Эксперт рассказала, что постепенное предоставление самостоятельности начинается с создания структуры и поддержки. Важно ценить усилия ребенка, а не только результат, предлагать ему выбор и позволять совершать ошибки, чтобы он учился на них. Терпение родителей и создание безопасной среды в доме помогают ребенку развивать уверенность и смелость.
«МК в Питере» уточнил, какие задачи подходят детям разных возрастов. Для двухлетних малышей это уборка игрушек, вытирание пролитой жидкости, выбрасывание мусора. Пятилетние дети уже могут накрывать на стол, поливать цветы, складывать одежду, помогать в простых приготовлениях. Десятилетние дети способны выполнять почти все домашние обязанности, включая мытье посуды, пылесос, покупки и приготовление простых блюд, при этом им следует предоставлять свободу выбора.
Психолог предупредила, что есть задачи, которые детям давать нельзя. К ним относятся опасные работы с ножами, электроприборами и химией, обязанности, требующие высокой ответственности, например присмотр за младшими детьми или пожилыми людьми, а также действия, нарушающие чужое личное пространство.
Болзан подчеркнула, что самостоятельность — это внутреннее состояние, которое формируется постепенно. Родители должны создавать атмосферу доверия и поддержки, позволять ребенку делать выбор и совершать ошибки, чтобы помочь ему вырасти уверенным, счастливым и готовым справляться с любыми жизненными вызовами.