Петербуржец Андрей Гончаров — потомственный военный. Его бабушка Александра Михайловна была связисткой, а дедушка Иван Максимович служил в разведотделе. Они познакомились на фронте, прошли всю Великую Отечественную войну, штурмовали Берлин. Родители нашего героя были пограничниками.
Сам Андрей получил высшее юридическое и историко-философское образование, служил в пограничных войсках КГБ СССР, а после — в советских и российских спецподразделениях. После увольнения со службы в 2000 году организовал с друзьями юридическое бюро. В 2014‑м, когда вспыхнул Донбасс, помогал защитникам Новороссии гуманитарными грузами.
— В сентябре 2022 года, когда была объявлена частичная мобилизация, я с товарищем находился в командировке в Баку и видел, как приземляются самолеты, набитые ребятами, бежавшими от войны. Мы вернулись, и я сразу пошел в военкомат. Добровольцем ушел на фронт. У меня даже не было никаких сомнений, — рассказывает 56‑летний Андрей Гончаров.
С семьей своими планами он поделился не сразу. Уже подписав контракт, поставил близких перед фактом: он отправляется защищать страну.
— Супруга и дочь меня полностью поддержали. А внук сказал: «Правильно, дедушка, поступаешь», — вспоминает наш собеседник.
По словам Андрея, его так воспитали, привив понимание, что главное в жизни — любовь к семье и Родине. Он рос на рассказах о подвигах предков.
— Если у тебя руки и ноги целы, голова работает, ты должен помогать. А еще есть понятие о совести: когда в стране происходят такие события, нельзя оставаться дома на теплом диване, — говорит ветеран СВО.
На передовой, в самой гуще боевых действий, Андрей пробыл семь месяцев. Вернувшись в Северную столицу, прошел двухмесячный курс реабилитации. Мужчина признается: первое время адаптация шла с трудом. Сказывался контраст между передовой, где нужно каждую секунду быть настороже, и мирным Петербургом, где нет нужды куда-то спешить и чего-то бояться. Ветеран СВО часто осматривал тротуар в поисках спрятанных мин и вглядывался в небо, чтобы убедиться, что над ним нет вражеского дрона. Вернуть душевный покой помогли родные.
— Когда ты практически всю жизнь спишь с автоматом под подушкой, носишь погоны, то к военной службе привыкаешь. Благодаря своей семье, вернувшись из зоны СВО, я моментально восстановился, — рассказывает Андрей.

Путевку на реабилитацию он получил через петербургский филиал фонда «Защитники Отечества». Сотрудники организации тогда активно набирали социальных координаторов. Они предложили ветерану присоединиться к их команде, после того как он восстановится. Он согласился.
— Я сразу четко решил: для меня война не заканчивается, когда я возвращаюсь к мирной жизни, — нужно помогать нашим ребятам, — говорит Андрей.
В качестве социального координатора он помогает участникам СВО получить статус ветерана боевых действий и полагающиеся выплаты. Вместе с единомышленниками собирает гуманитарные грузы для товарищей на передовой. В сегодняшней работе ему помогает не только квалификация юриста, но и понимание потребностей бойцов. Ведет он и просветительскую деятельность: регулярно проводит в школах Петербурга «Уроки мужества». Однажды выступал перед учащимися совместно с министром просвещения России Сергеем Кравцовым и вице-губернатором Петербурга Ириной Потехиной. К каждому выступлению тщательно готовится. Всегда заранее выясняет у педагогов, дети какого возраста придут на урок. Свой рассказ начинает с истории, а потом плавно переводит монолог в беседу.
— Главное — завоевать доверие ребят. Когда у меня последние уроки были, школьники меня обнимали, говорили: «Большое спасибо, очень все интересно, приходите еще». Это самая лучшая оценка моей деятельности, — говорит ветеран СВО.
На фронте Андрей Гончаров делал много фотоснимков, протоколируя путь наших бойцов к победе. Вернувшись в Петербург, мужчина решил, что снимки нужно сделать доступными широкой публике. На выплаченные по контракту деньги он выпустил книгу-фотоальбом с названием «Посвящается павшим и живым».
— Проехал по ребятам, с которыми бок о бок воевал, подарил на память, — рассказывает Андрей.
Он убежден, что каждый военнослужащий адаптируется к мирной жизни по-своему. Одному будет достаточно поехать в санаторий, а другому — пройти медикаментозную и психологическую реабилитацию. И если бюрократические вопросы, касающиеся, скажем, выплат, можно решить за два-три месяца, то убедить вернувшихся с передовой бойцов посетить психолога, по словам Андрея, намного сложнее. Его самого на прохождение реабилитации и новые свершения мотивировала семья.
— На фронте все время думал о них: жене, дочке, внуке. Очень хотел вернуться и внука отвести в первый класс. Я этим жил, и мне это удалось. Приехал в Петербург, а через три месяца повел внука за руку в школу. Я был счастлив, — говорит Андрей.
Наш собеседник скромно умалчивает о том, что именно он по просьбе проживающих в Северной столице ветеранов специальной военной операции озвучил губернатору Петербурга идею по созданию в городе народного Музея СВО. Александр Беглов эту инициативу ветерана поддержал. Место для нового культурного объекта уже ищут.
Читайте также:
«Для человека нет границ»: бойцы СВО меняют правила и покоряют вершины
«Меня Родина готовила ее защищать»: вдохновляющая история бойца СВО