Ты сюда не беги: смогут ли посетители выбраться из Гостиного двора в случае пожара

Ты сюда не беги: смогут ли посетители выбраться из Гостиного двора в случае пожара
Как обстоят дела с техникой пожарной безопасности в Гостином Дворе сейчас. Фото: архив МК в Питере / Наталья Морозова

На текущей неделе, 15 апреля, исполнилось четыре года со дня похорон пожарного Ильи Белецкого. 31-летний прапорщик внутренней службы погиб при тушении адского пожара на «Невской мануфактуре». Тогда, четыре года назад, проститься с огнеборцем на аллею пожарных на Серафимовском кладбище Петербурга приезжал губернатор города и руководством регионального управления МЧС. Сейчас могилу Ильи посещают родные и бывшие коллеги. Четыре года — это одновременно и много, и мало. Это ничтожно мало для близких пожарных: за такое время душевные раны только-только начинают затягиваться, но каждое воспоминание бьет под дых так, что перехватывает дыхание. Но этого времени достаточно, чтобы прекратить уголовное производство по делу, возбужденному после пожара, и перевести проштрафившихся (в прямом смысле — было оштрафовано и руководство, и само АО «Невская мануфактура») топ-менеджеров на новые должности.

В 2021 году, когда огонь оставил от «Невской мануфактуры» лишь кирпичные стены, гендиректором акционерного общества был Максим Макеев. После пожара Следком возбудил уголовное дело по статье об указании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Помимо Макеева тогда задержали его зама Алексея Михневича. В середине мая в отношении гендиректора «Невской мануфактуры» было возбуждено дело о нарушении требований по сохранению объектов культурного наследия. Два дела объединили в одно производство. В сентябре 2023-го Невский районный суд Петербурга производство по этому объединенному делу прекратил. Истек срок давности.

Пожар на «Невской мануфактуре» 12 апреля 2021 года: огонь и люди

Пожар на «Невской мануфактуре» 12 апреля 2021 года: огонь и люди

Смотрите фотогалерею по теме

Некоторое время о Макееве было не слышно. А в декабре 2024 года владелец «Невской мануфактуры» миллиардер Алексей Устаев создал пять личных фондов и передал в них свои активы. Доля в АО «Большой Гостиный двор» была передана ЛФ «Петроград».

Гендиректором новоявленного «Петрограда», согласно данным сервиса Rusprofile, стал Максим Макеев. А ровно через два месяца, в феврале 2025-го, бывший топ-менеджер «Невской мануфактуры» стал и генеральным директором АО «Большой Гостиный двор».

Одна из причин, по которым создаются ЛФ (а это некоммерческие организации), — желание сократить налоговые расходы. Так, при условии, что более 90% дохода фонда составляют пассивные доходы, налог на прибыль составит 15%. При этом с 1 января 2025 года основная ставка для юрлиц — владельцев активов — составляет 25%.

Но вернемся к «Гостиному двору». В декабре 2021 года, через восемь месяцев после пожара на «Невской мануфактуре», «МК в Питере» посетил «Гостинку» ужаснулся увиденному: на объекте, в котором имеет «долю» бизнесмен Алексей Устаев, пожарные выходы были заставлены манекенами и стендами с одеждой, а прямо по соседству расположились... петарды, хлопушки, римские свечи и фонтаны холодного огня. Видимо, руководство торгового центра несколько расслабилось после того, как в июле 2021 года в «Гостинку» пришли с плановой проверкой и нарушений требований пожарной безопасности не выявили.

После того как АО «Большой Гостиный двор» возглавил Максим Макеев, редакция «МК в Питере» грешным делом подумала, что теперь-то со всем, что потенциально грозит привести к крупному пожару, разберутся быстро и основательно. Но, вероятно, период, когда все было без сучка и задоринки, мы пропустили. Заглянув в «Гостинку» в конце марта 2025 года, мы увидели, что воз, извините, вешалки с одеждой и ныне там — преграждают путь к дверям с табличкой «выход».

Наше путешествие по торговому центру началось с галереи, идущей вдоль Садовой. Здесь на глаза то и дело попадались пожарные шкафы и огнетушители.

При входе постоянно попадались пожарные шкафы и огнетушители. Фото: МК в Питере / Наталья Морозова

На втором этаже оказалось пострашнее. Только из-за того, что большинство дверей с надписью «Выход» оказалось закрыто на замок. В некоторых случаях — навесной. Или, как его называют в народе, амбарный.

большинство дверей с надписью «Выход» оказались закрыты. Фото: МК в Питере / Наталья Морозова

Галерея вдоль улицы Ломоносова оказалась закрыта на ремонт. Шагая по балкону, журналист «МК в Питере» едва не запнулся о электропровод: вилка была воткнута в розетку, светлый провод пересекал балкон, а конец терялся где-то на первом этаже.

На балконе лежал провод, конец которого уходил на первый этаж. Фото: МК в Питере

Спустившись вниз и выйдя на улицу Ломоносова, журналист выяснил, что тут вовсю идут ремонтные работы и, видимо, другого варианта подключиться к электросети не было.

Внизу оказались ремонтные работы. Фото: МК в Питере

Вернувшись в «Гостинку», мы продолжили ознакомление с обеспечением пожарной безопасности здания. Пожарные шкафы, огнетушители на этой стороне, будто бы присутствовали в меньшем количестве. Более того, в отделе с огромным количеством картин мы почему-то краснопузый баллон не обнаружили. Хотя, возможно, он просто спрятался под натюрмортами и пейзажами.

В отделе с картинами огнетушителя не оказалось. Фото: МК в Питере / Наталья Морозова

Где-то на трети пути нашего журналиста сразил приступ бронхиального кашля. Дышать было тяжко, и очень хотелось вдохнуть свежего воздуха. Но ближайшая дверь оказалась закрыта на ключ, как и следующая.

При необходимости вдохнуть свежего воздуха, ближайшая дверь оказалась закрыта. Фото: МК в Питере / Наталья Морозова

Пришлось идти до победного. То есть до конца галереи.

Надышавшись воздухом Невского проспекта и налюбовавшись на колокольню, решаем проверить и галерею, расположенную вдоль самого Невского. Не разобравшись, где на нее вход, направляемся по балкону, старательно проверяя двери. Закрыты! Все!

Пришлось идти аж до Садовой, развлекаясь заглядыванием в предбанники, которые, судя по вещам в них, используют в качестве мест для хранения вещей и как урны. Вот на ручке висит пакет, а там на полу пара бутылок.

На ручке красовался пакет. Фото: МК в Питере / Наталья Морозова
А на полу стояли бутылки. Фото: МК в Питере / Наталья Морозова

Оказавшись, наконец, внутри, проделываем обратный путь, но уже мимо бутиков. Странно, на дверях, которые ведут на балкон, прикреплены таблички «Выход». Еще и зеленые стрелочки: сюда, мол, беги, если что... Но куда? Двери-то закрыты. А в некоторых бутиках еще и загорожены вешалками с недешевой одеждой.

Выходы загорожены вешалками с недешевой одеждой. Фото: МК в Питере / Наталья Морозова
И не один выход загорожен рейлами для одежды. Фото: МК в Питере / Наталья Морозова

Но фисташкой в куличе стала театральная касса, занявшая отдельное помещение, являющееся, по сути, тамбуром у запасного выхода. Конечно, закрытого.

Театральная касса заняла помещение, закрывая выход. Фото: МК в Питере / Наталья Морозова

«Да как же так?» — изумились мы. Неужели все увиденное нами является нормой? Ответ на этот вопрос знают, наверное, только в Госпожнадзоре. Однако, как сообщили нашей редакции на официальный запрос в МЧС, «последнее контрольное (надзорное) мероприятие в виде плановой выездной проверки объекта надзора, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Невский пр-кт, д. 35, правообладателем которого является АО «Большой Гостиный Двор», проводилось в июле 2021 г., по результатам которого нарушений требований пожарной безопасности не выявлено».

Занавес.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру