Петербуржцы, оказавшиеся 15 ноября на станции метро «Площадь Восстания», удивлялись необычному убранству станции — в честь дня рождения метро здесь закрепили баннеры в советском стиле. На растяжках пассажиры читали: «Ленинграду — образцовый метрополитен», «Спасибо от ленинградцев за прекрасный подарок!», «Даешь первый поезд метро», «Ленинградский метрополитен вступил в строй». Многие горожане и гости Петербурга с удовольствием фотографировались на фоне баннеров. Но гораздо больше пассажиров заинтересовал прибывший в полдень на станцию «Площадь Восстания» ретропоезд 1950‑х годов. Четырехвагонный состав, аналогичный первым поездам ленинградской подземки, встретили аплодисментами. В это время в Петропавловской крепости грянул полуденный залп, посвященный дню рождения метрополитена. Чуть позже на станции прошло модное дефиле в ретронарядах.
«Торжества воссоздают атмосферу радости и оптимизма, которая сопровождала открытие метро в Ленинграде. Подземные экспрессы стали символом нового этапа в развитии Северной столицы, когда город перешел от послевоенного восстановления к созданию новой технологичной инфраструктуры и массовому жилищному строительству. Это созвучно нашему времени — мы реализуем мегапроекты, строим новые мосты и скоростные магистрали, устанавливаем самые высокие стандарты обеспечения социальными объектами. Открываем и новую страницу в истории петербургского метростроения», — отметил, поздравляя метрополитен с юбилеем, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
В далеком 1955 году в Ленинграде действительно царила атмосфера радости и оптимизма. Вот что писала газета «Ленинградское метро»: «Метрополитен, которого с нетерпением ждали ленинградцы, построен и на днях вступит в эксплуатацию. <…> Потребовались годы огромного, напряженного, самоотверженного труда, чтобы глубоко под землей проложить электрическую железную дорогу, создать красивые, облицованные мрамором и гранитом, залитые электрическим светом станции и вестибюли. По всей трассе метрополитена уложено около 200 тысяч тонн чугунных тюбингов, вынуто 1346 тысяч кубометров грунта, уложено 365 тысяч кубометров бетона и железобетона. В период монтажных работ проложены сотни километров разного кабеля. Эти данные характеризуют только часть колоссальной работы, которую пришлось выполнить метростроевцам, чтобы воздвигнуть грандиозное сооружение. В сложных геологических условиях, в борьбе с плавунами, водоносными слоями преодолевали трудности проходчики — люди в касках, прокладывая тоннели под Ленинградской землей. <…> Результаты огромного творческого труда налицо. Метрополитен — этот наиболее удобный вид городского транспорта — вступает в строй».
С того времени в Северной столице построили и открыли десятки станций городской подземки. Первая, красная линия выросла вдвое, сегодня по ней можно доехать от проспекта Ветеранов до ленинградского Девяткино. Число линий выросло до пяти. На сегодня метро — один из самых удобных и быстрых способов передвижения.
Работа по развитию петербургской подземки не останавливается. Город пережил непростые времена, когда строительство метро, можно сказать, буксовало. Но в итоге благодаря действиям городских властей вновь «встало на рельсы». Дальше — ускорение хода.
Кризис преодолен
Для того чтобы преодолеть кризис в сфере метростроительства, городу пришлось решать несколько важных задач. Прежде всего была создана государственная компания «Метрострой Северной столицы». В ходе реформы удалось сохранить костяк отрасли — специалистов, которые умеют и хотят прокладывать метролинии и возводить новые, удобные станции. Постепенно штат компании был увеличен — сейчас в ней работает более 5 тысяч человек. Строительство было перезапущено. Несмотря на сложности, возникшие на фоне наложения на нашу страну многочисленных санкций, в Петербурге был решен вопрос с получением необходимого оборудования для прокладки новых линий метрополитена.
«Президент поручил нам ускорить строительство метро. Мы направили на выполнение этого поручения все доступные городу силы и средства», — сообщил в эфире январской программы «Петербург. Новый взгляд» губернатор Александр Беглов.
На сегодня развитие метрополитена — ключевая часть региональной программы «Десять приоритетов развития Санкт-Петербурга». О последних достижениях метростроителей Александр Беглов рассказал 11 ноября, принимая участие в церемонии вручения государственных, ведомственных и отраслевых наград сотрудникам Петербургского метрополитена.
«Мы оставили позади все сложности. Благодаря поддержке президента России, труду тысяч метростроевцев наше метро встречает юбилей на подъеме. Мы восстановили старые проходческие щиты. Вместе с Обуховским заводом построили новые. Такого объема работ под землей давно не было. Открыли станцию метро “Горный институт” на Васильевском острове. Работа кипит на новом участке Красносельско-Калининской линии. В нашей программе мы взяли обязательство открыть 10 станций в ближайшие годы. Уверен, задачу выполним», — сообщил губернатор.
О том, что развитие метро — один из приоритетов для города, свидетельствует проект бюджета на 2026-й и последующие годы. На прокладку тоннелей и строительство станций заложено 217 млрд рублей. Из них 51 млрд планируют израсходовать уже в 2026 году. Среди планов на ближайшее будущее — до конца 2025 года завершить первый пусковой участок новой, шестой линии со станциями «Казаковская» и «Путиловская».
Кроме того, в конце октября была принята в первом чтении скорректированная Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года. Этот документ определяет новые ориентиры развития Северной столицы как мегаполиса XXI века с учетом как достигнутых результатов, так и современных вызовов.
«Представленный законопроект — это итог нашей большой совместной работы с депутатским корпусом. Благодаря конструктивным предложениям и активному обсуждению на всех этапах нам удалось подготовить сбалансированный и актуальный документ, который полностью соответствует национальным целям развития, заданным Президентом России, и 10 приоритетам губернатора Санкт-Петербурга», — подчеркнул представлявший парламентариям законопроект вице-губернатор Петербурга Валерий Москаленко.
Согласно документу, в рамках направления «Комфортная среда» поставлена цель повысить в пять раз комплексный показатель качества городской среды (он включает в себя обеспеченность жильем, сокращение непригодного жилищного фонда, улучшение состояния общественного транспорта и дорог, обеспеченность школами, детсадами, спортивными объектами и учреждениями досуга), ввести в строй 16 новых станций метро, снизить износ коммунальной инфраструктуры до 41% и так далее.
Что имеем — храним и бережем
Сегодня Петербург не только занимается строительством новых станций метро, но и реализует программу реконструкции действующих. Многим из них несколько десятков лет! Жители Северной столицы знают, что в городе уже обновили «Удельную», «Ладожскую» и «Чернышевскую». Они не только стали светлее и опрятнее, но и получили новое оборудование, способное справляться со все возрастающим пассажиропотоком. Сейчас через процедуру обновления проходят станции метро «Фрунзенская» и «Парк Победы».
Всего до 2030 года в Петербурге отремонтируют и реконструируют 14 станций. В ближайшие три года будут отремонтированы «Площадь Восстания 2», «Гражданский проспект», «Озерки», «Технологический институт 2» и «Обухово». Комплексная реконструкция будет завершена на станциях «Фрунзенская», «Парк Победы» и «Электросила». На эти цели из бюджета выделят 11,8 млрд рублей.
На станции «Фрунзенская» проект реконструкции реализуется в два этапа: до весны 2027 года здесь обновят вестибюль, технические помещения и наклонный ход, а к весне 2029‑го построят Единый диспетчерский центр метрополитена. Он станет ключевым элементом управления всей сетью петербургской подземки, придя на смену старому центру, построенному в 1961 году на станции «Технологический институт». Это подразделение метрополитена занимается организацией движения, контролем за работой эскалаторов, управлением электроснабжения и многим другим. Новый диспетчерский центр повысит безопасность, надежность и оперативность всей сети метро, а также выведет на новый уровень качество обслуживания миллионов пассажиров.
Комфортного пути
Обновляют в Петербурге не только станции, но и поезда. Самая масштабная за последние 30 лет модернизация подвижного состава стартовала в 2022 году. Тогда ГУП «Петербургский метрополитен» заключил контракт на приобретение 950 вагонов метро модели «Балтиец» на 242,6 млрд рублей, из них 96,9 млрд — средства инфраструктурного кредита, выделенные из Фонда национального благосостояния по поручению президента России Владимира Путина. Такое распоряжение он дал по итогам совещания, посвященного развитию Санкт-Петербургского транспортного узла.
«Балтиец» — один из самых современных метропоездов в мире. Один состав вмещает почти 1500 пассажиров. «Балтийцы» энергоэффективны, надежны, удобны в управлении и эксплуатации. В вагонах увеличено внутреннее пространство, смонтированы эргономичные кресла, а в головных вагонах оборудованы места для маломобильных пассажиров.
Важно, что современные вагоны на 90% выполнены из отечественных деталей и узлов. А их сборку производит петербургское предприятие — Октябрьский электровагоноремонтный завод (АО «ОЭВРЗ»). Как рассказала генеральный директор АО «ОЭВРЗ» Валентина Ядрицева, в 2023 году объем производства вырос почти втрое по сравнению с 2022 годом. Сегодня петербургская компания поставляет составы для метрополитенов Северной столицы, Москвы и Новосибирска. В следующем году ОЭВРЗ отметит свое 200‑летие.
«В создании поездов для метро участвует немало предприятий Петербурга. Они поставляют двери, пластик, электрооборудование и многое другое. Это принципиальная позиция города — создавать загрузку для наших производств. Сегодня мы достигли таких возможностей, и весомая доля заказов города размещается на петербургских заводах и фабриках. Для них это создает возможности по развитию производств, совершенствованию и открытию хорошо оплачиваемых рабочих мест. Для города — возможность получения налогов в казну», — сообщил в марте 2024 года во время посещения ОЭВРЗ Александр Беглов.
За три года Северная столица получила порядка 300 новых вагонов «Балтиец». Накануне 70‑летия Петербургского метрополитена на первую линию вышел 37‑й по счету состав. Теперь на красной ветке работают только новые, комфортные поезда. Скоро поезда «Балтиец» появятся на второй и пятой линиях, а до конца года Петербург получит пять современных составов для новой — шестой линии.
«До 2030 года планируем на 50% обновить весь подвижной состав метрополитена», — сообщил губернатор.
Подземные рекорды
Цель города на ближайшие годы — набрать высокий темп прокладки участков новой линии и продления действующих, а также строительства станций.
В середине октября 2025 года губернатор Санкт-Петербурга дал команду на запуск двух проходческих щитов на строящейся Красносельско-Калининской линии. От южного берега Обводного канала, где находится стартовая площадка, они пойдут сразу в двух направлениях: к центру Петербурга (в сторону перспективного терминала ВСМ на Лиговском проспекте) и на юго-запад (к станции «Путиловская»).
В тот же день один из щитов, получивший имя «Вера», начал проходку в рабочем режиме. Оснащенному автоматической системой управления и гидравлическим приводом комплексу предстоит пройти почти 4 километра на глубине более 60 метров. При этом общая длина тоннелей между будущими станциями «Путиловская» и «Каретная» составит порядка 7 километров. Надо отметить, что «Вера» — первый российский щит. На сегодня Обуховский завод изготовил для Петербурга два таких щита.
«Наращивая темпы строительства метро по поручению президента России, Петербург делает ставку на отечественного производителя. Подобная техника не выпускалась на территории Российской Федерации даже во времена СССР», — подчеркнул Александр Беглов.
Помимо этого, специально для компании «Метрострой Северной столицы» восстановили старые проходческие щиты. В итоге сейчас тоннели под Петербургом прокладывают с помощью шести комплексов! Это рекорд в новейшей истории города. При этом пять щитов задействовано на проходе тоннелей Красносельско-Калининской линии. А двухпутный тоннелепроходческий комплекс «Надежда» ведет проходку нового пускового участка Невско-Василеостровской линии метро. Он продолжает проложенную им же в 2017 году зеленую ветку петербургской подземки от станции «Приморская» до «Беговой» дальше на север — в новые кварталы Приморского района. Здесь появятся станции «Богатырская» и «Каменка». Щиту «Надежда» предстоит пройти около 5 километров. Этот комплекс позволяет вести строительство быстрее, чем однопутные щиты, так как поезда после проходки «Надежды» движутся одновременно по одному тоннелю. Распознать тоннели, проложенные «Надеждой», просто: на станциях с подобным конструктивным решением пассажирские платформы располагаются не по центру между путями, а по бокам.
Глобальные планы
Сейчас в Петербурге продолжаются работы по развитию Красносельско-Калининской, Лахтинско-Правобережной, Кировско-Выборгской, Невско-Василеостровской и Фрунзенско-Приморской линий метрополитена.
Планы глобальны. До 2030 года в Петербурге среди прочего планируют продлить Кировско-Выборгскую линию. Она пройдет через аэропорт Пулково, конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», историческую часть Царского Села и выйдет к городу-спутнику Южный, обеспечив транспортную доступность строящейся технологической долины и новых жилых кварталов Пушкинского района.
Также в планах до 2030 года открыть в городе 10 станций метрополитена. На сегодня график ввода следующий:
► 2024 год — «Горный институт»;
► 2025 год — «Казаковская» («Юго-Западная») и «Путиловская»;
► 2029 год — «Богатырская», «Каменка» и выход станции «Театральная»;
► 2030 год — «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная».
Расскажем о развитии линий подробнее.
Невско-Василеостровская линия. Вестибюли станции «Богатырская» появятся на пересечении Туристской улицы и Богатырского проспекта, а станции «Каменка» — на углу Комендантского и Шуваловского проспектов. В перспективе «Каменка» станет пересадочной на станцию «Шуваловский проспект» и соединит зеленую и фиолетовую ветки петербургского метро.
В июле 2025 года щит «Надежда» миновал строящуюся станцию «Богатырская» и прошел под ЗСД. Комплекс уже приближается к будущей станции «Каменка». На площадке, где разместятся вестибюли, уже давно идут активные работы.
Красносельско-Калининская линия. В планах на 2025 год — ввод в строй первого участка новой линии, который включает в себя станции «Юго-Западная», «Путиловская» и пересадочный узел на Кировско-Выборгскую линию. Как мы уже писали выше, оба тоннеля между станциями «Путиловская» и «Каретная» прокладываются с двух сторон: щиты идут навстречу друг другу. Это позволяет ускорить строительство данной линии.
Второй пусковой участок этой ветки метро включает в себя станции «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная». Они будут открыты в 2030 году.
Сейчас метростроители готовят к вводу станции «Путиловская» и «Юго-Западная», завершить строительство которых планируют до конца 2025 года. На «Путиловской» уже завершается облицовка фасада одноэтажного вестибюля и его внутреннее обустройство. В наклонном ходе установлены четыре эскалатора. Специалисты размещают необходимые для бесперебойной работы подземки инженерные сети и системы. Завершается работа по отделке природным камнем кассового зала, платформы и боковых тоннелей.
На «Юго-Западной» метростроители уже закончили облицовывать камнем полы и стены, разместили архитектурное освещение и 23 турникета, установили элементы навигации, смонтировали стеклянное панно в кассовом зале. Практически завершены фасадные работы и благоустройство территории. Сейчас ведутся пусконаладочные работы на четырех эскалаторах.
«Строительство метро — один из ключевых приоритетов развития Санкт-Петербурга до 2030 года», — подчеркнул в октябре этого года губернатор Петербурга Александр Беглов.
Связь с ВСМ. Запуск первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва запланирован на 2028 год. В конце июля 2025 года в Северной столице подвели итоги открытого архитектурного конкурса на эскизный проект административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект 2». Объект станет частью строящейся Красносельско-Калининской линии Петербургского метрополитена и точкой входа в зону будущего вокзального комплекса ВСМ.
«До начала движения поездов метро по третьему пусковому участку шестой линии, включающему станцию “Лиговский проспект 2”, ее вестибюль будет работать как пересадочный узел на станцию “Лиговский проспект” действующей Лахтинско-Правобережной (линия 4) метро Северной столицы», — сообщили в Смольном.
Сейчас петербургские метростроители наращивают темпы и работают без перерывов. Они обеспечены техникой и необходимыми ресурсами. Специалисты убеждены: цель города — открыть 10 станций до 2030 года — будет достигнута.
Мнение
«Вызов городом принят»
Михаил Блинкин, эксперт в области организации транспортной среды и урбанистики, кандидат технических наук, научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:
— Развитие метро — это один из немногих вопросов, по которому мнения начальников, экспертного сообщества, бизнеса, простых жителей сходятся: «А как мы без метро-то?» Есть классическая позиция: метро, если есть деньги, можно сделать в любом городе, но мегаполис, где население более 3 миллионов, без метро просто умрет. Эту закономерность выявили мои мурманские коллеги еще в 1863 году. Прошло 160 лет — ничего не изменилось. Метро принесет радость в любой город, независимо от его размеров, а в городах серьезной крупности без него будет совсем плохо.
То же московское метро за последние 12 лет получило совершенно невероятные темпы роста, и, если бы этого не было, Москва просто развалилась бы на транспортно изолированные кусочки: из одного района в другой пришлось бы ездить с ночевкой. Это не метафора, а прямой математический расчет.
У Санкт-Петербурга такой угрозы не было. Но если брать состояние петербургского метро еще лет 15 назад, когда ничего не развивалось… Это было печальное зрелище. Мощное развитие ближней и не очень периферии поставило вопрос в том же духе: как туда добираться людям? Народ просто не доедет.
То, что сейчас происходит в петербургском метростроении, — это отклик на экзистенциальный вызов. Человек покупает жилье, как правило, в ипотеку, а чтобы заработать на взносы, ему надо ездить на работу. Это может быть далеко, но не должно быть долго. Вызов городом принят. Сейчас темпы не нулевые, а вполне ощутимые для жителей Петербурга — это замечательно. Итог: то, что происходит, — очень отрадно. Потому что это экзистенциальный вызов — городу жить или не жить. И он принят!