На недавно прошедшем круглом столе, посвященному развитию намывных территорий, отметили, что работы по берегоукреплению завершены, и город переходит к созданию полноценной городской среды — с улицами, зелёными зонами, социальными объектами и жильём. То, что ещё несколько лет назад было лишь инженерным проектом, сегодня становится будущей морской витриной Петербурга.
От юга к северу
Участники круглого стола, представители власти и строительных компаний, подчеркнули, что южный намыв вышел на финальный этап освоения. Прошлые недочеты удалось преодолеть: сегодня на территории построено 15 км дорог, 25 км тротуаров и 4 км велодорожек, устранен дефицит социальных объектов, а на оставшихся «пустых территориях» в этом году уже работают новые девелоперы. Финальным штрихом станет открытие в 2026 году первой поликлиники, строящейся «Группой ЛСР».
По мнению специалистов, именно готовность южного намыва позволяет сместить внимание на север. Здесь намывные работы и берегоукрепление было завершено еще в декабре прошлого года – именно тогда «Группа ЛСР» заявила об опережении сроков работ.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Линченко на мероприятии дал оценку нынешнему состоянию и перспективам намыва: «Сегодня северная часть намыва – притягательная площадка для нового этапа развития». Он подчеркнул, что при проектировании будущей застройки участвовали «лучшие архитекторы города, в том числе два народных архитектора России».
Таким образом, власти явно дают понять – северный намыв воспринимается не как очередной жилой массив, а как прибрежный район, который станет частью морского лица Петербурга.
Заочное включение северного намыва в единую транспортную сеть
«Мы видим, как уже сейчас произведены работы по намыву на северной части. Там заранее уже подготовлена документация, позволяющая запроектировать улично-дорожную сеть и приступить к её реализации» – именно так сказал Председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Евгений Варов на круглом столе. Слова чиновника сразу нашли свое подтверждение – на сегодняшний день уже были официально утверждены проекты прокладки новых магистралей на северном намыве.
Речь идёт о двух ключевых участках: Новосмоленской набережной от улицы Лисянского до магистрали №5 (более 1 км), и самой магистрали №5 от Новосмоленской набережной до проспекта Крузенштерна (почти 3 км). Обе магистрали предусматривают двухполосные велосипедные дорожки, что говорит о намерении продолжить развитие намывных территорий по современным стандартам урбанистики.
Это наглядный знак, что освоение западной части Васильевского острова не временное явление, а долгосрочная стратегическая ставка на городскую логистику, доступ к воде и комфортную среду.
Уроки прошлого: Северный намыв учтёт ошибки Южного
Как подчеркнули на круглом столе, застройщикам и властям важно, чтобы на северном намыве «социальная и транспортная инфраструктура не отставали от жилья» — именно так формулировалась задача с учётом опыта освоения южного намыва.
Показательно, что уже сейчас при планировании северного намыва заявлен комплексный подход: жильё, дороги, детские сады, школы, поликлиники, озеленение, прогулочные зоны – всё будет возводиться синхронно. Это даёт шанс избежать типичных проблем «спального района» и сразу создать район, комфортный для жизни, отдыха и работы.
Идея морского променада
Показательно, что в мае этого года власти уже вспоминали тему развития северного намыва. Так, если идея морской набережной обсуждалась очень давно, то только в мае этого года спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский приоткрыл завесу тайны. Согласно проекту, на намыве появится новый парк, пляжная зона, велодорожки, зоны отдыха и самое уникальное – морская пешеходная набережная. По словам Бельского, она будет «немножко порхать над водой».
«Набережная будет с подсветкой и плавно переходить в мост мимо «Газпром Арены» и «Лахта Центра», все это соединится общей подсветкой. В общем, красивый морской фасад нашего города. То, чего нам не хватало», – отмечал тогда спикер парламента.
Становится понятно, что сегодня городские власти не просто стали обращаться к теме развития северного намыва, они фактически переходят от обсуждений к чёткой реализации проектов, задавая высокий темп преобразований.
Масштабные планы на будущее
Предварительные планы на северном намыве действительно впечатляют: порядка 700 000 м² жилья, дополнительно 260 000 м² общественно-деловых пространств, несколько школ, детских садов, медицинских учреждений – всё в едином комплексном пространстве. Около 43 гектаров территории выделено под зелёные зоны: парки, дворы, набережные, прогулочные маршруты.
Через несколько лет северный намыв может превратиться в один из самых продуманных и комфортных районов Петербурга с полноценной социальной и транспортной инфраструктурой, удобным доступом к воде и мощным потенциалом как для жизни, так и для бизнеса.
Северный намыв — уникальный для Петербурга проект, в котором масштабная застройка изначально задумана с оглядкой на опыт прошлого и высокие современные стандарты. Это возможность создать целостный городской фасад и сбалансированную среду в уникальной локации. Эксперты заявляют, что проект обещает стать новой точкой притяжения, где гармонично соединятся водная гладь, озеленённые пространства, современная инфраструктура и высокие стандарты жилой и общественной застройки.