«Нужно искать баланс»: Илья Зотов призывает улучшать в городах инфраструктуру для самокатов

Дискуссии вокруг электросамокатов в России не утихают. Одни видят в них удобный и экологичный вид транспорта, другие — источник опасности и хаоса на тротуарах. Чтобы разобраться в этом вопросе, корреспондент «МК в Питере» обратился к заместителю председателя Общественного совета при Минтрансе России Илье Зотову.

«Нужно искать баланс»: Илья Зотов призывает улучшать в городах инфраструктуру для самокатов
Безопаснее всего ездить по велодорожкам. Фото: «МК в Питере»

— Илья, как вы оцениваете развитие кикшеринга в Петербурге?

— У меня позиция следующая. В правилах дорожного движения самокаты определены в корпусе транспорта. Следовательно, они имеют определенный спрос и рост активности среди наших граждан. Можно к ним по-разному относиться. Люди на них ездят, значит, они им удобны. И число этих пользователей увеличилось достаточно существенно: практически в 17 раз за последние 5 лет. При этом, запрещая арендные самокаты, мы получаем неконтролируемый хаос на дорогах, для которых до сих пор в Питере не действуют никакие ограничения.

— Какие аргументы приводят сторонники и противники кикшеринга?

— Основной аргумент противников — нежелание постоянно оглядываться на тротуаре. Я с этим согласен. Сторонники же видят в самокатах способ объехать пробки, быстро добраться до метро, особенно в райо­нах с плохой транспортной доступностью. Это если кратко.

Ключевой аргумент противников: «Я не хочу, чтобы я шел по пешеходной дорожке и постоянно оборачивался». Важный аргумент, здесь абсолютно согласен с людьми. Если будет отдельная инфраструктура, то возражения сразу пропадут, потому что люди с электросамокатами не будут пересекаться. Это может быть отдельная велодорожка, выделенная инфраструктура, но нужно ее создать. И тогда никаких вопросов не возникнет.

Те, кто за, — это люди, которые видят, какие пробки собираются на улицах Петербурга, понимают, что остановки расположены не у каждого здания и до необходимого адреса еще нужно будет дойти, потратив на это определенное время. В спальных районах горожане вообще выстраиваются в очередь, чтобы попасть в салон общественного транспорта. А есть самокат, который позволяет быстро доехать до ближайшей станции метрополитена. В итоге использование СИМ снижает аварийность и нагрузку на автомобильные дороги.

— Какая позиция ближе вам?

— Важно находить баланс, и нужно разрешать самокаты. Но при этом, если уж запрещают ездить в центре, должны дать ­какую-то альтернативу. Петербург — город живой и активно развивающийся, важно учитывать балансы интересов. И я против того, чтобы люди оборачивались на пешеходных дорожках: гражданам нужно дать возможность спокойно перемещаться по тротуарам со своими детьми, а пожилые не должны испытывать тревогу. Этих людей я тоже поддерживаю и еще раз указываю: нужно создавать отдельную инфраструктуру.

— Почему голос законопослушных пользователей самокатов почти не слышен на фоне критики?

— Людей, выступающих против, можно разделить на категории. Есть те, кто действительно против, потому что самокаты ездят по тротуарам. Вторая категория — те, кто пытается на этом заработать политические или финансовые очки. Я против такой критики. Тех, кто реально обес­покоен и столкнулся с проблемами, вызванными самокатами, не так много — не более 10% в Санкт-­Петербурге. Остальные заняты другими проблемами. А те, кто организует группы против самокатов, часто делают это ради ­каких-то ресурсов или политических целей. Нельзя уводить этот вопрос в политическую плоскость! Нужно найти баланс. Если мы посмотрим на школы, то большинство имеют на «парковке» самокаты. Правда, это не электрические, не арендные, но это все равно самокаты. И модель поведения детей вряд ли изменится.

— Что необходимо для гармоничного сосуществования СИМ и пешеходов?

— Город должен быть безопасным и комфортным. Нужны правила по скорости и весу самокатов. Если ­кто-то нарушает эти правила, должно быть самое жесткое наказание. Компромисс, конечно, нужно искать.

— Что еще, кроме улучшения инфраструктуры, необходимо сделать?

— Нужно научиться работать со всеми самокатами, а не только с арендными. Запрещая прокатные самокаты, мы стимулируем людей пересаживаться на частные, которые невозможно контролировать по скорости и парковке. Нужно учитывать интересы города, а не только бизнеса. Нужно также учитывать интересы всех людей, а не только тех, кто подает жалобы. Если горожанам нужны самокаты и ­какие-то зоны для них, это надо делать.

— Какие еще плюсы у самокатов в больших городах?

— Ключевая задача — снижение аварийности на автомобильных дорогах. У нас в ДТП гибнет очень много людей. Ужасно много. Нам нужно принимать решения, которые будут снижать привязку к автомобилю. Самокаты обеспечивают мобильность и снижение автомобилизации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру