Время планировать: эксперт рассказал, как сделать Петербург дружелюбным для СИМ

В Петербурге растет спрос на арендные самокаты, постепенно строятся велодорожки. Но достаточно ли этого, чтобы назвать Северную столицу комфортной для райдеров и пешеходов? О том, как сделать город на Неве уютным для всех, «МК в Питере» рассказал основатель компании InnovaTransport, эксперт в транспортном консалтинге Алексей Смирнов.

Время планировать: эксперт рассказал, как сделать Петербург дружелюбным для СИМ
Петербург может стать удобным для любых СИМ. Фото: «МК в Питере»

— Как бы вы оценили, например, по 10‑балльной шкале развитие инфраструктуры для СИМ в России в целом и в Петербурге в частности?

— Развитие инфраструктуры для СИМ в России я бы оценил на 6 из 10, а в Петербурге, наверное, на 4–5 из 10.

— Почему именно такая оценка?

— По большому счету по всей стране СИМ-инфраструктура — это велоинфраструктура, а активного ее развития у нас пока не ведется. Есть, конечно, отдельные города-­исключения: Москва, Казань, Челябинск. В Казани и Челябинске есть собственные стратегии, которые сейчас реализуются. Но в целом по стране средняя температура по больнице: развитие инфраструктуры идет медленно, несистемно, локально. Та же картина и в Петербурге.

— Когда в России началось активное развитие велоинфраструктуры? Что ускоряет или тормозит процесс?

— Инфраструктура, как я уже сказал, в целом и не начинала развиваться системно, но определенное движение наблюдается в последние 5–7 лет. Однако темпы остаются удручающими, активного роста не происходит. Сибирские города показывают определенный рост за последний год, но это скорее исключение, чем правило. Тормозит процесс отсутствие финансовых инструментов и дефицит компетенций: большинство транспортных инженеров не понимают, как проектировать такую инфраструктуру. В результате в регионах не хватает специалистов для того, чтобы развивать ее.

— Какие города в мире можно ставить в пример, если говорить про адаптацию их транспортной сети под велосипеды, СИМ, моноколеса и так далее? И есть ли ­какие-то базовые технологии развития инфраструктуры для СИМ, которые могут служить образцом для по­дражания?

— Если говорить о мировом опыте, в качестве примеров, конечно, можно привести европейские велосипедные столицы — Амстердам и Копенгаген. Конечно, развитие велоинфраструктуры там началось еще в XX веке, и с тех пор города прошли большой путь. Но, как говорится, лиха беда начало, если начать сейчас, то уже через пару-тройку лет у нас появится хотя бы базовая система. Основные принципы достаточно просты: наличие стратегии и системный подход. Инфраструктура должна развиваться как единое целое, а не как набор разрозненных участков. Велодорожка должна вести не «из ниоткуда в никуда», а из точки А в точку Б, с учетом велопереездов, парковок и другой необходимой инфраструктуры.

Создание велодорожек улучшит транспортную ситуацию в городе. Фото: «МК в Питере»

— Каковы перспективы развития инфраструктуры для СИМ в России, в Петербурге, и особенно в центре Петербурга, где закрыли возможность для парковки прокатных самокатов?

— Хочется сказать, что они туманны, особенно в Санкт-­Петербурге. Сейчас активного развития инфраструктуры не ведется. Более того, как уже упоминалось, второй сезон подряд центр города закрыт для парковки самокатов. А если нет возможности припарковаться, то и смысла пересекать центр на СИМ просто нет. Все зависит от того, какие решения примет комитет по транспорту Санкт-­Петербурга. Если будет принято решение развивать инфраструктуру, перспективы изменятся, и ситуация начнет улучшаться. Хочется надеяться, что именно так и будет.

— Какие форматы взаимодействия могут быть между частными структурами и властями города в области развития инфраструктуры для СИМ?

— Варианты взаимодействия между частными структурами и городскими властями могут быть разными. Например, в Москве на Цветном бульваре Ассоциация операторов микромобильности профинансировала проектирование и нанесение разметки для временной велополосы — это один из возможных вариантов сотрудничества. Операторы сами устанавливают парковки в городах и наносят разметку, поэтому можно договориться о распределении ответственности и совместно работать над развитием инфраструктуры.

— Сколько, на ваш взгляд, потребуется времени, чтобы Петербург стал полностью СИМ-френдли?

— Если начать завтра, то к следующему сезону или через год действительно можно сделать город дружелюбным к средствам индивидуальной мобильности. Но важно, чтобы город стал еще и дружелюбным к пешеходам, эта задача гораздо сложнее. Все зависит от тех, кто принимает решения. Посмотрим, что нас ждет в ближайшее время.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру