинал карьеру Олег Дмитриев, одаренный футболист, воспитанник спортивного клуба «Электросила».

Они с Владимиром Куликом, еще одним большим талантом, составляли ударный кулак в атаке «Зенита». Кулик в основном забивал голы. А Дмитрием был на «подносе снарядов». Но не только: мог разогнать атаку, обыграть на скорости нескольких соперников, отдать умную передачу. Его эксперты ценили даже больше, чем Кулика.

Неслучайно по итогам сезона 1992 года форварда позвал в «Ротор» Владимир Горюнов, президент клуба, авторитетный в те годы в нашем футболе человек. И «Ротор» был вроде как суперклуб. «Зениту» Горюнов предложил за Дмитриева 200 тысяч долларов, приличные по тем временам деньги, самому Олегу — ключи от квартиры и машины, как тогда полагалось.

Дмитриев отказался. Тогда трансферы в другие клубы еще воспринимались как некое предательство. Хотя наши лучшие игроки вовсю потянулись за границу — от безденежья. А в «Зените» были свои ребята. Они говорили: Олег, дескать, оставайся. Руководители клуба тоже обещали: вернемся через год в Высшую лигу, уйти «на повышение» еще успеешь.

Но случилось для «Зенита» понижение. Играла команда в чемпионате Первой лиги очень симпатично. Но тогда всех переехала катком «Лада» — команда, финансируемая тольяттинским автогигантом. «Зенит» занял второе место в 1993‑м.

А на следующий год питерская команда «спеклась». Никто в ней уже ничего не мог и не хотел. Застрял клуб в болоте российского футбола. И Дмитриев в ней «заквасился». Потом только воспрянул, когда «Зенит» выходил под руководством Павла Садырина в Высшую лигу в 1995‑м.

Позже тренер Анатолий Бышовец даже сделал его капитаном — как опытного игрока. Но тогда, в конце 1990‑х, у Олега «не пошло».

Появились друзья, которые отвлекали на другие дела. Вокруг футболистов таких всегда много. И если не сосредотачиваешься на футболе, не можешь отказать…

А Дмитриев как раз из таких — не всегда мог сказать «нет». Про него говорили: не хватает характера, целеустремленности. Плюс травмы. В итоге сам же Бышовец стал его подозревать чуть ли не в сдаче матчей. На базу «Зенита» к Олегу пришли друзья накануне матча с московским «Спартаком», а Бышовец, известный своей подозрительностью, подумал, что это люди из «Спартака».

«КОГДА НЕ УСПЕВАЕШЬ СПАСТИ, ТОГДА НЕ ПО СЕБЕ»

«Зенит» Дмитриеву пришлось покинуть. Скитался Олег по клубам низших лиг — в том числе играл у Садырина в казанском «Рубине». Выступал за петербургские команды «Динамо-­Стройимпульс», «Петротрест», липецкий «Металлист».

Институт Лесгафта он еще раньше бросил. В конце нулевых, когда карьеру футболиста завершил, было так тяжело, что работал грузчиком, охранником ночного клуба. Надо было ­как-то семью кормить. Тем более что Олег второй раз женился.

Мучения закончились, когда ­кто-то из знакомых посоветовал ему прийти в 58‑й Пожарно-­спасательный отряд Фрунзенского района Петербурга. Для Дмитриева это был едва ли не единственный шанс на работу. Его приняли.

И Олег не пожалел, что так поступил. Во всяком случае, так говорит. Первое время приходилось очень тяжело. Пожар ведь такое дело — надо ориентироваться и принимать решения мгновенно, жизнь и смерть разделяют секунды. Но помогли товарищи, подсказали, научили. И футбольная подготовка Олегу помогла. На поле ведь тоже приходилось быстро соображать. Это он хорошо умеет.

Спрашиваю Дмитриева про героику профессии, о том, кого он спасал и какие были самые запоминающиеся случаи на пожарах, молчит. Говорит: так, мол, ничего особенного. Самое сложное — тушить склады, когда горит большая площадь. Не Нотр-­Дам, конечно, но тоже трудно.

— Люди думают, что работа пожарного простая: приехал, потушил, уехал, — говорит Олег. — Но тут много чего нужно знать. Особенно когда люди застряли в квартирах, не могут выбраться. Все надо спланировать, предусмотреть, действовать четко, быстро.

— Людей приходилось из огня выносить?

— Из дыма, — говорит, — выносим. Мы заходим, когда огня уже нет. Вот когда не успеваешь, тогда не по себе. К этому трудно привыкнуть. К остальному можно. Страха давно нет!

Олег служит уже 12 лет. Сутки через трое. Зарплата — чуть выше средней по России. Но и работаешь не каждый день.

Да и загрузка разная. То два-три вызова на одном дежурстве, то до 20 — как придется. Он нашел дело, которым может заниматься. На судьбу не жалуется.

И коллеги рады, что в их рядах такой известный футболист. Дважды ПСО № 58 Фрунзенского района выигрывал чемпионат города по футболу среди пожарных. Так что Дмитриев — двукратный чемпион.

Кроме того, Олег играет за ветеранов «Зенита». И кто знает, может, в футбол еще вернется. Например, в роли тренера. Благо в институте он восстановился, получил образование. Да и в семье все в порядке. Мысли о тренерстве у Дмитриева есть. В­се-таки уже возраст для профессии пожарного почти критический. Но что будет дальше, никто не знает.

Судьба Олега Дмитриева, яркого в прошлом игрока «Зенита», это подтверждает.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру