О ЧЕМ ГОВОРЯТ БОЛЕЛЬЩИКИ
После завершения каждого матча происходит церемония награждения лучшего игрока. Во встрече Бельгия — Россия им был признан автор двух забитых мячей Ромелу Лукаку. Сами понимаете, не игрок команды Станислава Черчесова. А кто же был лучшим в сборной России?
Конечно, игрок под номером 12, то есть фанаты. Болельщики, заполнившие стадион в соответствии с принятыми ограничениями, поддерживали своих любимцев с первой до последней минуты. Мощные фанатские заряды «Россия! Россия!» и «Россия, вперед!», прозвучавшие в День России, увы, не подвигли российских футболистов на подвиги.
В концовке встречи при счете 0:2 по трибунам запустили традиционную «волну». Как утверждают, она заряжает энергией находящихся на поле игроков. Похоже, всю энергетику стадиона забрал все тот же Лукаку, который довел счет до разгромного — 0:3. После таких матчей в РПЛ фанаты обычно провожают любимую команду оглушительным свистом. После матча сборной ничего подобного не было.
Поклонники российской команды, приехавшие со всех концов страны (корреспонденту «МК в Питере» удалось поговорить с болельщиками из Благовещенска, Самары и Мурманска), после разгрома от бельгийцев в один голос утверждали: «Будем поддерживать наших парней и дальше!» Нашим бы парням проникнуться такой верой!
О чем же говорили болельщики? Особо продвинутые вспоминали высказывание Андрея Сергеевича Аршавина. Нет, не ставшее уже классикой «Ваши ожидания — ваши проблемы», а цитату из недавнего интервью. В нем лидер бронзовой сборной образца 2008 года утверждал, что в команду Гуса Хиддинка никто из нынешних сборников не попал бы. Глядя на сборную России во встрече с командой Бельгии, с этим можно согласиться.
Наиболее продвинутые фанаты затронули тему натурализации игроков на проблемные позиции. Мол, оформили паспорт Марио Фернандесу — и сразу же с правым флангом обороны вопрос был закрыт. А в центре защиты по-прежнему дыра. Поставили бы вместе с Георгием Джикией его спартаковского одноклубника Самуэля Жиго, а не Андрея Семенова из «Ахмата», глядишь, и в сборной проблем стало бы меньше.
Только не все так просто! Бразильцу Фернандесу оформили российский паспорт в полном соответствии с рекомендациями ФИФА и УЕФА через пять лет выступлений в чемпионате России, а французу Жиго до этого рубежа еще играть и играть. Как и зенитовскому бразильцу Дугласу Сантосу, который может заменить на проблемной позиции левого защитника 37‑летнего Юрия Валентиновича Жиркова. Свою нотку внес болельщик из Киришей, который парировал все доводы сторонников натурализации единственным аргументом: в городе с населением 50 тысяч человек смогли вырастить игроков для одной из лучших женских ватерпольных команд Европы. Может быть, просто в футбольном руководстве, как в консерватории по Жванецкому, что-то поменять нужно?
Досталось от болельщиков и многочисленным экспертам, которые в преддверии Евро‑2020 тешили россиян оптимистичными прогнозами. Мол, с бельгийцами, у которых отсутствовали несколько ведущих игроков, можно и «ничейку» зацепить, а при благоприятном стечении обстоятельств даже выиграть. А дальше — как на сказочном ЧМ‑2018, побеждать и других фаворитов в плей-офф.
«Кот Ахилл лучше наших экспертов в футболе разбирается!» — наиболее емко высказался о знатоках один из болельщиков.
Некоторые замахнулись на святое, на депутатов Госдумы РФ, запретивших продажу пива во время футбольных матчей. Во время Евро в соответствии с подписанным с УЕФА контрактом приходится продавать. Несмотря на запредельные цены (300 рублей за пол-литра), желающие продегустировать традиционный напиток фанаты находятся. И мир при этом не переворачивается, общественный порядок не нарушается, а туалеты справляются с нагрузкой. Возможно, и кто-то из депутатов придет на матчи Евро, после чего задумается о чаяниях электората.
О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЧИНОВНИКИ
За день до матча Россия — Бельгия в Доме журналиста был открыт городской пресс-центр Евро‑2020. Посещать его могут и обладатели аккредитаций УЕФА, и те, кто их не имеет. Подобные пресс-центры организовываются на всех крупных спортивных соревнованиях. Города и страны, их проводящие, не упускают возможность использовать событие, привлекающее внимание всего мира, для привлечения внимания к себе. У корреспондента «МК в Питере» сложилось впечатление, что в Санкт-Петербурге задачи у городского пресс-центра иные.
В первый день его работы были организованы две пресс-конференции. Одну дали министр спорта РФ Олег Матыцин, глава российского оргкомитета Евро‑2020 Алексей Сорокин и вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский. Вторую — шесть представителей профильных комитетов правительства города и примкнувшая к ним начальник отдела эпидемиологического надзора управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Ирина Чхинджерия.
Городских чиновников разделили на две сборные, и для атак на каждую репортерам, пришедшим на брифинг, выделили по полчаса. Да еще и приглашенный из Москвы ведущий справлялся с обязанностями центрального защитника гораздо лучше, чем Джикия и Семенов в игре с бельгийцами. Сам задавал вопросы или цитировал якобы присланные в режиме онлайн. Судя по тому, что некоторые чиновники зачитывали ответы на них по бумажкам, присылали их пресс-секретари этих чиновников.
Как сообщил глава комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Владимир Рябовол, организация городского пресс-центра обошлась питерским налогоплательщикам в 10 млн рублей. Как и во время ЧМ‑2018, в Дом журналиста откомандированы некоторые сотрудники комитета. Три года назад их доблестный труд был отмечен неплохими премиями. Нужно поощрить и столичных коллег, которые умело отсекают острые вопросы, заменяя их на предложения дать прогноз на ближайшие игры и на то, с кем будет играть в финале сборная России. Самый оригинальный исход матча с бельгийцами предрекала госпожа Чхинджерия: «Победа наших — 3:2 в серии пенальти».
В день открытия посетил городской пресс-центр губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Сообщил, что работать в нем смогут 700 человек. Правда, сам общаться предпочел лишь с представителями проверенного смольнинского пула. В итоге все услышали только нужные слова градоначальника на телевизионных экранах.
О ЧЕМ НЕ ГОВОРЯТ ЧИНОВНИКИ
Корреспондент «МК в Питере» попытался выяснить у высокопоставленных чиновников, как соотносится тревожная статистика по заполнению реанимированного в «Ленэкспо» ковидного госпиталя, а также вступающие в силу с 17 июня новые ограничительные меры, принятые Смольным, с открытием фан-зон. Задать подобный вопрос удалось вице-губернатору Борису Пиотровскому.
«На всякий случай у нас готовятся госпитали для приема заболевших COVID‑19, — ответил он. — У нас есть врачи, есть обсерваторы, где можно изолировать больных. В фан-зонах предусмотрены термометрия, масочный режим, социальная дистанция, полная обработка поверхностей. Все эти меры мы придумали не просто так. Мероприятия проводятся в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, мы обсуждали, как провести Евро‑2020 безопасно. Уверены, что принятые меры позволят это сделать. А уж как выполняются или не выполняются рекомендации, не имеет отношения к открытию фан-зон».
Скажите, только мне показалось, что о собственной карьере чиновник со столь уважаемой в Санкт-Петербурге фамилией заботится больше, чем о благополучии и здоровье рядовых горожан? Не знаю, посетили ли чиновники фан-зону на Конюшенной площади после ее открытия. Корреспондент «МК в Питере» посетил. На входе действительно и температуру измеряют, и маски проверяют, образуя длиннющие очереди из людей без масок. О соблюдении социальной дистанции и речи не идет. Перед игрой Россия — Бельгия сразу на нескольких входах эти очереди растянулись на несколько сот метров. Внутри фан-зон тоже никто ничего не соблюдает.
«Учет заполняемости фан-зоны ведется с помощью счетчиков, — рассказала корреспонденту «МК в Питере» руководитель пресс-службы футбольной деревни Евгения Заславская. — На подходах к Конюшенной площади установлены мониторы, на которые выводится необходимая информация. Данное требование регламентировано утвержденной в установленном порядке распорядительной документацией по проведению данного мероприятия».
По словам Евгении Заславской, соблюдение санитарно-эпидемиологических правил в футбольной деревне также зависит от ее посетителей: «Мы просим гостей самостоятельно позаботиться о выполнении рекомендации использовать маски и соблюдать социальную дистанцию».
Ничего нового: спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Нет, чиновники, конечно, держат руку на пульсе. Вот приняли решение запретить уличную торговлю, в том числе в фан-зоне. При этом продажу напитков не запретили. Так что желающие выпить пенного или кваска должны съесть свой фастфуд до входа в фан-зону. Проконтролировать же соблюдение социальной дистанции и ношение масок внутри огороженного пространства — задача практически невыполнимая. Для этого нужно иметь где-то одного проверяющего на двух фанатов.
Выяснить позицию представителя Роспотребнадзора по вопросу открытия фан-зоны так и не удалось. Знаток футбола отфутболила вопрос в комитет по здравоохранению. Председателю комитета Дмитрию Лисовцу корреспондент «МК в Питере» задавал его в режиме онлайн на проходившей в ТАСС пресс-конференции, но его так и не озвучили. А в городской пресс-центр представителя этого комитета не пригласили.
Зато предоставили чуть ли не половину времени брифинга представителю комитета по благоустройству Егору Пащенко, который по бумажке, словно отчитываясь перед губернатором, зачитал, сколько «работников ручного труда» задействовано на территориях, используемых на Евро‑2020. Без информации о «ямочном ремонте дорожного покрытия» журналисты просто не могли обойтись.
…Три года назад во время чемпионата мира по футболу не покидало ощущение большого праздника. Сегодня происходящее в нашем городе напоминает пир чиновников и приближенных к ним лиц во время чумы. Скажите, только мне?