Между тем создатели контента для взрослых решили, что это повод привлекать на работу несостоявшихся сотрудников СМИ: если в кадре не получится, всегда можно к наполнению соцсетей привлечь. Не пропадать же навыкам. О том, как владельцы подпольных вебкам-студий на сайтах объявлений мимикрировали под добросовестных работодателей, «МК в Питере» рассказала едва не ставшая их жертвой жительница Петербурга Екатерина Смирнова (имя девушки изменено по ее просьбе).
Они всегда вам рады
Екатерина по образованию журналист, но сразу устроиться по профессии девушка не смогла. Будучи студенткой, подрабатывала контент-менеджером. Окончив вуз, она решила и дальше работать с социальными сетями. На рекрутинговых сайтах искала соответствующие вакансии. Так и наткнулась на предложение стать аккаунт-менеджером. В объявлении все было прописано гладко: обязанности, которые соответствовали навыкам Екатерины, оплачиваемая стажировка, гибкий график работы. Смутили ее лишь обещание о еженедельных выплатах и довольно высокая ставка — 60–85 тысяч рублей в месяц при пятичасовой смене.
— Когда ты долго сидишь на сайтах объявлений, уже можешь по некоторым признакам определить сомнительную вакансию. В данном случае были моменты, которые настораживали, но в целом вакансия выглядела как совершенно обычная, — рассказывает Екатерина.
Девушка откликнулась на вакансию и довольно быстро получила ответ: ей предложили пообщаться по телефону или в чате. Ожидавшую тестовое задание Катю это насторожило, и она решила не реагировать на сообщение. Но работодатель был настойчив. В следующем послании он пригласил девушку на собеседование. В дальнейшем переписка шла в мессенджере.
Представительница компании рассказала Кате, что их фирма специализируется на предоставлении уникальных онлайн-платформ для взаимодействия и обмена контентом. Их миссия — создать облачную экосистему, в которой люди могут делиться своим творчеством, общаться и находить единомышленников. В общем, никакой конкретики. Точным был только адрес — помещение в одном из зданий около станции метро «Площадь Восстания».
— Вместе со мной к парадной обычного жилого дома подошла девочка лет 20, вроде Аленой зовут. Оказалось, что нам назначили встречу на одно время. Ей прислали код от домофона, и мы вместе поднялись на нужный этаж. Дверь нам открыла молодая женщина. Сразу бросилось в глаза то, что на ногах у нее были домашние тапочки. Она очень удивилась, увидев сразу двоих соискательниц. Смутилась, узнав, что обеим назначили собеседование на одно и то же время. Сказала, что кому-то придется подождать, — рассказывает Екатерина.
Она пропустила «конкурентку» вперед и решила осмотреться.
— На стенах были развешаны фотографии с какими-то людьми, которые занимаются активными видами спорта, ходят в походы, катаются на байдарках. Мне пришло в голову записать видео своему молодому человеку, показать ему, где я нахожусь. На стене висела вывеска с логотипом. Мой парень решил погуглить название. Вскоре он написал мне, что я нахожусь в вебкам-студии и оттуда надо скорее уходить, — вспоминает Катя.
Все, кто в камере, — вебкамщицы?
Однако девушку одолело любопытство. Находясь в коридоре, она слышала все, что Алене говорила нанимательница. Мол, надо все время находиться в кадре. Незнание иностранных языков — не беда, так как в рабочей программе установлен автоматический переводчик. Зарплата — в долларах. Вскоре Алена пулей вылетела из кабинета, сообщив, что ей надо подумать. Пришла очередь Кати узнать условия работы.
— В этой комнате было три стола. Ремонт свежий, стены белые. В общем, ничего подозрительного. Сотрудница компании стала слово в слово говорить то же, что и Алене. Я сообщила, что все это уже слышала из коридора. А она предложила мне выйти на смену прямо сейчас, — рассказывает Екатерина.
Оплату валютой нанимательница объяснила тем, что компания работает на зарубежную платформу и выход на российский рынок не планирует. Катя же обратила внимание на лежащий перед женщиной лист. Он был заполнен женскими именами и номерами телефонов. Женщина продолжала говорить. Сообщила, что фирма работает с 2013 года, но сначала базировалась в Краснодаре и лишь недавно перебралась в Петербург. Вещала о необходимости работать не менее 20 часов в неделю.
— Я спросила в лоб: «Так это вебкам?» А она мне в ответ заявила, что любая работа на камеру — это вебкам. Хорошо, что мои друзья-телевизионщики об этом не знают, — смеется Катя. — Я не брала время на раздумье, а сразу отказалась от вакансии. Мне дали спокойно уйти, никакого негатива со стороны нанимательницы не было, но настроение упало ниже плинтуса, а на душе было отвратительно, будто грязью облили. Обидно и за потраченное время, и за то, что такие сомнительные компании спокойно публикуют свои объявления на серьезных рекрутинговых порталах.
«МК в Питере» нашел объявление, на которое откликнулась Екатерина. При беглой проверке заподозрить неладное не получится: по данным сервиса Rusprofile, индивидуальный предприниматель, являющийся владельцем бизнеса, якобы ведет деятельность, связанную с работой фитнес-центров и торговлей спортивной одеждой. На сайте объявлений сообщается, что компания «работает в сфере аффилиативной деятельности, специализируется на предоставлении уникальных онлайн-платформ для взаимодействия и обмена контентом». Аффилиативная — значит сближающая людей. Отметим, за две недели наблюдений за вакансией у разместившей ее фирмы сменились логотип и название.
Блокировки не спасают
Редакция обратилась за комментариями к одному из крупнейших рекрутинговых сервисов, чтобы узнать, как сайты объявлений проверяют работодателей и соответствие вакансии реальности. Пресс-служба hh.ru сообщила, что наниматели проходят ряд проверок еще на стадии регистрации на портале. Только после верификации работодателю открывают доступ к публикации вакансий. Но и они проходят модерацию.
Сотрудники сервиса проверяют следующее:
► не содержит ли текст дискриминационные факторы (упоминание пола, возраста);
► нет ли упоминаний сетевого маркетинга или финансовых пирамид;
► нет ли в вакансии призывов к нарушению законов РФ и т. п.
Если на уже опубликованное объявление поступает жалоба от соискателя, проводится срочная проверка и вакансия может быть заблокирована (отправлена в архив).
— Мы каждый день блокируем массу сомнительных аккаунтов. Отметим, что многие схемы мошенничества нацелены на прямое общение соискателя и работодателя вне hh.ru. В ходе проверки потенциальный работодатель может предъявить все документы, и они будут в норме (как это и было в данном случае), но job-сайты не имеют возможности отследить, какую информацию потенциальный работодатель предоставляет соискателям за пределами сайта или мобильного приложения, то есть уже во время непосредственного общения с соискателем. Именно в этот момент может начать работать мошенническая схема. И тут ни один сайт, увы, не сможет вмешаться, так как прямое общение соискателя и компании уже находится вне пределов платформы, — отметили в пресс-службе.
Представители рекрутингового сервиса просят ищущих работу петербуржцев проявлять личную бдительность при поиске работы. А в случае обнаружения подозрительной вакансии — сразу сообщать на почту job-сервиса для того, чтобы его специалисты провели внеплановую проверку.