Как соглашения с кикшеринговыми компаниями навели порядок с электросамокатами на улицах Петербурга

Кикшеринговые компании и власти Петербурга ежегодно заключают соглашения о введении новых правил проката, чтобы грамотно внедрять средства индивидуальной мобильности в транспортную и пешеходную городские системы. Однако теперь правительству Петербурга придется думать о законах для личных электросамокатов, которые стали пользоваться популярностью на фоне ограничений для прокатных средств индивидуальной мобильности.

Как соглашения с кикшеринговыми компаниями навели порядок с электросамокатами на улицах Петербурга
Фото: «МК в Питере»

Спикер Александр Бельский заявил, что ситуация с арендуемыми электросамокатами в Петербурге с каждым годом становится все лучше, так как кикшеринговые компании Whoosh, «Яндекс Go» и «МТС Юрент» заключили с администрацией города соглашение, которое определяет правила использования электротранспорта.

Однако Бельский выступил против предложения депутата Алексея Цивилева о создании «лежачих полицейских» для самокатов на тротуарах.

«“Лежачие полицейские” на тротуарах не являются выходом из ситуации, так как в основном на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) ездят молодые люди. Для них это (преодоление препятствия. — Прим. ред.) может стать просто дополнительным развлечением», — сказал спикер Заксобрания.

При этом председатель парламента уверен: город должен прийти к тому, чтобы самокаты, как и велосипеды, двигались по дороге вместе с другими видами транспорта. Бельский считает, что правительству нужно работать над этим вопросом, дабы обеспечить возможность самокатного движения в Петербурге, в том числе в центре города.

Обузданный электротранспорт

Ситуация с электросамокатами с каждым годом становится лучше благодаря регулированию в сфере проката СИМ. Так, центр Петербурга стал свободной от парковки электросамокатов зоной. В Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василе­островском районах можно ездить на электротранспорте, но парковать его нельзя.

Кикшеринговым компаниям из-за этого правила пришлось распределить часть самокатов в пригороды и спальные районы города, чтобы обеспечить нужную плотность покрытия в самых популярных у пользователей СИМ местах.

Сервисы проката были вынуждены ввести новые требования верификации из-за того, что на электросамокатах периодически катались несовершеннолетние, а некоторые несознательные граждане ездили на одном СИМ вдвоем. После ужесточения идентификации личности в 2024 году «МТС Юрент» заблокировал больше 10 тысяч аккаунтов, принадлежащих детям.

Новые пользователи Woosh теперь обязаны регистрироваться с указанием данных банковских ID, а «Яндекс» установил крупные горизонтальные номера на все свои самокаты, чтобы полиции было легче фиксировать нарушения пользователями электросамокатов ПДД. Кроме того, «Яндекс» запустил новую технологию против езды вдвоем: если на самокат встанет больше одного человека, агрегат замедлится до 5 км/ч.

Сейчас у кикшерингов есть специальные консультанты, которые фиксируют нарушения, совершенные пользователями. За езду в нетрезвом виде петербуржцев оштрафуют на 100 тысяч руб­лей, за передвижение вдвоем — на 5 тысяч. Если взрослый пользователь передаст самокат ребенку, ему придется заплатить 10 тысяч руб­лей. Те, кто не спешивается на пешеходном переходе, получат штраф в 1 тысячу руб­лей. После некоторых нарушений аккаунт пользователя могут заблокировать.

В 2024 году «МТС Юрент» выписал 38 тысяч штрафов нарушителям и заблокировал 9 тысяч аккаунтов.

Также для повышения безопасности в 2025 году кикшеринговые компании отключают возможность аренды СИМ во время дождя, снега и сильного ветра.

Бум личных электросамокатов

Автоюрист Александр Шумский заявил, что в России растет популярность личных электросамокатов. По словам эксперта, в 2025 году таких средств индивидуальной мобильности купили в 1,5–2 раза больше, чем в 2024‑м.

Шумский считает, что россияне пересаживаются с прокатных электросамокатов на собственные из-за санкций кикшеринга: ограничение скорости в центре, наличие зон, где движение СИМ заблокировано, запрет использования кикшеринга для несовершеннолетних, высокие штрафы за нарушения правил, блокировка аккаунтов и геоконтроль пользователя.

По словам эксперта, россияне используют личные самокаты для коротких поездок. На данный момент в стране насчитывают 2 млн непрокатных СИМ. Они не такие заметные, так как окрашены в темные цвета (как правило, черный), и не паркуются на улице. Но проблем с ними гораздо больше, потому что на них не распространяются все введенные кикшеринговыми компаниями ограничения. И на сегодня именно личные СИМ — та самая пресловутая ложка дегтя. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 28 мая 2025

Заголовок в газете: От хаоса к системе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру