В Петербурге в рамках городского конкурса, разработанного по инициативе Александра Беглова «Твой бюджет в школах», в ноябре открылись несколько пространств, разработанных по проектам учащихся. Открытие трех новых пространств состоялось 20 и 21 ноября в школе № 83 Выборгского района, 35-й Василеостровского района и 261-й гимназии Кировского района. Эксперты, с которыми поговорили журналисты «МК в Питере», оценили инициативу как нужную и полезную, а также предложили распространить ее и на другие регионы.
Все три проекта не только оригинальны, но и функциональны. Так, в 83-й школе это мультистудия «Тцуру», оснащенная современным оборудованием, программным обеспечением и оформленная в японском стиле. Там ребята могут попробовать себя в роли оператора, монтажера, режиссера, сценариста. Здесь будут проводиться мастер-классы, творческие встречи и занятия по анимации. Дети будут учиться создавать мультфильмы и развивать креативное мышление, необходимое в современном мире.
А в 35-й школе Василеостровского района появился коворкинг Со-Сafe. Пространство основано на концепции «мирового кафе» – технологии проведения дискуссий, формирующей общие ценности школы, передающей и сохраняющей традиции. Это ещё и школьный коворкинг, где можно провести свободное время, сделать «домашку», пообщаться с друзьями и интересными людьми. Первым посетил Со-Сafe баскетболист и популярный блогер Илья Челак. Он провел мастер-класс по продвижению в социальных сетях.
Пространство «Голос будущего» открылось в 261-й гимназии. Оно дает возможности сочетать отдых с новыми форматами мероприятий. Проводить мастер-классы и готовить материалы к школьным событиям и праздникам, или даже снять свой собственный сериал. Здесь кабинет музыки превратился в пространство с лекторием, зонами для записи видео и звука. Также была закуплена необходимая техника для создания медиаконтента: хромакей, студийный микрофон и осветитель, фотоаппаратура. Ученики оборудовали место для проведения профориентационных уроков, развития социально-коммуникативных навыков учащихся, практического исследования популярных профессий будущего и достижения новых целей в образовании.
Все это было сделано по инициативе и с участием самих детей.
Губернатор Петербурга Александр Беглов ранее говорил, почему юным петербуржцам необходимо проявлять свою гражданскую позицию: «Важно уже со школьных лет дать ребятам почувствовать, что бюджет города – это средства, которые идут на нужды Петербурга. Что именно горожане решают, на что их потратить. Школьники приобретают важные навыки планирования расходов, реализации сложных проектов. И главное – они видят результат своей работы. Более того, своими инициативами ребята могут подсказать нам, что стоит сделать в других школах. В бюджете города на последующие годы нами также заложены средства на реализацию инициатив проекта».
Проект «Твой бюджет в школах» стартовал в 2019 году и лишь ненадолго был прерван пандемией в 2020 году. Ученики 9-11 классов участвуют в разработке, обсуждении, конкурсном отборе и последующей реализации инициатив по созданию новых и развитию уже существующих объектов школьной инфраструктуры за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Цель проекта: дать возможность подросткам проявить гражданскую инициативу и стимулировать развитие креативных способностей учащихся.
«Мы каждый год немного меняем. Если в прошлом году мы шли от концепции успеха: что это такое. Какие нужны качества, какие пространства создать в школе, чтобы поспособствовать появлению этих качеств. То в этом году мы идем от концепции профориентации», – заявляла начальник отдела по обеспечению открытости бюджета Комитета финансов Петербурга Наталия Лукьянова.
Директор лицея № 369 Константин Тхостов дал свой отзыв об инициативах губернатора: «Бюджет на сегодняшний день в Петербурге формируется с учетом мнения горожан. Большой проект «Мой бюджет в школах» — это яркие примеры того, что все-таки государственные деньги должны расходоваться в интересах общества. Если мы говорим о школе, то главным инициатором и реализатором тех идей, которые в головах и формируются, являются сами дети. Ребята, понимая, какие элементы инфраструктуры наряду с вложениями городского правительства в школьную среду могут дать новый толчок, формировать определенные стартапы, которые впоследствии вольются в динамично развивающуюся экономику нашего прекрасного города».
По мнению Тхостова, все это еще и положительно влияет на успеваемость учеников: «Любая идея и ее воплощение в жизнь открывает ребенка с новой стороны и для его семьи, и для тех, кто находится рядом с ним, а значит, формирует соответствующую реакцию и поддержку со стороны тех, кто всё доброе, разумное и вечное. Поэтому, безусловно, активность ребят и вовлечение их во все социальные проекты — это и есть те возможности, которые предопределяют их успешность, в том числе и в учебном процессе».
Председатель Совета отцов при Комитете по образованию Санкт-Петербурга Алексей Волков так отзывается о проекте: «Мне кажется, что инициатива очень правильная и нужная, потому что ребята уже пробовали свои силы в развитии города и в работе с финансами». Он считает, что инициативу губернатора можно распространить и на другие регионы: «Конечно же, продолжение опыта, положительного опыта всегда интересно и полезно».
С 2019 года попробовали свои силы в разработке проектов около 40 тысяч петербургских учеников из 267 школ. За четыре года отобрано 90 проектов-победителей, большей частью уже реализованных. На реализацию программы в следующем году из бюджета будет выделено 90 миллионов рублей.