Пошла, родимая!
На берегу Ладожского озера в то утро яблоку негде было упасть. Лодки выстроились вдоль берега в длиннющей очереди. Повсюду развеваются флаги команд-участников. Сами спортсмены принарядились. Тут можно встретить экипажи голландских гондольеров, пиратов, казаков. Плавсредства к марафону гребцы подготовили самые разные: байдарки (жесткие, каркасные, надувные), сапы «двойки» и «четверки», драконы, пакрафты, рафты, даже самодельные суда.
Многие спортсмены на площадку приехали еще с ночи. Перед стартом они разбирали палатки и завтракали. Надо сказать, что к еде у гребцов особенно трепетное отношение. В каждой лодке, на каждом сапе — стратегический запас провианта. Это притом, что на маршруте предусмотрены аж две точки питания — с гречневой кашей и горячим чаем.
Предстартовая атмосфера очаровательная. Все участники — и владельцы бюджетных сапов, и спортсмены на каяках, которые стОят как хороший автомобиль, — находятся в приподнятом настроении.
В своем напутствии организаторы сообщают: марафон 2025 года собрал 3500 «гребунов». Это ровно на 500 больше, чем в прошлом году. Стабильный рост числа участников позволяет назвать Петровский гребной марафон самым масштабным, не знающим аналогов, гребным событием в России. Но пора по плавсредствам, и вперед — по Неве к финишу. Спортсмены занимают свои места и покрепче берутся за весла.

Выстрел. Пошли! Разноцветные точки на серой глади воды напоминают рассыпавшиеся разноцветные драже «морские камушки».
Чтобы в месте старта не было столпотворения, арку, через которую должны проплыть спортсмены, отодвинули на три километра. Это позволило избежать «речных пробок» и столкновений.
Воздух пропитан адреналином и спортивным духом. Все веселые, здороваются друг с другом и машут нам, тем, кто охраняет их безопасность в лодках сопровождения.
— Пошла, родимая! — радостно кричит какой-то байдарочник и, обогнав нас, превращается в точку на горизонте.
Фарватер — не для саперов
Евгений, капитан небольшой яхты, на которую меня определили, рассказывает, что в мероприятии участвуют 100 лодок сопровождения. Задача экипажей — обеспечивать безопасность спортсменов на воде.
— Ходят теплоходы, баржи, метеоры… Они не смогут остановиться, если какой-нибудь сапер выйдет им навстречу, поэтому мы следим за тем, чтобы участники держались правого берега и не выходили на судовой ход.
Наблюдаю за проплывающими мимо спортсменами.
— Первый пошел, — констатирует Евгений и держит курс на свалившегося с сапа участника.
— Все в порядке! — спортсмен поднимет большой палец вверх, вскарабкивается на сап и продолжает движение.
Интересуюсь, часто ли случаются ЧП на воде.
— Я третий год помогаю на Петровском гребном и разное уже видел, — рассказывает Евгений. — С сапов, конечно, чаще всего ныряют, но, бывало, и байдарки переворачивались. Самое опасное, когда люди упорствуют в своих заблуждениях и без подготовки рассчитывают проплыть 68 километров на сапе, не имея подобного опыта. К таким подплываем и убеждаем сойти с дистанции, от греха подальше.
Поднялся ветер. Мимо нас проплывает байдарочник, активно работая веслами, через несколько секунд он останавливается и достает телефон из чехла: «Давай ты по всякой фигне звонить не будешь, ладно, любимая?»
За время короткого диалога его байдарку сносит метров на двадцать к берегу. Думаю: видела бы любимая, какой он герой, как отчаянно хочет преодолеть себя и мятежную Неву…
Погода подкинула проблем
Довольно быстро небо заволокло серыми тучами, и начался ливень. Погода как будто испытывала участников на прочность. Как только дождь закончился, километров через пять на Неве поднялся сильный ветер, побежали волны-барашки — как на картинах Айвазовского. Гребцы стали тратить очень много сил на то, чтобы двигаться по определенной траектории и держаться на плаву. Каждые 10 метров давались им с трудом, а впереди были еще десятки километров.
Где-то к середине пути, когда к стартовавшим от Орешка начали добавляться участники, вышедшие с Тосны, стало видно тех, кто выбрал для себя максимальную дистанцию. Прежде всего по усталости. Там, где река петляет, гребцы пытались срезать, выплывая на фарватер, но Евгений и капитаны других лодок сопровождения не теряют бдительности.
— Бакен справа обходим! — кричат они в громкоговоритель.
В районе Отрадного погода вновь резко поменялась: небо прояснилось, ветер стих. Я стала завидовать участникам: солнце, приятный невский бриз.
Под радостные крики чаек мимо нас на сапе проплывает миниатюрная спортсменка в розовых резиновых сапожках.
— Давай, давай! Умничка! Немного осталось! — подбадривает ее Евгений.
Он в громкоговоритель начал предлагать проплывающим мимо питьевую воду. Нас догоняет катерок с барабанщиками. Они задают ритм бразильской карнавальной самбой. Проходим мимо двухместной байдарки, в которой — и-и раз, и-и два — налегают на весла два молодых мужчины.
— Вода питьевая не нужна? — спрашиваю.
— Не, нам барабанов достаточно! И-и раз, и-и два.

Вдоль по Питеру
Я тем временем считаю мосты. От устья Невы до финиша их девять: Ладожский, Кузьминский железнодорожный, вантовый на КАДе (Большой Обуховский), Володарский, Финляндский железнодорожный, Александра Невского, Большеохтинский, Литейный, Троицкий.
Попутно рассматриваю просторы и промышленные пейзажи Металлостроя и поселка имени Свердлова. Удивляюсь, насколько иначе с воды выглядит пригород. Тем временем участники, а вместе с ними и лодки сопровождения заходят по Неве в город, и экипажи любуются уже городскими пейзажами.
Какой же все-таки наш Питер разный и красивый! Мосты, причалы, верфи, люди, прогуливающиеся вдоль набережной, рыбаки, сидящие с удочками. Думаю, что Петр I обрадовался бы, если бы увидел все это. И на манер Ивана Грозного из известного фильма, наверное, сказал бы: «Красота-то какая! Лепота!»
Плывем мимо «Арсенала», старых «Крестов», Финляндского вокзала, и вот самый центр города и крейсер «Аврора». Прохожие машут гребцам и кричат: «Молодцы!»
Евгений перекрывает движение спортсменов, чтобы пропустить туристический катер, идущий со стороны Большой Невки.
Показывается шпиль Петропавловской крепости. Последний километр все преодолевают на кураже. Вот экипаж хором запел песню «Из-за острова на стрежень». Со счетом, с кричалками, считалками, подбадривая друг друга и веселя окружающих, спортсмены поворачивают к Кронверкскому проливу и держат курс на Иоанновский мост. Три, два, один! Финиш!
У стен Петропавловской крепости — настоящий праздник с музыкой, танцами. Народу больше, чем на старте. Многие пришли семьями, большими компаниями, чтобы поддержать своих отчаянных друзей-гребцов.
Прибывающие один за другим спортсмены швартуются и идут получать медаль и заслуженную тарелку гречки.
Швартуемся и мы. Я прощаюсь с ангелом-хранителем всех саперов и каякеров Евгением и загадываю в следующем году обязательно пополнить список участников Петровского гребного марафона.
Тем временем
Лучший результат на дистанции 68 км показали петербуржцы Владимир Левченко и Тимур Хомец. Маршрут они преодолели за 4:36:20,5. Километр они пролетали за 4:03.
Дистанцию 47 км быстрее других прошли также петербуржцы — Дарья Шустрова и Иван Мосягин (3:32:56,9). На дистанции 10 км сильнейшим оказался нижегородец Сергей Косилов (37:02,0). Он обогнал петербуржца Сергея Чумаченко на 40,3 секунды.
К слову, до финиша дошли не все. Почти половина участников сошла с дистанции. Полностью путь от старта до Петропавловской крепости прошли 1515 спортсменов.