Выполнима ли миссия Валерия Брагина

Чем опасно совмещение тренерства в клубе и сборной

Олег Знарок, Илья Ворoбьев, Алексей Кудашов, Валерий Брагин. Уже пять лет, когда мы говорим «СКА» — подразумеваем «сборная». И наоборот. Но хорошо ли это для клуба и сборной?

Чем опасно совмещение тренерства в клубе и сборной
Валерий Брагин.

ЧЕРЕДА ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Руководство армейцев, похоже, уверено, что совмещение двух постов благотворно сказывается и на СКА, и на национальной команде, и на всем российском хоккее — в целом.

Про клуб спорить трудно. Тренер сборной у руля — всегда плюс. Ведь при прочих равных игрок всегда выберет команду, где будет находиться под пристальными взглядами наставников «Красной машины». Тем более что и практически все работают на два фронта.

«Это и не секрет: СКА этим и мотивирует ребят, когда приглашает к себе, — считает чемпион мира и бронзовый призер Олимпиады Андрей Николишин, который сейчас работает скаутом клуба НХЛ «Чикаго». — Но это все искусственное, притянутое за уши. Поэтому и конкуренции нет».

Впрочем, даже такие бонусы не гарантия успеха. В истории российского хоккея хватало людей, готовых сесть на два стула. Но результат шел в ущерб или сборной, или клубу. Или и тем и другим. Да, и СКА на совмещении обжигается уже давно. Череда неудач начинается сезона с 2016/17.

Олег Знарок с блеском выиграл Кубок Гагарина, но провалил Кубок мира и чемпионат мира, где в полуфинале Россию ждало обидное поражение от канадцев — 2:4.

Спустя год все силы Знарок с компанией бросил на олимпийское золото Пхенчхана и как результат — в финале конференции Кубка Гагарина «сдал» серию московским одноклубникам. Из Кореи Олег Валерьевич приехал физически и морально опустошенным и вскоре подал в отставку. Даже он, с крепкими нервами, не выдержал постоянной золотой гонки.

В следующем сезоне Знарка сменил Илья Ворoбьев, продолжая совмещать два поста. И не смог добраться ни до одного из убегающих зайцев. Сперва провалился в плей-офф со СКА, затем с убойным составом, переполненным звездами НХЛ, не сумел добраться даже до финала чемпионата мира. И отправился на выход.

Но эксперименты по совместительству продолжились. Грабли продолжали бить по голове с пугающей частотой. Алексей Кудашов из-за пандемии, правда, не смог завершить сезон в КХЛ и съездить на чемпионат мира. Но и ему пришлось закончить работу, не добыв ни одного трофея.

ГЛАВНОЕ НЕ ПОБЕДА, А УЧАСТИЕ?

В прошлом сезоне усидеть на двух стуль­ях попытался уже Валерий Брагин. Первая попытка ни к чему хорошему не привела, вновь СКА в Кубке Гагарина застыл на отметке «финал конференции», сборная России покрыла себя позором на чемпионате мира, уступив «десятому» составу канадцев. Но свои посты Валерий Николаевич сохранил, чтобы вновь разрываться и работать на износ.

Тем более что СКА не стал за межсе­зонье сильнее. Убедиться в этом мы смогли во время межсезонных турниров. Понятно, что на результаты летних «междусобойчиков» особо, может, и не стоит обращать внимание. Но восполнить потери, связанные с отъездом за океан Владимира Ткачева и Василия Подколзина, с ходу не удалось. Особенно с учетом того, что возвращение Никиты Гусева из НХЛ, о котором так много говорилось, похоже, останется блефом.

Да, в запасе есть 16‑летний вундеркинд Матвей Мичков и море перспективной молодежи. Но делать основную ставку на миллениалов — блеф. Время «детского сада» еще не наступило.

А какие еще есть козыри у Брагина, чтобы прервать проклятие финала конференции, где четыре раза подряд заканчивался путь армейцев в Кубке Гагарина, непонятно.

«Я не знаю, чем руководствовался Брагин, когда согласился руководить и СКА, и сборной, — недоумевает экс главный тренер сборной России Владимир Плющев.Сезон предстоит труднейший. Ведь Олимпиада — это Олимпиада. Она проходит раз в четыре года. И лозунг «главное не побеждать, а участвовать» — не для нас. Но, думаю, и для СКА такой слоган не подходит — просто заниматься воспитанием молодых игроков, без борьбы за Кубок Гагарина. Армейцы ставят в последнее время самые высокие, амбициозные задачи. В прошлом сезоне Валерий Николаевич не достиг ни одной цели. А в этом году напряжение будет еще больше».

А значит, Брагину предстоит и дальше жить в режиме цейтнота. Оглянуться и задуматься просто некогда. Кроме чемпионата КХЛ до Нового года предстоит два этапа Евротура, а затем, в феврале, Олимпиада‑2022, на подготовку к которой остается всего ничего.

«НАДО ВЫИГРАТЬ ВСЕЙ СТРАНОЙ»

И не надо забывать, что основные силы всех сборных будут сконцентрированы в Северной Америке, в НХЛ. А следить за ней из Петербурга, мягко говоря, не просто.

Объять необъятное не получается. Вытянешь нос — завязнет хвост, и наоборот. Могли бы выручить и разгрузить грамотные и независимые помощники. Но практически все они работают в СКА. И вынуждены придерживаться генеральной линии, становясь зависимым контингентом.

«Наверное, нужна такая политика в тренерском штабе, чтобы не все дышали одинаково, — рассказывает Плющев. — Должны высказывать и другую точку зрения. По тому же отбору игроков. Необходимо альтернативное мнение. Но если Брагина все устраивает, флаг ему в руки!»

Надеяться остается только на скаутов сборной. И их компетентность. Есть ли выход?

«Я сразу сказал, если Брагин остается в СКА и на Олимпиаду поедут игроки НХЛ, ему надо создать крепкий штаб из пяти-шести тренеров, которые бы прошли школу НХЛ, — объясняет Николишин, чья большая часть карьеры прошла в НХЛ. — У нас таких специалистов хватает. Ведь хоккей за океаном — совсем другая история. Или пригласить тренеров, которые сейчас свободны от работы в КХЛ, — того же Игоря Никитина или Олега Знарка — и отправить их на три месяца в Северную Америку: пусть там «варятся», смотрят все матчи, а потом помогают Брагину. Надо уже сейчас создавать команду, коллектив, концепцию. Смотреть, кто будет у соперников, как с ними играть, огромный объем работы нужно проделать. Тут должен быть мозговой штурм всех сильнейших наших представителей. Не надо ничего бояться, стесняться, искать ­какие-то подвохи. Если мы хотим выиграть золото для страны — должны всей страной это и делать! А не кучкой тренеров из СКА! И почему в петербургском клубе такие вещи не понимают — мне не понятно».

А ведь в этом сезоне Брагину предстоит еще и чемпионат мира — в мае 2022 года. Выдержать такую нагрузку без потери качества — нереально для любого тренера. Конечно, можно сказать, что все в жизни случается в первый раз. Истории как раз и существуют, чтобы их переписывать.

Но это единственное, на чем может основываться оптимизм руководства СКА и сборной. Миссия Брагина выглядит изначально невыполнимой. Из-за чего встает вопрос: не стоит ли уже сейчас начинать искать нового совместителя?

Сезон СКА начал с побед.

ИЗ ДОСЬЕ «МК»

САМЫЙ ДОРОГОЙ ХОККЕИСТ В СКА — ШВЕДСКИЙ ВРАТАРЬ

СКА уже пять сезонов не может добыть Кубок Гагарина — это своеобразный удар для имиджа клуба, который находится под патронажем «Газпрома» и ставит максимальные задачи. Жесткий потолок зарплат хоккеистов (900 млн руб­лей на всю команду), введенный КХЛ с прошлого чемпионата, заставил армейцев сменить селекционную политику. В приоритете теперь покупка не дорогостоящих состоявшихся хоккеистов, а самых перспективных юниоров со всей страны.

На данный момент суммарная платежная ведомость СКА далека от верхней планки — 749 млн руб­лей. Разгрузить ее удалось еще весной, расставшись с рядом дорогих хоккеистов — Владимиром Ткачевым (60 млн руб­лей в год*), Магнусом Хелльбергом (50 млн), Антоном Беловым (35 млн), Лукасом Бенгтссоном (45 млн), Виктором Антипиным (45 млн), а в конце августа, прямо перед стартом чемпионата, команду покинули еще два возрастных игрока с высокой зарплатой: защитник Динар Хафизуллин (50 млн руб­лей в год) и шведский форвард Мальме Стремвалль (40 млн руб­лей в год).

Сейчас самый высокооплачиваемый хоккеист армейцев — шведский вратарь Ларс Юханссон (65 млн руб­лей в год), самый низкооплачиваемый — нападающий Павел Кукштель (8 млн руб­лей).

Стоит заметить, что в регламенте лиги есть несколько лазеек, с помощью которых можно вполне легально обойти потолок зарплат. За счет командных и индивидуальных бонусов, которые выводятся за потолок, клубы без проблем смогут выплатить игрокам примерно 1,26 млрд руб­лей. Также под потолок не попадают премии за выход в финалы конференции и за попадание в тройки лучших игроков сезона по статистическим показателям. Поэтому клубы могут вложить большую часть доходов своих лидеров в эти премиальные. Таким образом, у богатых команд останется преимущество перед теми, кто обосновался внизу и в середине таблицы.

Еще под потолок не входят зарплаты хоккеистов до 21 года. А в СКА в эту категорию попадает немало игроков основы — вратарь Ярослав Аскаров, защитники Даниил Пыленков и Кирилл Кирсанов, нападающие Кирилл Марченко, Иван Морозов, Захар Бардаков, Никита Чибриков, Марат Хуснутдинов, Матвей Мичков…

Данная лазейка позволяет клубам-«олигархам» заключать длительные соглашения с талантливыми хоккеистами. Пока им не исполнился 21 год, они получают большую часть зарплаты по контракту, а затем — маленький гонорар, который без проблем вписывается в потолок.

ЗАРПЛАТЫ ИГРОКОВ СКА В СЕЗОНЕ 2021/22:

Вратари:

  • Ларс Юханссон — 65 млн руб­лей*
  • Александр Самонов — 30 млн

Защитники:

  • Игорь Ожиганов — 55 млн
  • Василий Токранов — 50 млн
  • Оскар Фантенберг — 45 млн
  • Ярослав Дыбленко — 35 млн
  • Степан Фальковский — 30 млн
  • Юрий Паутов — 10 млн

Нападающие:

  • Линден Вей — 60 млн
  • Йонас Кемппайнен — 55 млн
  • Антон Бурдасов — 50 млн
  • Андрей Кузьменко — 50 млн
  • Владислав Каменев — 45 млн
  • Эмиль Галимов — 40 млн
  • Фредрик Хендемарк — 40 млн
  • Михаил Ворoбьев — 40 млн
  • Артем Швец-­Роговой — 35 млн
  • Евгений Тимкин — 25 млн
  • Евгений Кетов — 17 млн
  • Данила Моисеев — 12 млн
  • Павел Кукштель — 8 млн

* По информации «МК в Питере», из собственных источников, приближенных к СКА и КХЛ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру