В ходе «Прямой линии» 9 декабря губернатор Петербурга Александр Беглов дал развернутые ответы на вопросы горожан о прорыве на Выборгском канализационном коллекторе, экологических последствиях для Охты и Муринского ручья, а также о масштабной модернизации инженерных сетей Петербурга. Он подчеркнул: город справился с аварией на улице Харченко в считаные недели – тогда как подобные ЧП в 1970–1980-х занимали десятки месяцев.
Напомним, 20 октября на перекрестке улицы Харченко и 1-го Муринского проспекта произошел прорыв коллектора. Пока специалисты устанавливали обводную линию, в течение двух недель происходили вынужденные экстренные сбросы в Муринский ручей, который впадает в Охту. Именно эта ситуация вызвала обеспокоенность петербурженки, позвонившей в эфир: она вспомнила крупную коммунальную аварию 1970-х годов в Ленинграде и спросила, какие меры власти принимают сегодня.
Губернатор Беглов назвал аварию на Харченко нештатной, но подчеркнул, что подобные инциденты в Петербурге повторяются раз в 20–30 лет. По его словам, до 1980-х в городе строили тоннельные коллекторы на глубине 8–30 метров, в зоне водонасыщенных грунтов, плывунов и подземных потоков. В таких условиях даже небольшая утечка может привести к разрушению значительных участков.
Губернатор привел примеры прошлых аварий. В 1985 году в Красногвардейском районе обрушились 90 метров коллектора, а из-за аналогичного ЧП в 1975-м в Адмиралтейском районе пришлось расселять сразу три дома, один из которых затем признали аварийным и разобрали. Тогда восстановительные работы занимали от 10 до 15 месяцев и включали строительство больших обходных тоннелей. На этом фоне скорость восстановления на Харченко стала беспрецедентной.
«Сейчас «Водоканалу» потребовалось порядка двух недель, чтобы прекратить вынужденные сбросы. Подчеркну: не 10 месяцев. Не 15 месяцев, а 2 недели», – сказал Беглов.
Он связал это с современными технологиями, новым оборудованием и качественно выросшей технической оснащенностью коммунальных служб. По его словам, город получил важный опыт работы в сложных гидрогеологических условиях и действовал максимально быстро – в том числе оперативно расселив дом и защитив конструкцию здания техническими методами.
Далее, не отходя от темы с аварией на Харченко, речь зашла об экологии: прозвучало обращение другой гражданки, которая спросила, когда будут озвучены результаты восстановления реки Охты. Беглов сообщил, что для города это – один из приоритетов. «Водоканал» начал работу по очистке Муринского ручья и Охты уже 5 ноября: за два дня убрали загрязненный грунт с береговой линии, затем наполнили ручей чистой водой для промывки. Сейчас идет восстановление исходного состояния водных систем. После зимы и паводка специалисты проведут контрольные замеры, а затем приступят к полноценному благоустройству территорий Выборгского, Калининского и Красногвардейского районов.
«У «Водоканала» многолетний опыт восстановления биоразнообразия водных объектов и возрождения популяции ценных пород рыб в Неве», – отметил Беглов.
Весной 2026 года предприятию поручено провести восполнение биоресурсов с особой ответственностью.
Губернатор также сообщил, что параллельно город системно снижает риски аварий. Строительство дублеров стареющих коллекторов началось сразу после увеличения городского бюджета до 1 трлн рублей. Сейчас продолжается возведение второй нитки Главного канализационного коллектора и проектируется дублер Выборгского коллектора – это трехкилометровый объект от площади Мужества до Выборгской набережной, сдача которого запланирована на 2030 год. Проблемный участок на Харченко выделен в отдельный проект со сроком завершения в 2027-м, но после аварии работы перенесли на 2026 год.
«Проблема серьезная, но мы этим занимаемся», – заверил губернатор Беглов.
Отметим, что помимо этого в Петербурге проводят масштабную работу по обновлению теплосетей: в городе почти 10 тысяч километров труб, треть из которых служит более 25 лет. Задача — менять сети быстрее, чем они изнашиваются. За будущие 25 лет планируется обновить более 7 тысяч километров. С 2022 года ежегодно реконструируют не менее 280 километров, и этот темп планируют наращивать.
Большая часть работ – в зоне ответственности «Теплосети Санкт-Петербурга», которую город взял под контроль. Уже проектируется 82 объекта – около 740 км сетей, 18 участков находятся в ремонте. Крупные проекты идут в разных районах Петербурга. Сети оснащаются «умными» системами диагностики: роботы исследуют трубы изнутри в межсезонье, беспилотники выполняют тепловизионные обследования, акустические датчики помогают находить скрытые утечки. На сетях «Теплосети» сейчас работают 1486 датчиков – в пять раз больше, чем год назад. При необходимости город оперативно прокладывает временные сети, чтобы жители не оставались без отопления.
Уже затронутому выше экологическому вопросу в Петербурге также уделяют внимание – и не только в контексте аварий. Так, за три года город полностью перестроил систему ТКО: вернул государственный контроль, создал единый региональный оператор и начал формирование современной инфраструктуры. В рамках реформы, например, обновили комплекс на Волхонском шоссе. Также совместно с Ленобластью завершается строительство комплекса «Островский», и при поддержке федерации началось возведение комплекса «Новосёлки», который планируют ввести через два года. Два объекта обеспечат мощность 1,2 млн тонн отходов в год.
Петербуржцы, вероятно, ощутили изменения в вопросе раздельного сбора мусора: за десять месяцев собрано 9 тыс. тонн вторсырья – в 14 раз больше, чем в 2022-м и на 16% больше, чем в прошлом году. В городе установлено 8,5 тыс. контейнеров, всё собранное отправляется на переработку. Важно, что системных сбоев с вывозом мусора сейчас нет, а локальные проблемы связаны главным образом с трудностями подъезда техники к контейнерным площадкам.