Футбольные функционеры не могут отойти от эйфории после ЧМ-2018

Семак в самого начала проявляет себя тонким дипломатом. Так, перед матчем с "Енисеем" он сумел внести в заявку на чемпионат России всех прошедших третий сбор футболистов, за исключением продолжающих тех, кто восстанавливался после травм. В составе «Зенита» в Тюмени на поле вышли четыре свежеиспеченных заслуженных мастера спорта. 

Футбольные функционеры не могут отойти от эйфории после ЧМ-2018
Артем Дзюба - один из новоиспеченных заслуженных мастеров спорта. Фото: fc-zenit.ru

Это звание было присвоено игрокам сборной России, дошедшим до четвертьфинала ЧМ-2018. В том числе и просидевшему весь турнир на скамейке запасных Андрею Луневу, и получившему красную карточку на 38-й минуте матча против команды Уругвая Игорю Смольникову. Решение о столь высоком признании заслуг футболистов, ничего не выигравших, вызвало бурю возмущения представителей других видов спорта.

Олимпийские чемпионы, великие тренеры и авторитетные телекомментаторы в один голос говорят о том, что такой вердикт спортивных функционеров просто дискредитирует звание заслуженного мастера спорта. Хотя этот рудимент советской эпохи давно уже изжил себя. Корреспондент «МК» в Питере» после победы фигуристки Марины Анисиной на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити поинтересовался, присвоили ли ей звание заслуженного мастера спорта Франции. Естественно, не присвоили, как и завоевавшим в Москве «золото» ЧМ-2018 футболистам из команды Дидье Дешама. Отечественные же функционеры никак не могут отойти от эйфории после блестяще проведенного чемпионата мира в России, который не испортила своей игрой команда Станислава Черчесова.

Если вручение значков ЗМС заставляет задуматься о некомпетентности наших спортивных чиновников, то другая идея наводит на мысль об их коррумпированности. Речь об озвученном в Калининграде на заседании Госсовета по физической культуре и спорту министром Павлом Колобковым и горячо поддержанным руководством РПЛ предложении внедрить в чемпионате России паспорта болельщиков. Те самые FAN ID, с которыми с гордостью щеголяли по улицам одиннадцати российских городов многочисленные фанаты из Мексики и Перу, а также Китая и США. 

Это чисто российское ноу-хау, которое впервые было применено на Олимпиаде-2014, а затем на Кубке Конфедераций. Практической надобности в паспортах болельщиков не было никакой. Безвизовый въезд вполне можно было осуществить по предъявлению билетов на матчи, как это было сделано во время финала Лиги чемпионов 2008 года в Москве, когда почетный трофей в Лужниках оспаривали «Манчестер Юнайтед» и «Челси». Кстати, финал Кубка УЕФА в том году проходил в Манчестере, но для болельщиков «Зенита» никто и не подумал сделать въезд безвизовым. В результате полагающуюся финалистам квоту на билеты питерский клуб так и не смог выбрать. Даже работая круглосуточно, консульство Великобритании в Санкт-Петербурге не оформило визы всем желающим.

Вернемся к FAN ID. Во время ЧМ-2018 по красивому бейджу нельзя было даже проехать в общественном транспорте, не предъявив дополнительно билет на матч, проходивший в тот же день. Для идентификации фанатов, нарушавших порядок на трибунах (таковых, к счастью, во время чемпионата Европы практически не было) использовались специальные системы наблюдения. Весьма дорогостоящие. Фактически пас­порт болельщика — это просто красивый сувенир, который остался на память у посетивших матчи чемпионата мира болельщиков. Во время Олимпиад в Рио-де-Жанейро и Пхенчхане никому даже в голову не пришло использовать российский опыт.

Почему же его так настойчиво стремятся внедрить на чемпионате России? Никто же не требует от купивших билеты в театр или музей людей дополнительно оформить паспорт культурного человека! На ЧМ-2018 работы по изготовлению и распространению FAN ID осуществляла казанская компания «Ай-Теко», в ноябре 2016 года выиг­равшая тендер Минкомсвязи. Из бюджета на паспорта болельщиков было потрачено 5 миллиардов рублей. Основная часть средств пошла на организацию пунктов выдачи, где наряду с волонтерами работали «нужные люди».

Кстати, и бюджет проекта по созданию паспортов болельщиков на ЧМ-2018 распределяли «нужные люди». Во главе компании «Ай-Теко» стоит Камиль Газизов, известный широкой публике в Казани как владелец элитного ресторана «Перцов». Компания имеет сеть филиалов в крупнейших городах страны, включая Москву и Санкт-Петербург. Выгоднейшие заказы в сфере IT-технологий бизнесменам из Татарстана предоставляет одна из крупнейших российских госкорпораций «Ростех», которую возглавляет бывший преподаватель школы КГБ Сергей Чемезов. Его называют одним из близких соратников Владимира Владимировича Путина.

Возникает закономерный вопрос: неужели так уж нужно выделять миллиарды на сувениры для российских фанатов, когда многие российские клубы просто не могут найти средства для выступления в чемпионате России? Руководство «Зенита» свое отношение к этой затее не высказывает. Как и руководство остальных клубов РПЛ. Похоже, наши чиновники и депутаты считают, что президент страны должен не только принимать решения, но и думать за них.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 1 августа 2018

Заголовок в газете: МИЛЛИАРДЫ НА СУВЕНИРЫ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру