Впервые с «непознанным» я столкнулся, будучи учеником младших классов. В позднесоветскую эпоху в телеэфир стремительно ворвался целитель Алан Чумак. Его пассы показывали в утренней передаче. Как раз перед мультфильмами. Помню, как сидел заспанный на кресле в окружении трехлитровых банок с водой. Жидкость от действий на экране «заряжалась», а я очень ждал момента, когда светловолосый дядька в очках перестанет махать руками и начнутся «Приключения блудного попугая».
Замечу, первое время в чудесные свойства экстрасенсорики не верили буквально единицы. Остальные даже с работы отпрашивались, когда шли «лечебные» передачи. Ведь Чумак и чуть позже за ним Анатолий Кашпировский с Юрием Лонго выступали по телевизору, а там «только правду показывают». Потом мы убедились, что это не всегда так. Но должно было пройти время.
Второе яркое знакомство с эзотерикой у меня случилось уже многим позже, в начале 2010‑х годов. Я устроился в один глянцевый журнал и, придя на работу в первый день, обнаружил столы сотрудников в редакции стоящими как попало. Одни ютились у стенок, другие располагались и вообще по диагонали кабинета. В итоге люди то и дело натыкались на углы. Поскольку львиная доля коллектива была женской, я взял на себя обязанность «навести порядок» и начал двигать утварь. Однако коллеги на меня моментально закричали и замахали руками, чтобы я ничего не трогал. Оказалось, столы странным образом расставили не просто так, а с помощью специального фэншуйного компаса. А еще на подоконниках офиса красовались гипсовые фигурки лягушек с монетами. Ну и красные полотна с иероглифами тоже были. Директор полагала, что таким образом сможет привлечь деньги в бизнес и сделать его успешным. Кстати, это не помогло, и проработали мы там недолго. Из-за финансовых проблем, конечно.
Тогда я в очередной раз убедился, что человек обычно хочет чуда, когда больше особо и не на что надеяться. Утверждать не буду, но, кажется, популярность эзотерики волнообразна и напрямую зависит от количества тревожных «звоночков» о кризисных явлениях.
А теперь давайте немного порассуждаем. К примеру, завтра запретят рекламировать магов. Что случится? Конечно, перестанут печатать статьи об этом в газетах. В интернете подчистят сайты и группы в соцсетях. Но сарафанное радио не отключат. А информацию о магах и ведуньях люди все же чаще передают из уст в уста. Узнают то от подруги, с которой «сняли венец безбрачия», то от деловых партнеров с официально трудоустроенным штатным магом.
А еще у нас в России очень любят теории заговора и идти против табу. Логика тут простая: запретили — значит, не просто так. Поэтому хочется надеяться, что новое ограничение не приведет к обратному эффекту, когда количество всяческих тарологов и энергопрактиков, наоборот, вырастет благодаря молве и дружеским чатам в мессенджерах.