Одной из активисток, уже сделавших большой вклад в это направление, стала петербурженка Светлана Астафьева — инициатор создания инновационной одежды для детей с инвалидностью, основатель семейного проекта «Наша история».
Светлана — неунывающая женщина с шикарными «лисьими» глазами и заразительной улыбкой. Многие стереотипно думают, что рождение ребенка-инвалида ставит крест на личной и общественной жизни семьи, но Астафьевы собственным примером доказывают, что все зависит от личных убеждений и стремлений. Они всей семьей выбираются в лес за грибами, участвуют в детских марафонах, путешествуют по Ленобласти. В прошлом году Светлана выиграла Гран-при на конкурсе красоты и материнства «Особенная мама Санкт-Петербурга — 2024». На творческом испытании она вместе со старшей дочерью исполнила песню «Прекрасное далеко» в рок-аранжировке. На этом петербурженка решила не останавливаться. Ее следующая цель — открыть производство одежды для особенных детей. Первые шаги и образцы уже сделаны.
— Светлана, у вас большой опыт работы в швейной промышленности. А была ли мысль о том, что ваше будущее будет связано с социальной направленностью и такой спецификой?
— По образованию я технолог швейных изделий. Стаж работы — более 15 лет, но о социальной направленности задумалась относительно недавно. В нашей семье растет дочка с инвалидностью, и, столкнувшись с ее особенными потребностями, я знала, что смогу решать вопросы адаптации одежды самостоятельно. Вскоре поняла: хочу поделиться своим опытом со всеми, кто в этом нуждается.
Первым созданным мной изделием стал утепленный мешок для инвалидной коляски. Он был стильным и красивым, при этом у других семей ничего подобного я не видела. Однако такой мешок — довольно большое и дорогостоящее изделие, которое необходимо подгонять под модель коляски. Поэтому мы с дочкой начали с малого — стильной одежды для кормления и защиты от маркости.
— Чем вдохновляетесь при создании дизайна?
— Мое вдохновение — в активной жизни семьи. Мы принимаем участие в культурных и спортивных мероприятиях, на которых есть определенный дресс-код, при этом одежда должна быть удобной в эксплуатации. Так родилась идея «трансформера» — фартука-сарафана. Он сделан из действительно нарядных тканей и может как выполнять функции защиты основной одежды, так и сыграть роль вечернего комплекта для выхода в свет. Выглядеть стильно, современно — эта потребность есть и у людей с инвалидностью, и у тех, кто за ними ухаживает.

Меня очень мотивирует и инициативность мужа. Вместе мы организовали проект «Наша история», поддерживающий семейные ценности. По сути, это сообщество, которое объединяет семьи и помогает им вместе создавать яркие и незабываемые моменты в жизни. Мастер-классы, встречи с психологами, концерты, творчество — все это работает как настоящая терапия, дает возможность адаптироваться в социуме и просто понять, что мы не одни.
Помимо этого, муж принимал участие в публичных проектах: «Папино дело. Сильные духом» (рассказывает об отцах, воспитывающих детей с особыми потребностями) и «Вслед за отцом».
— Когда вы решили открыть свое дело, была ли какая-то база знаний о том, как вести бизнес, или все пришлось изучать с нуля?
— Я прохожу этот путь шаг за шагом прямо сейчас. На старте базы не было, но был опыт творческой мастерской. В то время не существовало еще такой поддержки предпринимательства, как сейчас, мы черпали информацию и опыт друг у друга, набивая шишки.
Рождение младшей дочери перевернуло нашу жизнь, и о предпринимательстве я долгое время не вспоминала. И вот два года назад, у меня появилась возможность пройти обучение в Центре «Мой бизнес» Санкт-Петербурга (ЦРПП). Программа «Мама-предприниматель» придала уверенности в своих силах и нужности воплощения нашей идеи, а тренинг «Азбука предпринимателя» показал современные тенденции развития стартапов и малого бизнеса.
— Сколько у вас сейчас человек в команде и как выстраиваются ваши коммуникации?
— Я создаю бизнес-модель, предполагая, какие специалисты будут со мной в команде. Сейчас я обращаюсь за услугами к конструкторам, швеям и стилистам. Меня радует, что те, кто со мной работает, со всей ответственностью подходят к решению вопросов, создавая красивые вещи в соответствии с особенными потребностями нашей аудитории.
Все, кому я рассказываю о своей идее, отмечают, что мы вносим огромный вклад в развитие рынка адаптивной одежды, который между тем активно развивается. Вот только на днях я узнала о международном конкурсе «На крыльях»: в нем участвуют модельеры и дизайнеры, выпускающие именно такую продукцию. Планируем подать заявку.
Также часто подмечаю, что многие специализированные бренды, даже с мировым именем, регулярно внедряют у себя модели, учитывающие потребности людей с ОВЗ.
Уверена, что с развитием доступной среды такие проекты ждет резкий взлет, ведь потребность быть красивым или выразить себя через стиль в одежде есть у всех!
— Каким вы видите будущее проекта?
— Конечно же, хочется, чтобы наши коллекции стали популярными среди аудитории. Мы планируем создание полноценного бренда. Название уже придумали, сейчас идет разработка дизайна и решается вопрос регистрации.
Еще есть мысль создать базу лекал и дать людям возможность заказать понравившуюся продукцию, а также организовать полноценный показ моделей.
— Что бы вы посоветовали тем, кто тоже занимается социальной деятельностью?
— Смело смотрите вперед. То, что мы делаем, действительно важно и необходимо для общества.