Putin number one: как встречают российских путешественников-экстремалов заграницей

Руководитель кругосветки рассказал об особенностях трехлетней экстремальной экспедиции

В 2024 году в Кронштадте торжественно завершилось длительное путешествие команды Russian Ocean Way. Экспедиция с названием «По пути русских кругосветных мореплавателей» началась 1 июля 2021 года, когда житель Томска Евгений Ковалевский и новосибирец Станислав Березкин вышли на своем судне в Финский залив, а оттуда — в Балтийское море и Атлантический океан. Россияне следовали по маршруту великих кругосветчиков: Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Отто Коцебу, Василия Головнина, Федора Литке, Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

Руководитель кругосветки рассказал об особенностях трехлетней экстремальной экспедиции
Евгений Ковалевский. Фото: t.me/russianoceanway

Они были на морских просторах, когда началась СВО. И надо отметить, путешественникам пришлось несладко: мужчины пережили два крушения и нападение акул, прошли через зоны военных конфликтов в Аденском заливе, Красном и Черном морях. О самых ярких моментах трехлетней кругосветки руководитель экспедиции, первый зампредседателя Томского отделения РГО Евгений Ковалевский рассказал нашему изданию.

«Русских за рубежом любят»

Евгений Ковалевский занимается экстремальными походами и экспедициями уже 50 лет. Повидал за это время немало.

«Основной формат моего личностного развития — познание планеты через вхождение в дикую природу. И последующая передача знаний детям», — сообщил наш собеседник.

С подрастающим поколением он встречается в школах и вузах. На мероприятие в Петербурге послушать морехода пришли юные моряки, школьники из Выборга. Дети с горящими глазами слушали про шторма, особенности длительных экспедиций, а также города и страны. Внимательно путешественников слушали и иностранцы, когда российские кругосветчики проводили встречи в зарубежных государствах.

«Мы рассказывали им про экспедицию, русских мореплавателей XIX века, Россию, Сибирь, — вспоминает Евгений. — За рубежом обычные люди очень хорошо относятся к нашей стране и русским, чего не скажешь про руководителей тех стран. Мы провели, наверное, 300 встреч в 100 точках захода. Наши мероприятия посетили около 30 тысяч человек, а посмотреть нашу лодку пришли 15 тысяч. Они были удивлены тем, что у нас все образованные. Я рассказываю, что у нас в маленьком таежном городе Томске шесть университетов, а они изумляются: “Как в тайге могут быть университеты?” Были шокированы, узнав, что фигуры изо льда могут стоять восемь месяцев и не таять. В некоторых странах и ­снега-то не видели. А еще их очень удивляло, что русские — открытые и дружелюбные люди. В СМИ-то у них говорят, что мы все агрессоры и убийцы. Они лично убеждались, что это неправда, и были шокированы тем, как сильно их обманывают».

Продолжатели традиций

— Как вообще родилась идея совершить экспедицию по пути великих русских мореплавателей?

— Этому предшествовали несколько «проб пера». В 2006 году мы с товарищем из Новосибирска на надувном катамаране пересекли Индийский океан. В 2011‑м — Атлантический. В 2012‑м вместе со Стани­славом Березкиным — Тихий. Раньше никто не ходил по океанам на надувных судах. Примерно через два года у Стаса возникла идея пройти путем Крузенштерна, Беллинсгаузена, Литке, Головнина и Коцебу. Он задумал такой маршрут и пытался найти средства на реализацию экспедиции. В итоге он обратился ко мне и исполнительному директору Томского отделения РГО Юлии Калюжной. Было несколько безуспешных попыток получить гранты на путешествие. В итоге сотрудники Фонда президентских грантов посоветовали нам подать заявку на номинацию «Народная дипломатия». Мы описали, что наша задача в экспедиции — формирование положительного имиджа России в глазах иностранцев. В июне 2020‑го получили грант. За год нам изготовили надувной тримаран. Мы купили оборудование, чтобы вести запись, организовывать телемосты и так далее. Иностранцам я и капитан судна Станислав Березкин рассказывали про Россию, а россиянам — про страны, в которые заходили. Мы снимали остров Пасхи, Чили, Австралию, Индию. Береговая команда во главе с Юлией Калюжной монтировала записи, готовила видеоуроки. В ­какой-то момент к нашему образовательному проекту начали присоединяться зарубежные площадки — Бразилия, Аргентина, Сирия, Египет, Шри-­Ланка. Уникальность уроков была в том, что к ним подключались организации в разных точках мира. Так, в проведении урока по Антарктиде были задействованы сотрудники двух полярных станций и петербургский институт Арктики и Антарктики. К уроку про Арктику подключилась полярная станция Шпицберген. Мы со Станиславом все снимали на пять камер. Эти записи легли в основу документального фильма, который сейчас идет на телеканале «Моя планета». Все это есть и в телеграм-­канале нашей команды Russian Ocean Way. Но у нас была и научная программа экспедиции: мы замеряли радиацию в разных точках планеты, экологическое состояние окружающей среды и мирового океана.

Станислав Березкин. Фото: t.me/russianoceanway

— Но не все, похоже, было гладко: из Кронштадта вы вышли на одном судне, а вернулись на другом. Как так получилось?

— Да, мы стартовали на надувном парусном тримаране. Дошли на нем от Кронштадта через Европу, Атлантику, мыс Горн и часть Тихого океана до острова Пасхи. А вот за ним нас разорвало в шторм: мы потеряли рулевое управление. Береговой штаб организовал наше спасение силами чилийского ВМФ. Позже Юлия Калюжная приехала на остров Пасхи и ­каким-то чудесным образом нашла для нас надувной катамаран. На нем мы пересекли Тихий океан. А в Коралловом море возле Австралии мы подверглись нескольким нападениям акул. Они в итоге прокусили оба баллона, катамаран начал тонуть. И опять нас сберег береговой штаб: к нам на помощь пришли австралийские службы спасения. Мы оказались в Австралии без лодки, имущества и оборудования: все это ушло на дно Кораллового моря. И вновь случилось чудо. Местный бизнесмен, уроженец Томска Денис подарил нам твердокорпусный парусник. На нем мы вышли на большую воду 7 ноября 2023 года и 6 ноября 2024‑го зашли в Кронштадт. Удивительно, конечно, примерно 95% иностранцев, с которыми мы общались, очень хорошо относятся к русским, но при этом ничего не знают ни о России, ни о Сибири. Хотя сами эти слова им знакомы.

Экспедиция началась на надувном тримаране. Фото: t.me/russianoceanway

— Как считаете, вы достигли поставленных перед собой задач?

— Самую главную задачу — способствовать сохранению исторической памяти — мы выполнили. За 3,5 года мы прошли вокруг света по пути Крузенштерна, Беллинсгаузена, Литке и Коцебу. Мы рассказали про Россию огромному количеству иностранцев. Мы напомнили миру о том, что русские покорили океаны и нанесли на карту 150 островов в Тихом океане, а Антарктиду открыл Беллинс­гаузен, а не американский китобой Палмер, как думают в США.

Пасока (Халва) — первая в мире чихуахуа путешествовавшая на надувном судне. Фото: t.me/russianoceanway

Мы поставили два из трех заявленных рекордов: дошли на надувной лодке до мыса Горн и преодолели самое большое расстояние на надувном судне. Исполнились и мечты. Я хотел совершить самое трудоемкое, сложное и опасное путешествие в своей жизни и сделал это. Юлия ставила задачу сделать глобальный международный проект, который был бы одновременно образовательным, научным и креативным, — и это сделали. Стас Березкин с детства мечтал обойти вокруг света — смог. Мы не смогли выполнить только одну задачу — совершить кругосветку именно на надувном судне. Из-за ЧП, как я уже сказал, мы завершили путешествие на твердокорпусной лодке. И все же суда не справились, а мы не сдались и не сломались.

Евгений Ковалевский, Юлия Калюжная и житель острова Пасхи. Фото: t.me/russianoceanway

Putin number one

— Форс-мажоры, безусловно, запомнились на всю жизнь, а какие приятные моменты остались в памяти?

— Приятно и интересно приезжать в незнакомые страны. Мы со Стасом их снимали на камеру, изучали. Иногда к нам прилетала Юлия Калюжная и приносила весточки с родной земли. В этот момент мы понимали: мы не одни, у нас есть береговой штаб, друзья, семьи и тысячи подписчиков в интернете, которые следят за нашим путешествием и переживают за нас. И мы рассказывали им про то, чем сами были удивлены. Я, например, никогда раньше не слышал про страну Восточный Тимор. А в итоге мы там пожили немного. У них есть своя достопримечательность — гигантская статуя Иисуса Христа, которая стоит на глобусе. Она по размерам почти такая, как и в Рио-де-­Жанейро. Удивительным открытием для меня стала страна Джибути: там полнейшая нищета. Интересно было посмотреть Германию, Испанию, Португалию.

Фиджи. Фото: t.me/russianoceanway

Еще одна удивительная вещь, которую мы отметили, — все знают про Россию и Путина. Нам говорили: Russia good, Putin number one. Такой диссонанс: иностранцы мало что знают о нашей стране, но слышали про нее и любят ее. Это просто невероятно. А люди, когда видели наше надувное судно, говорили: «Немыслимо», «Ошеломительно», «Это за пределами экстрима», «Русские — очень крутые».

Остров Пасхи. Шоу рапануйцев. Фото: t.me/russianoceanway

— На фоне этого как оцените встречу вас в Кронштадте по завершении круго­светного путешествия?

— Это была фантастическая встреча. Нас приняли как героев: на военных кораблях были развешаны флаги, юные моряки семафорили приветствие флажками, играл военный оркестр, на набережной было очень много людей. Когда мы подходили к причалу, я заплакал. Я не ожидал, что у нашего путешествия будет такая точка. Это было феерично, фантастично, просто грандиозно.

— А планы на будущее уже есть?

— Мы с Юлией Калюжной уже выиграли грант на создание открытого географического креативного пространства. Там будут интерактивные мониторы, артефакты, привезенные из экспедиций русскими путешественниками, экскурсоводы. Мы, те, кто обошел вокруг света, будем проводить там вечера. Это будет музей реальной экспедиции. И мы очень ходим, чтобы его посещали люди со всех уголков нашей страны и даже планеты. Планируем проводить мероприятия не только на русском, но и на английском, испанском и китайском языках. Приглашаем петербуржцев! В пространстве будут мастер-­классы, кинолектории и кинопоказы, обсуждения. Мы хотим объединить людей, которые жаждут познавать мир и свою страну.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 27 ноября 2024

Заголовок в газете: Вокруг света за три года

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру