Руководитель благотворительного фонда «Сильнее себя», член Общественной палаты Петербурга Татьяна Кириевская про себя говорит так: «Мне 70 лет, я девочка взрослая». Ее судьбу не назовешь легкой. Пережить все испытания помог внутренний стержень и желание помогать другим.
Татьяна — военный врач по образованию. Ей наверняка близки песни коллеги Александра Розенбаума: он выступал в Афганистане перед нашими бойцами, а петербурженка спасала там воинов.
— В 1993 году, в годовщину окончания войны в Афганистане, появилась острая необходимость оказания помощи бойцам, получившим увечья и проживающим в глубинке. Об этом я впервые услышала 15 февраля — в день вывода войск из Демократической Республики Афганистан (ДРА). В тот день я встретилась с коллегами из других регионов на Серафимовском кладбище, — рассказывает Татьяна.
По словам женщины, тогда многие ее коллеги, ведущие специалисты в области военной медицины, после окончания службы перешли работать в гражданские клиники. Одним из них был Виктор Хомутов.
— Виктор Павлович дважды был в ДРА, стал ведущим травматологом 40‑й общевойсковой армии. Потом он создал Центр стабильно-функционального остеосинтеза на базе горбольницы № 3. Он позвал меня к себе, и с того времени началась моя работа по оказанию помощи тем, кого вынесли с поля боя, — говорит Татьяна.
Она убеждена: именно Виктор Хомутов является автором знаменитой фразы «Своих не бросаем!». Он никогда не оставлял солдат в беде. Согласно медицинским журналам, он провел 686 сложнейших, а порой просто уникальных операций по устранению последствий пулевых и минно-взрывных ранений.
— Потом начались конфликты на территории бывших советских республик. Практически во всех мы работали, привозили самых тяжелых для лечения в Петербург, — рассказывает Татьяна.
Когда в 2014 году началась Русская весна и жители Новороссии взяли в руки оружие, чтобы отстоять свое право на жизнь, Татьяна не смогла остаться в стороне. Патриотизм и чувство долга перед Родиной побудили ее действовать. Она лично занималась транспортировкой раненых ополченцев с линии боевого соприкосновения в госпитали. Уверяет: там, на ленточке, нет места для показной храбрости. Люди, которые ежедневно сталкиваются с опасностью и рискуют своей жизнью, не будут говорить, что не испытывают страха.
— Не боятся только дураки. Ситуаций, когда военнослужащие и медики смотрели смерти в глаза, было много. И это рядовое событие для района боевых действий. Но сейчас страшнее: появились дроны, и риски выросли в разы. Раньше, когда не применялись БПЛА, было легче. А сейчас мы видим, как горят машины волонтеров, погибают добровольцы. Враг бьет дронами по машинам с гуманитарной помощью во время их разгрузки, — рассказывает Татьяна.
Наша собеседница признается: ей, как и большинству ветеранов-афганцев, легче говорить о проектах благотворительного фонда, чем о том, что происходит на передовой. Такое же отторжение восхваления подвигов испытывает и ее муж, у которого, по словам Татьяны, более 1650 боевых вылетов. Будучи убежденной, что работа на фронте — это обязанность военного медика, а не героический поступок, наша собеседница начинает рассказывать о фонде.
В 2019 году Татьяна с друзьями, членами Центра реабилитации инвалидов Афганской войны, решила создать отдельную организацию. Во время оформления юридических формальностей предложила название — «Сильнее себя».
— Мы оказываем поддержку, но вернуться к нормальной жизни человек сможет, только преодолев себя, став сильнее своих страхов. Тем, кто ноет и не встает, никакая медицина не поможет, — говорит наша собеседница.

Сейчас фонд оказывает поддержку ветеранам специальной военной операции и членам их семей, а также организует транспортировку раненых бойцов из зоны проведения боевых действий в Петербург для прохождения воинами реабилитации. Сотрудники фонда помогают создавать в военных госпиталях и городских клиниках сестринские посты, а волонтеры трудятся в полевых лазаретах на линии боевого соприкосновения. Помимо этого, организация занимается сбором и доставкой гуманитарной помощи и поддержкой врачей-добровольцев.
Татьяна уверяет: у петербургских медиков особенный подход к пациентам. Поэтому именно в Северную столицу привозят на лечение бойцов, ушедших на фронт из разных регионов страны.
— Нашим врачам нужно говорить «спасибо»: они делают удивительные вещи. Отношение ленинградцев-петербуржцев к бойцам особое. Да, в других регионах ребят тоже лечат, но у нас поддерживают и морально. Вы не представляете, сколько волонтеров навещают воинов в петербургских госпиталях! Нашему главному волонтеру 86 лет, она ребенок блокадного Ленинграда. У нее погиб сын. Она не замкнулась в себе, а стремится помочь окружающим. Каждый месяц она приносит в фонд 5 тысяч рублей, а мы к ее приходу готовим две большие корзины с продуктами. Думаете, она их домой уносит? Нет, ходит по госпиталям и угощает мальчиков. Вот о таких людях надо писать, — рассказывает Татьяна.
Она уверена: именно память о том, что пережил город в годы Великой Отечественной войны, сделала жителей Северной столицы неравнодушными. Для истинных ленинградцев-петербуржцев чужого горя не бывает: они сочувствуют и стремятся помочь.
Наша собеседница увлеченно рассказывает о волонтерах, с которыми ей посчастливилось работать.
— У нас есть военный психолог. Светлана во время чеченской кампании стала инвалидом. Сейчас она помогает в реабилитации ветеранам СВО. Гражданские психологи никогда не смогут поговорить с бойцами так, как военные. Человек, который не прочувствовал, что такое боевые действия, не прошел через них, не поймет ребят, вернувшихся из зоны проведения специальной военной операции. Да, есть сочувствие, желание помочь, но нет видения полной картины, — говорит Татьяна.
Восхищена она и работой медсестер-волонтеров, которые за день помогают нескольким десяткам раненых, готовя их к операции.
Фонд «Сильнее себя» Татьяна сравнивает с деревом.
— Каждая наша группа — это отдельный листочек. Но все вместе мы составляем мощную крону. Занимаясь разными направлениями, мы в итоге делаем главное — оказываем помощь раненым и поддерживаем ветеранов СВО, — говорит наша собеседница.

Скоро работы у сотрудников фонда прибавится. Недавно организации выделили собственное помещение в Петербурге, и сейчас Татьяна, примерив на себя роль прораба, отвечает за ремонт объекта.
— Знаете, подрядчики очень многое делают бесплатно, благодаря чему имеющиеся в фонде деньги мы, как и раньше, направляем на организацию лечения бойцов, — говорит наша собеседница.
Когда ремонт будет завершен, в здании начнут принимать раненых защитников Отечества.
Удивительно, но при такой высокой загруженности Татьяна умудряется находить силы и время на работу по другим направлениям. Она состоит в совете регионального проекта «Время героев Санкт-Петербурга», нацеленного на подготовку высококвалифицированных и компетентных руководителей из числа проживающих в городе участников СВО, а еще занимается поиском неизвестных захоронений солдат Красной армии и, будучи членом совета при губернаторе Петербурга, отвечает за патриотическое воспитание молодежи.
Часть 2. В окопах атеистов нет: полковые батюшки из Петербурга спасают души бойцов от «озверения»
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга