Отметим несколько его особенностей. Учитываются только доходы клубов от продажи билетов, атрибутики, сувениров, а также еды и напитков во время матчей, телевизионных прав и коммерческой деятельности, к которой относятся не только спонсорские контракты, но и туры по стадионам, экскурсии в клубные музеи, проведение коммерческих турне и даже доходы от продвижения клубного бренда в социальных сетях. При этом аналитики Deloitte не включают в доходную часть результаты трансферной деятельности, хотя для португальских клубов или амстердамского «Аякса» это едва ли не важнейшая статья пополнения клубных бюджетов. В отчете Deloitte, который выкладывается в открытый доступ, приводятся данные по 30 клубам, причем результаты деятельности первой двадцатки анализируются подробно.
В новом отчете Deloitte в первой двадцатке произошли незначительные изменения. Все клубы из Топ-20 представляют пятерку элитных лиг Европы (Англия, Германия, Испания, Италия, Франция). Стабильность двадцатки заключается еще и в том, что практически все клубы либо сохранили свои позиции по отношению к прошлому году, либо поднялись или опустились на одну-две. Новичков по сравнению с 2019 годом всего два: французский «Лион» и итальянский «Наполи» сменили немецкий «Шальке-04» и английский «Ньюкасл».
На верхней строчке впервые оказалась «Барселона», доходы которой возросли на 150,4 млн. евро и составили 840,8 млн. Только за счет собственной коммерческой деятельности каталонский клуб заработал 383,5 млн. евро, что позволило бы ему занять 12-е место в рейтинге Deloitte. В «Барселоне» разработан долгосрочный коммерческий план, рассчитанный на получение доходов не только в родном городе и стране, но и во всем мире. Каталонский клуб продвигает собственную лицензионную продукцию, жестко контролируя любой контрафакт с изображением Лионеля Месси и Луиса Суареса.
Кроме того, у «Барсы» заметно возрос доход от телетрансляций, который составил 75,1 млн. евро. С вознаграждением за спортивные достижения у клуба, за который играет Месси, давно уже все в порядке. Эксперты Deloitte прогнозируют, что в ближайшие сезоны «Барселона» может выйти на невиданный доселе показатель дохода в миллиард евро. Вообще, выручка первой двадцатки впечатляет. Доходы от футбольного бизнеса составили 9,3 млрд. евро.
Единственным российским клубом, представленным в рейтинге Deloitte, стал «Зенит», занявший 28-е место с доходом в 180,4 млн. евро. Интересная деталь: в отличие от остальных клубов доходы питерцев учитывались за календарный 2018 год, хотя российский футбол уже давно перешел на систему «осень – весна». В интервью клубному сайту председатель совета директоров ФК «Зенит» Елена Илюхина оценила нынешний результат как огромное достижение: «Тот факт, что «Зенит» вошел в Топ-30 самых доходных клубов Европы наряду с такими грандами, как «Барселона», «Реал» и «Ювентус», еще раз подтвердил финансовую самодостаточность и устойчивость клуба».
По словам Илюхиной, это результат эффективной работы по всем направлениям деятельности клуба, в том числе, плановой монетизации главного инфраструктурного объекта – стадиона, а также открытого диалога с болельщиками и роста аудитории. С этим тезисом можно поспорить. Действительно, в 2018 году произошел заметный рост посещаемости. За счет того, что «Зенит» перебрался с вмещающего чуть больше 20 тысяч зрителей «Петровского» на построенную к ЧМ-2018 арену, на которой могут разместиться свыше 60 тысяч болельщиков.
Только почему-то не учитывается важный нюанс. Стадион был построен за счет бюджетных средств всего Санкт-Петербурга, в том числе, за счет сокращения некоторых социальных программ. После завершения чемпионата мира он был передан в управление, а фактически подарен «Зениту». У клуба появилась возможность зарабатывать даже за счет проведения на «Газпром Арене» таких далеких от футбола мероприятий, как «Зимняя классика» Еврохоккейтура и КХЛ, концертов группы «Ленинград» и проведении Synergy Global Forum.
Только говорить об успехах менеджмента футбольного клуба не приходится. Все благосостояние «Зенита» зиждется на покровительстве «Газпрома» и «простого болельщика» Алексея Миллера. Даже доходы от нейминга после переименования стадиона на Крестовском острове в «Газпром Арену», которые были учтены в рейтинге Deloitte за 2018 год, это фактически перевод средств из одного газпромовского кармана в другой. Как и спонсорские контракты с теми же газпромовскими структурами.
При этом составляемый рейтинг не учитывает расходов. В следующей табели о рангах Deloitte «Зенит» улучшит свои показатели и наверняка превысит отметку 200 млн. евро. Ведь после трехгодичной паузы питерская команда сыграла в Лиге чемпионов и, даже не выйдя из группы, уже заработала около 42 млн. евро. Только этих денег хватило лишь на компенсацию нынешних летних трансферов.
Доходы от продажи телевизионных прав в РПЛ минимальны, а тот же английский «Вест Хэм», занимающий в рейтинге Deloitte 18-ю строчку и не участвовавший в еврокубках, получил по этой статье 144,5 млн. евро. Ни в одной европейской стране и даже в республиках бывшего Союза не пользуются массовым спросом футболки с фамилией Дзюбы на спине. Их вообще не видно в продаже. Да и слова госпожи Илюхиной о диалоге с болельщиками могут вызвать недоумение, если не сказать более резко, у тех, кто простаивает у входа на «Газпром Арену» в минусовую температуру в ожидании унизительного и во многом бессмысленного досмотра.
Самое же интересное, что «Зенит» присутствует в рейтинге Deloitte с 2014 года. Тогда клуб занял 18-е место с доходом 167,8 млн. евро. Начиная со следующего года позиции только ухудшаются. В прошлом году практически с показателями пятилетней давности «Зенит» был 25-м, сейчас опустился на три строчки. Кроме представителей Топ-5 европейских лиг питерский клуб опередили за счет удачного выступления в еврокубках «Аякс» и лиссабонская «Бенфика». И это при том, что в распоряжении топ-менеджеров клуба оказался такой эффективный инструмент, как стадион.
Впрочем, в «Зените» никто особо и не стремится к тому, чтобы работать по стандартам того же «Аякса». Зачем, если есть «Газпром», во главе которого «простой болельщик» Алексей Миллер! Да и место в Топ-30 вполне можно подать как достижение. Ведь остальные российские клубы о нем могут только мечтать, а Deloitte не делает разницы между 40-й и 130-й позицией. Хотя в той же Шотландии подсчитали, что «Селтик» входит в Топ-70 с доходом 83,4 млн. фунтов стерлингов (с учетом брекзита переводить доходы в евро моветон). А вот «Глазго Рейнджерс» может похвастаться доходом всего лишь в 53,2 млн. фунтов, что позволяет находиться лишь в Топ-120.
Интересно, а на какие места по доходам за 2019 год могли бы претендовать «Спартак», ЦСКА или «Локомотив», не говоря уж о «Тамбове»? Ведь ни одна из российских аудиторских фирм не рискует обнародовать подобный рейтинг, а Deloitte интересна только первая европейская тридцатка.