Рейтинг райдеров: пользователей СИМ ранжируют по опытности и добропорядочности

Чем бы ни занялся человек, он неизбежно должен пройти путь от новичка до профессионала. Впервые севшего за руль машины не отправят участвовать в гонках «Формулы‑1». Так же и с электросамокатами: проехав пару мет­ров, не стоит прожимать кнопку Go до упора. А для тех, кто не согласен, придумали рейтинг.

Рейтинг райдеров: пользователей СИМ ранжируют по опытности и добропорядочности
Культурно ездишь — выше рейтинг. Фото: «МК в Питере»

Два сервиса проката электросамокатов, Whoosh и «МТС Юрент», запустили внутренние рейтинги пользователей. Это позволит оградить неопытных клиентов от неприятностей, а нарушителей — от возможности совершить роковую ошибку.

Социальный кредит

Идея социального рейтинга, или социального кредита, не нова. Чаще всего, говоря о таком рейтинге, вспоминают Китай. Там с 2010‑х годов начали присваивать гражданам статусы в зависимости от их поведения.

По умолчанию каждый китаец получает определенное количество баллов. За участие, например, в благотворительности, заботу о пожилых родственниках или донорство начисляются дополнительные баллы. За нарушения ПДД или пренебрежение близкими — вычитаются.

Исходя из общего количества баллов, власти присваивают индекс: от максимально положительного до максимально отрицательного. Гражданин с максимально положительным индексом может, к примеру, взять в аренду велосипед со скидкой и без залога. Со средним индексом — по повышенной ставке и с небольшим залогом, а с максимально отрицательным — получить отказ в обслуживании.

Также индекс учитывается при выдаче кредитов, продаже билетов на самолеты и поезда, приеме на работу в госорганы.

В России тоже готовятся запустить социальный рейтинг. О разработке необходимой для этого системы летом 2024 года заявил Российский государственный социальный университет. По словам разработчиков, их «метрика социальных статусов и уровней граждан» оценивает текущий уровень и прогнозирует его изменения.

Впрочем, повсеместно эту систему пока не внедрили. Тем не менее в России есть примеры локальных рейтингов.

Для водителей и пассажиров

«Подобные практики уже привычны горожанам и существуют в других транспортных сервисах — такси и каршеринге», — рассказала директор по коммуникациям Whoosh Юлия Камойлик.

К примеру, не первый год существует рейтинг в приложении «Яндекс Go», которое позволяет арендовать самокаты и машины, заказывать такси и еду. Оценки выставляются как пользователям, так и тем, кто предоставляет услугу, — таксистам и курьерам.

Whoosh и «МТС Юрент» решили ввести аналогичную систему в своих сервисах.

«Наш опыт показывает, что поощрение аккуратного вождения в сочетании с ограничениями за нарушения работает значительно лучше, чем радикальные запреты. Это помогает развивать удобный городской транспорт, снижая число неправильных решений со стороны самих водителей СИМ», — считает Юлия Камойлик.

В «МТС Юрент» рассказали, что при формировании рейтинга учитывается несколько факторов: опыт (число поездок), наличие штрафов, предупреждений и аварий, стиль вождения, качество парковки, подтверждение возраста.

«В пилотном режиме некоторые новые пользователи по умолчанию будут иметь лимит скорости 18–20 км/ч. Однако при условии соблюдения ими ПДД, отсутствия штрафов они смогут со временем повысить скорость до 25 км/ч», — уточнили в компании.

При этом уже существующие ограничения сохранятся.

«Городские правила останутся прежними. Так, медленные зоны продолжат действовать для всех. Не изменится и лимит скорости в городах, где он ограничен 20 км/ч (например, в Санкт-­Петербурге)», — уточнили в Whoosh.

В «МТС Юрент» добавили, что лимит скорости 20 км/ч сохранится вне зависимости от рейтинга в Калининграде, Тюмени, Рязани, Новокузнецке, Казани и в зоне ТТК-МКАД в Москве.

Исправиться или стать лучше

В «МТС Юрент» рассказали, что их рейтинг уже действует во всех регионах присутствия. В Whoosh сообщили, что планируют совершенствовать свою систему оценки пользователей и «в будущем индивидуальный рейтинг будет отображаться в аккаунтах пользователей».

Пока статистики (сколько пользователей получили высокий рейтинг, сколько низкий) нет, отмечают представители сервисов проката. Скорее всего, на сбор первых данных потребуется около месяца.

И «МТС Юрент», и Whoosh оценивают долю нарушителей среди всех пользователей в 1%, остальные 99% ездят по правилам.

«В идеале мы будем стремиться именно к такому соотношению, но важно понимать, что в нашей статистике не учитываются новые и пока не очень опытные пользователи», — резюмировали в «МТС Юрент».

Если пользователь только начинает кататься или совершил несколько ошибок и потерял рейтинг, в компании предлагают выход: «Вернуть свой рейтинг обратно пользователи-­нарушители смогут, если будут ездить без штрафов, инцидентов. Но на это потребуется время».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру