За пару дней до запуска движения на Васильевском острове изменили несколько автобусных маршрутов: они начали останавливаться около вестибюлей станции метро «Горный институт». Губернатор, прибыв на открытие станции, осмотрел автобусные остановки, благоустроенную территорию, кассовый зал, наклонный ход и платформу, которая находится на глубине в 70 метров.
Метростроители немало потрудились, чтобы новая станция была современной, красивой и функциональной. Как рассказывал автору этих строк руководитель проекта строительства Лахтинско-Правобережной линии Виктор Тарасов, компания провела большую работу по импортозамещению, согласованию и прохождению дополнительной экспертизы. После того как топонимическая комиссия Петербурга решила, что станция будет называться не «Большой проспект», а «Горный институт», в проект пришлось вносить изменения. «Форма должна соответствовать содержанию», — объяснил Тарасов. В итоге для оформления станции были выбраны немного другие решения и материалы: внешний вид вестибюлей и станции был пересмотрен. Кстати, основной материал, который использовали метростроители, — камень из наших, российских месторождений.
«Сегодня знаковое событие для нашего города: мы открываем новую станцию городского метрополитена “Горный институт”. Мы долго к этому шли, было очень много сложностей. Это первая станция, которую в полном объеме выполнил наш “Метрострой Северной столицы”. Мы создали городскую компанию и теперь регулируем все вопросы, касающиеся и строительства, и эксплуатации метро. Сохранили уникальный коллектив специалистов, решили проблемы с оборудованием, проходческими щитами, землёй и многие другие. Проделана огромная работа, чтобы заново запустить метростроение в Санкт-Петербурге», — заявил губернатор Александр Беглов.
Он поздравил жителей Василеостровского района, педагогов и студентов Горного университета с открытием станции и поблагодарил коллектив «Метростроя Северной Столицы» за проделанную работу.
Как отметил в разговоре с «МК в Питере» политолог Дмитрий Солонников, в последние пять лет в городе ведется активная работа по обновлению транспортной системы: закупаются новые автобусы и электротранспорт, корректируются и открываются маршруты, внедряются системы, позволяющие увидеть передвижение транспорта на линии и выстроить наиболее удобный маршрут передвижения. Высоко оценил он и работу города по развитию метро. По словам политолога, ситуация была довольно тяжелой, когда строительством подземки занималась частная компания.
«Ее основной задачей было — обогащение людей, которые являлись хозяевами предприятия. Это привело к тому, что компания была уничтожена. Это закон капитализма: интерес частников не в том, чтобы что-то строить и развивать, а в том, чтобы обогатиться. Губернатор был вынужден с этим разбираться. В итоге предыдущую компанию ликвидировали и создали новую с участием организаций, которыми управляет именно город. Важно, что удалось сохранить коллектив. Очень сложно было работать в условиях санкционного давления и ограничения поставок, но город с этим справился. Мы видим: идет прокладка тоннелей, строятся станции. Это большое достижение, если учесть, в котором положении находилась отрасль несколько лет назад. Но городские власти смогли решить проблему, перезапустили стройку», — отметил Дмитрий Солонников.
Действительно, станция «Горный институт» — первый новый объект, который компания «Метрострой Северной Столицы» передала городу. По сути, это символ возрождения петербургского метростроя.
«Безусловно, открытие первой за пять лет станции петербургского метрополитена вызывает большой ажиотаж. Это, казалось бы, всего лишь одна станция, но эффект от нее ожидается достаточно серьезный. Она с первого дня найдет своего благодарного пассажира, — убежден инженер, исследователь метрополитена, автор познавательного проекта «Человек-метро» Дмитрий Графов. — Сейчас три станции метро — «Приморская», «Горный институт» и «Василеостровская» — образуют треугольник. Вестибюли станций рационально распределены по островам — Васильевскому и Декабристов. «Горный институт», конечно же, с первого дня оттянет пассажиров от «Василеостровской» и «Приморской». В радиусе действия «Горного института» находятся несколько серьезных точек притяжения, формирующих пассажиропоток: Горный университет, студенты которого ранее добирались до «Приморской» наземным транспортом, Балтийский судоремонтный завод, музей «Эрарта», пространство «Севкабель Порт» и многое другое. Для многих жителей Василеостровского района время достижения работы и прочих мест сократится на 20-30 минут. Это тоже большая победа города! Отмечу, конечно, немаловажный момент: Горный институт — серьезный задел для того, чтобы развивать линию дальше. Кажется, что это маленький шажок, всего лишь одна станция, точка на карте — зато какой эффект она имеет уже с первого дня и будет иметь в будущем при продлении линии».
Планы города, действительно, грандиозны: уже разработаны актуальные проекты, а планы развития метро зафиксированы в Генплане города до 2040 года.
Сейчас метростроители ведут работы на других участках подземки. Отремонтированные проходческие щиты прокладывают тоннели на двух Красносельско-Калининской и Невско-Василеостровской линиях. Новые щиты для города изготавливает Обуховский завод. В планах города — до конца 2025 года открыть станции «Путиловская» и «Юго-Западная». Ускоренными темпами идет проектирование участков к Пулково и Экспофоруму. На скорости работ (в лучшую сторону) скажется и то, что теперь Петербург самостоятельно проводит госэкспертизу по строительству метро. Фактически завершена и станция «Театральная», расположенная между «Спасской» и «Горным институтом». Пока что, по независящим от метростроителей причинам, у «Театральной» нет выхода на поверхность, но власти города уже решают эту проблему.