«МК в Питере» пообщался с жительницей Петербурга, которая год проработала за прилавком с нестандартными товарами. По ее словам, большинство стереотипов оказались ошибочными, но работа в магазине для взрослых подойдет далеко не каждому. Ей слово.
В поисках тихой гавани
Дело было пару лет назад. Тогда я предпочитала исключительно копирайтинг на удаленке. Но в пандемию количество заказчиков резко сократилось, после того как коронавирус был побежден, рынок копирайта еще находился на реанимации. На помощь пришла подруга Диана.
Много лет назад она, разочаровавшись в своей профессии и находясь в поисках призвания, трудилась в общепите. Однажды разговорилась с посетительницей, и та рассказала, что на работе целый день ест суши, смотрит сериалы и при всем этом зарабатывает 40–50 тысяч в месяц. Собеседница Дианы, как выяснилось, была не дегустатором блюд японской кухни, а продавцом в секс-шопе.
Моя подруга в тот же день нашла вакансию консультанта в магазине для взрослых. Планировала поработать, пока не подвернется что-нибудь получше, а в итоге задержалась на несколько лет. «Иди в секс-шоп. Работа непыльная, деньги платят более-менее нормальные, времени свободного много, сможешь и дальше своим копирайтингом удаленно заниматься», — заявила Диана.
Я и пошла. Выбор пал на довольно крупную сеть известного бренда, откуда годом ранее уволилась подруга. Диана меня, правда, предупреждала: руководство сменилось, и ценовая политика компании оставляет желать лучшего. Тогда я не придала этому значения и, откликнувшись на вакансию, пошла на собеседование. Оно оказалось самым коротким в моей жизни. Пару минут мне задавали общие вопросы, после чего отправили на обучение: я должна была выучить ассортимент магазина. Так как я регулярно общалась с Дианой, которая несколько лет проработала в секс-шопе, а на общие вечеринки приглашала коллег-продавцов, определенные знания о товарах магазинов для взрослых у меня были. В общем, обучение завершилось очень быстро, и я приступила к своим обязанностям продавца-консультанта.
Место, где боятся продавца
По поводу предстоящего общения с клиентами я не нервничала. Еще в студенческие годы мне пришлось поработать в кол-центре крупной сети салонов красоты, где я с утра до вечера принимала жалобы от истерящих клиенток. К тому же новая коллега сразу успокоила: мол, тут все совсем иначе.
«Большинство покупателей нас, продавцов, стесняются и даже боятся. Так что хамить вряд ли кто будет», — заявила моя сменщица.
И все же самый первый клиент навсегда врезался мне в память. Молодой человек с совершенно незапоминающейся внешностью в просторной спортивной одежде буквально ворвался в магазин и с ходу заявил, что ему нужны презервативы и возбуждающие таблетки (БАДы) для его девушки. На прилавок положил пятитысячную купюру. Тут я занервничала: в кассе не было сдачи, а у самой в кошельке гулял ветер.
«Сдачи не надо, возьмите себе на чай», — заявил покупатель и, рассовав покупки по карманам, ушел столь же стремительно, как появился. На чай мне осталось около 3 тысяч рублей.
Месяц работы прошел довольно спокойно и однотипно. Клиенты заходили нечасто, а покупали не очень много товаров. Я довольно быстро поняла почему: все товары продавались просто с дичайшей наценкой. Например, простенький вибратор в сети, где я работала, стоил на 120% дороже, чем у конкурентов. На некоторые позиции наценка была 200 и даже 350%. Разумеется, это влияло на объем продаж: почти все продавцы жаловались, что посетители приобретают только смазки и презервативы. Спустя месяц работы руководство сети вновь поменялось. Новое начальство заявило, что грядут перемены: компания будет закупать самый дешевый товар, но продавать его надо будет дорого. В тот же день я нашла вакансию продавца в другой сети и положила на стол заявление об уходе.
«Не смейся над клиентами»
Второе собеседование было столь же коротким, как и первое. Оказалось, что мой будущий работодатель Андрей сам некогда уволился из сети, из которой я сбежала из-за высоких цен. Выяснилось, что он ушел по той же причине. Андрей быстро рассказал мне про ассортимент в магазине и озвучил некоторые рабочие моменты.
«А почему у вас вакансия появилась?» — в лоб спросила я.
«Твоя предшественница смеялась над клиентами, которые покупали искусственные вагины и помпы для увеличения мужского достоинства. Узнал об этом, посмотрев камеры. Пришлось с ней расстаться. Пожалуйста, не делай как она», — объяснил Андрей и вручил ключи от торговой точки.
На следующий день я приступила к работе.
То, что покупатели действительно стесняются продавцов, я поняла еще на первом месте работы. Здесь я в этом мнении только утвердилась. Периодически веселили покупатели, убежденные, что консультант испытал на себе все товары и может рассказать обо всех нюансах. Честно признавалась: игрушками не пользовалась, предпочитаю по старинке. На продажах это не сказывалось. В конце концов, перепробовать весь ассортимент товара технически невозможно. Во-первых, его очень много, во‑вторых, часть игрушек предназначена исключительно для мужчин.
Приходя на работу, я первым делом включала свет и проверяла, все ли демонстрационные версии игрушек, расположенные на витринах, работают. Все, что нужно, — нажать кнопку и проверить, жужжит или нет. Если моторчик сел и вибрации нет, необходимо поставить товар на зарядку или поменять в нем батарейки. После этого шла рутина: заполнение листа продаж, пересчет денег в кассе и ее включение. А дальше — как пойдет.
Диски на вечер
Количество покупателей и график работы, конечно, во многом зависят от расположения торговой точки. Магазинчики у метро, находящиеся в отдельных помещениях, работают круглосуточно, те, что в торговых центрах, — 10–12 часов в сутки.
Я успела поработать в нескольких точках сети, но все они были довольно спокойные. В будни приходило от двух до шести покупателей, а вот по выходным, можно сказать, был «аншлаг» — магазинчик посещали по 6–10 человек за мою смену. Без покупок никто не уходил. На работу в секс-шоп я всегда приносила ноутбук и в перерывах между продажами подрабатывала удаленно. Без этого, наверное, сошла бы с ума от скуки. Просиживая штаны в кресле продавца, я читала книги, слушала подкасты в жанре true crime и даже окончила бесплатные онлайн-курсы по копирайтингу (хотелось освежить навыки). И все равно находиться 24 часа наедине с собой было тяжелым испытанием. С покупателями не поговоришь — большинство стесняются самого факта своего нахождения в секс-шопе. Задача продавца — пообщаться так, чтобы посетителю было комфортно и он прямо сказал, за чем пришел.
Любимая продавцами секс-шопов категория покупателей — семейные пары, которые давно вместе. Они спокойно ко всему относятся, много шутят, спрашивают обо всем, что увидят, и практически никогда не уходят с пустыми руками.
Но, конечно, у каждого товара — своя аудитория. Самые ходовые позиции — презервативы, смазки, виброкольца и искусственные вагины. Их я, к слову, продала больше, чем вибраторов. Перед праздниками всегда хорошо расходились эротические настольные игры. Стойку с DVD продавцы ласково называют «Пенсионным фондом»: таким товаром, как правило, интересовались пенсионеры. Они заходили в магазин, опираясь на трость или шумно дыша, осматривали витрину и выбирали «кино на вечер». Правда, однажды к стойке подошла пожилая дама и купила пару дисков на БДСМ-тематику. Запомнилась мне и женщина, которая приобрела искусственную вагину.
«Это для сына. Он у меня инвалид», — кратко объяснила она, поймав мой недоуменный взгляд.
Баллончик и кнопка
За год работы в секс-шопе я не встретила ни одного неадекватного посетителя. Конечно, сотрудников магазинов для взрослых «вооружают», да и в целом работодатели заботятся о безопасности своих подчиненных.
Так, большинство магазинов, работающих круглосуточно, запираются на ночь и оборудованы дверью с видеозвонком. Если покупатель выглядит подозрительно, ему просто не откроют. Геройствовать начальство не требует. Мой покой охраняли перцовый баллончик и тревожная кнопка. Воспользоваться ими, к счастью, не пришлось. А вот приятные моменты были. Один из покупателей подарил мне цветы и коробку свежей ежевики. Видимо, товары помогли укрепить семью, и так он меня отблагодарил.
Моей подруге Диане повезло меньше. Ей однажды пришлось выслушивать угрозы от покупателя: он был зол из-за того, что не сработали таблетки для повышения потенции.
Активно мы с коллегами обсуждали и случай, произошедший в феврале 2022 года в магазине у станции метро «Улица Дыбенко». Там ночной посетитель сначала осмотрел товар, а потом потребовал продавца открыть подсобку, когда она отказала, стал бить принесенным с собой ножом. А потом убежал, прихватил два массажера для мужчин. Девушка сама позвонила в скорую, но ее не успели спасти.
«А он приходил в наш магазин за пару дней до этого. Наверное, решил, что со мной не справится, и ушел», — нагонял ужаса коллега-сменщик. Кстати, сам нападавший, когда его задержали, рассказал, что зашел в магазин на Дыбенко вечером, но увидел продавца-мужчину и испугался. Вернулся ночью, когда за прилавок встала женщина…
«Игрушки мыть надо»
Кстати, продавцу секс-шопа надо очень сильно постараться, чтобы его уволили. Обычно люди уходят сами из-за скуки или недовольства ценовой политикой компании. Поэтому каждый случай, когда консультанту указывают на дверь, запоминается и потом пересказывается из уст в уста.
Одна из уволенных продавщиц на вопрос коллеги о причинах выпалила: «Игрушки мыть надо!» Оказалось, что девушка подрабатывала вебкам-моделью и периодически использовала товар из торговой точки. Все это продолжалось до жалобы покупателя: ему продали грязную игрушку. Директор пересмотрел видео и выяснил причину «загрязнения».
В другом случае на дверь указали многодетной матери, которая в качестве подработки оказывала посетителям интимные услуги прямо в примерочной. Эта история вскрылась, когда на точке был украден товар и записи камеры стали просматривать, чтобы выявить вора. Искали одно — нашли совершенно другое.
В общем, за год работы я слышала больше рассказов про неадекватных продавцов, нежели покупателей.
Вообще, конечно, должность консультанта магазина для взрослых подойдет не каждому. Пожалуй, комфортно себя будут чувствовать интроверты, лентяи и люди с подработками. Среди моих коллег по секс-шопному цеху было немало творческих людей со свободным графиком занятости: дизайнеры, репетитор по английскому, копирайтеры, начинающий мастер по маникюру, рукодельница, создававшая сувениры и бижутерию, студентки, художница. Была даже ведьма-таролог, которая в свободное от продаж время занималась продвижением страниц своих клиенток — гадалок и ведьм — в социальных сетях. Периодически она приносила собранные в лесу травы и развешивала их в подсобке. Сотрудников, для которых секс-шоп являлся единственным местом работы, было меньшинство. И многие задерживались на годы.
Кстати, самая распространенная жалоба, которую я слышала от коллег, — неминуемо возникающие проблемы с лишним весом. Я за год работы набрала ненужные мне 7 кило, моя подруга — 10.
Ушла я не только из-за скуки, которая сводила с ума. Просто удаленные работодатели полностью оправились от последствий пандемии и завалили заказами. Теперь я вспоминаю о работе в секс-шопе как о полезном опыте. Если подработка в кол-центре дала мне навыки общения с самыми разными, даже не вполне адекватными людьми, то магазины для взрослых избавили от излишней скромности.