При приеме на работу многие проходят несколько собеседований. На первом этапе нового сотрудника, как правило, просят рассказать о себе в свободной форме. Таким образом рекрутер оценивает soft skills –коммуникабельность, грамотность речи, способность быстро принимать решения и другие.
Soft Skills в переводе с английского — мягкие или гибкие навыки, иначе их называют надпрофессиональными. Это личные качества человека, которые помогают взаимодействовать с другими: манера общения и желание слушать, способность распределять время и сохранять порядок на столе, а также вдохновлять окружающих, улавливать настроение собеседника.
«Soft Skills — это обширная категория навыков, а еще работа с собственным настроением и состоянием, отслеживание эмоций и поиск причин, почему что-то вызывает, например, гнев. В широком смысле Soft Skills необходимы каждому сотруднику, особенно тем, кто работает с клиентами или в условиях многозадачности — продавцы в магазинах, операторы колл-центров, логисты, руководители», — рассказала МК в Питере Екатерина Мовсумова, коммерческий директор Talent Rocks.
При этом есть категории сотрудников, о которых редко вспоминают. Например, работники на производствах. Кажется, что им Soft Skills не особо нужны, ведь они не работают с клиентами. Но на производства приходят молодые специалисты, которым требуется наставник во время обучения. И хороший мастер — не всегда хороший учитель. Поэтому без Soft Skills не обойтись, если на предприятии намерены создать школу наставников.
«Бытует мнение, что IT-сотрудники не умеют общаться. При этом многие из них интересные и открытые люди, со своими увлечениями, в том числе творческими. Так что здесь вопрос Soft Skills скорее стоит так: насколько это нужно самой команде? Если они привыкли решать все вопросы в чатах, то нужно ли их вытягивать в живое общение? Но если менеджер не умеет ставить четко задачи — пора на тренинг. Управление людьми — тоже Soft Skills», — пояснила Екатерина Мовсумова.
Для определения уровня «мягких навыков» есть специальные ролевые тренажеры, но гораздо популярней простой разговор. Например, можно спросить человека на собеседовании, какие задачи он откладывает на потом. Если в ответе будут фразы вроде «написать письмо», то это очевидно говорит о том, что у сотрудника могут быть затруднения в общении.
Даже вопрос о хобби может многое сказать о человеке: насколько ему комфортно посещать публичные места, любит ли он командные игры или предпочитает чтение в тишине и одиночестве.
Но в целом способы выявления зависят от компании и вакансии, которую нужно закрыть. Так что здесь HR ориентируются на уже свои отработанные практики.
По опыту HR-платформы Talent Rocks, развитие «мягких навыков» при поддержке наставничества улучшается и даже влияет на удержание новых сотрудников на 12% в течение первых 9 месяцев с момента внедрения.