Кладбище — это особое место для каждого человека. Здесь переплетаются печаль и скорбь, молитва и память. Старейший погост, насчитывающий не одно столетие, сегодня местами пребывает совсем в унылом виде. 3 ноября Смоленскому кладбищу исполнилось 287 лет, и по его старинным аллеям прогулялась и журналист «МК в Питере» Наталья Ефимова.
Смоленское кладбище уже давно стало исторической частью Санкт-Петербурга — его памятью. По одной из версий, в середине XVIII века было основано поселение, получившее своё название в честь смолян, которые участвовали в строительстве Санкт-Петербурга. Эти люди, внося свой вклад в возведение города, нашли своё последнее пристанище в его земле. В 1794 году, благодаря их усилиям, была построена и церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, а в начале XX века здесь построили часовню Ксении Петербургской.
Сегодня здесь похоронено множество людей, которые и сами творили историю. Известные конструкторы, инженеры, академики, актеры, актрисы, киноделы, художники и многие другие небезызвестные петербуржцы. Художники Крамской, Н. Ге, Евгений Лысак, писательница Лидия Чарская, няня Пушкина — Арина Родионовна, здесь был похоронен поэт Александр Блок. И это лишь малая часть упоминаний.
Однако за очевидным благолепием кладбища скрываются и по-настоящему скорбные виды. Смоленское кладбище уже три столетия — полноценная часть истории города. На его территории располагаются могилы и многих выдающихся ученых и государственных деятелей, живших в 18-м и 19-м веках. Но та часть кладбища, где больше всего могил 18-го и 19-го веков, — самая неухоженная. Здесь есть мусор, некоторые кресты надломлены. Кроме разваленных надгробий здесь также можно встретить бревна и загнивающие деревья.
Так выглядит надгробие ректора Императорской академии художеств Федора Иордана. Захоронение XIX века, обломана часть креста, и общий вид оставляет желать лучшего, часть с именем расколота.
Пестрые осенние листья только добавляют тоскливости заброшенному надгробию географа и путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. Как отметила Наталья, его могила выглядит так плохо явно не от суровой погоды и скоротечного времени.
Местами попадаются могилы с проломленной оградой и даже с проломленным основанием, куда падают листья или даже сбрасывают мусор.
По словам журналиста Натальи Ефимовой, неблагоустроенный вид Смоленского отмечают и многие посетители, которые приходят сюда без экскурсионной группы. Две женщины обсуждали различия между Смоленским кладбищем и тем, что расположено на территории Александро-Невской лавры, и предположили, что за брошенными могилами, чьи родственники умерли, должен присматривать город.
Важно отметить, что Смоленский некрополь был закрыт в течение шестидесяти лет. В прошлом веке сюда часто наведывались вандалы. Только в начале 1990-х годов начались работы по благоустройству кладбища, но большинство родственников умерших уже было слишком сложно найти.
Кто-то не слишком бережно, но стер с надгробного камня XIX борозды, и теперь можно распознать, кто здесь похоронен. Актриса императорского театра Александра Григорьевна Недремская скончалась в возрасте 28 лет, по официальной версии, от разрыва сердца. А.А. Плещеев в своей книге «Наш балет», вышедшей в 1897 году, так отзывался о таланте молодой женщины: «Отличительными качествами исполнения хорошенькой г-жи Недремской были грациозность и лёгкость; танцуя с огоньком, с задором, она умела выдвигать совершенно пустенькие pas, которые благодаря ей делались заметными».
Некоторые надгробия известных петербургских деятелей также требуют внимания. Так, на могиле Эдуарда Хиля, где таинственно исчез огромный монумент, теперь стоят два крепких деревянных креста. В 2024 году рядом с популярным советским и российским певцом похоронили его супругу, возможно, памятник убрали по этой причине. Однако портрет в рамке под крестом есть только у нее, а фото Эдуарда Хиля отсутствует.
Могила писательницы Лидии Чарской, автора знаменитой повести «Записки институтки», хоть и полна искусственных цветов, а за оградой кто-то даже бережно собирает листья, но вот именная табличка в виде скомканного листа на цепи выглядит очень неопрятно.
Также потрясает, как в одной из частей кладбища вместо опознавательного знака решили сделать указатель прямо на одном из безымянных надгробий. Кто-то беспечно написал здесь белой краской: «Миклашевская», намекая на одну из именных дорожек.
Кроме того, в районе погоста у корреспондента «МК в Питере» не работал ни один навигатор. А одно из приложений бесконечно выбрасывало ее за пределы при любой попытке выяснить местоположение — хаотично показывало рандомные точки на карте и меняло их через каждые 10–15 секунд. По этой причине прогулка затянулась, и не все могилы удалось посетить.
А ведь сегодня на Смоленское часто приходят самые различные посетители: родственники усопших, историки, тафофилы — любители кладбищ, и практически ежедневно лекторы с экскурсиями, так что еще и поэтому поддерживать здесь порядок важно.