Смольный обяжет сервисы проката платить за использование СИМ в городе

Власти Санкт-­Петер­бурга готовятся заключить дополнительное соглашение с кикшеринговыми компаниями, работающими на территории города. По задумке Смольного, сервисы проката должны платить за то, что их СИМ ездят по Северной столице. При этом поступившие в бюджет деньги пойдут на со­здание велодорожек и инфраструктуры для парковки электросамокатов.

Смольный обяжет сервисы проката платить за использование СИМ в городе
В городе пока не решили: брать плату за каждое СИМ или их парковку. Фото: «МК в Питере»

По словам заместителя председателя городского комитета по транспорту Михаила Казакова, сейчас текст нового финансового соглашения находится в разработке. Как пишет издание «Ведомости Северо-­Запад», обсуждается два варианта перечисления денег в петербургский бюджет. Согласное первому, сервисы проката будут отчислять по тысяче руб­лей (за сезон) за каждый электросамокат. Тогда доход будет зависеть исключительно от того, какое количество СИМ кикшеринговые компании выставят на улицы для аренды. В этом году они предоставили пользователям 42 тысячи электросамокатов. То есть, будь соглашение подписано ранее, город получил бы 42 млн руб­лей за СИМ-сезон. Второй вариант предполагает, что кикшеринговые компании будут платить определенную сумму за аренду территории для парковки средств индивидуальной мобильности. При этом Смольный уже рассмотрел около 13 тысяч локаций для организации СИМ-стоянок.

По словам Казакова, оба варианта «подтвердят готовность операторов с ответственностью подходить к городским инициативам, участвовать в развитии велоинфраструктуры». Чиновник добавил: новая схема взаимоотношений с кикшеринговыми компаниями может заработать уже в ближайшие несколько месяцев. На деньги, которые будут поступать в бюджет, город планирует развивать велоинфраструктуру. Напомним, согласно ранее озвученным данным, к 2039 году общая протяженность велодорожек в Петербурге должна составить 512 км (сейчас это 154 км велотрассы).

Смольный ежегодно подписывает соглашение с кикшеринговыми компаниями — Whoosh, «Яндекс Go» и «МТС Юрент». Каждый раз документ обрастает новыми пунктами. С 2021 года в соглашения были внесены положения о появлении в городе «медленных зон» и территорий, закрытых для СИМ. Задокументировано и требование по ограничению максимальной скорости движения электросамокатов. Прописано в нем и то, что центр города открыт только для сквозного проезда, парковаться в нем нельзя. Соглашением закреплено и требование о выделении мест для парковки СИМ, чтобы пользователи не бросали средства индивидуальной мобильности где вздумается. Среди последних договоренностей — выключение сервисов во время непогоды (во время дождя, штормового ветра или снегопада райдеры не смогут арендовать электросамокаты).

Как пишут «Ведомости», все три оператора подтвердили, что принимают участие в разработке нового финансового соглашения.

«Механика финансирования транспортной инфраструктуры со стороны операторов находится в процессе проработки с городом, документ пока не подписан. Когда мы сможем определить приемлемый для всех механизм, поделимся информацией», — сообщил изданию представитель компании «МТС Юрент». Схожей позиции придерживаются в Whoosh.

Представитель «Яндекс Go» отметил, что ключевой вопрос — методология расчета. Дело в том, что в зависимости от погодных условий количество самокатов, предоставляемых петербуржцам, в течение сезона меняется.

«Если в Петербурге и области работает порядка 18 тысяч электросамокатов, то остается вопрос, как зафиксировать эту сумму. Ориентировочно это 18 млн руб­лей. Количество самокатов в городе зависит от месяца: например, в марте их меньше, чем в июле — августе. У нас некоторые самокаты весь сезон не откатывают», — цитирует издание руководителя по взаимодействию с органами государственной власти «Яндекс Go» Павла Крупинова.

Пока что власти и кикшеринговые компании проговаривают все вопросы и ищут на них ответы, которые удовлетворят обе стороны — город и бизнес.

Транспортные аналитики и инженеры сомневаются, что собранных с сервисов проката денег хватит на развитие велоинфраструктуры. А вот направить их на организацию парковочных зон стоит. К чему придут в Смольном и кикшеринговых компаниях, покажет время.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 18 июня 2025

Заголовок в газете: Самокаты преткновения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру